Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука22 августа 2006 22:00

Тайны «Евангелия от Иуды»

Вышел перевод скандального манускрипта на русский язык
Все поняли, что Иуда тот,  кто предаст Иисуса. Но почему-то  никто не попытался остановить уходящего подлеца.

Все поняли, что Иуда тот, кто предаст Иисуса. Но почему-то никто не попытался остановить уходящего подлеца.

Нет, это не «Код да Винчи»...

Книгу разметают - я, скажем, купил в магазине последний экземпляр. Но ожидающие от Иуды сенсаций вроде тех, которыми удивил Дэн Браун в «Коде да Винчи», останутся в недоумении. Порадуются лишь энтузиасты, готовые в любом древнем документе искать тайный смысл, пророчества и шифровки грядущим поколениям. Вот этого у Иуды хватает: сплошные тайны и намеки. Усугубленные тем, что часть текста - отдельные слова и целые абзацы - истлела и безвозвратно утеряна.

Многие фрагменты выглядят, к примеру, так: «У каждого из вас есть своя звезда, и всякий [пропущено около 17 строк] в [...] - (пропущенное слово) - кто [...источник] для дерева [...] этой вечной обители [...] на время [...], но он пришел к водам Божьего рая, [поколение] - (домысленное слово) - будет существовать, ибо [он] не осквернит [жизненного пути] того поколения, но [...] навечно». И что тут можно понять?

Хотя начинается текст многообещающе и загадочно - словами: «Тайное сообщение об откровении, которое Иисус высказал в беседе с Иудой Искариотом в течение недели за три дня до еврейской Пасхи».

...и не евангелие

Евангелие - это, иными словами, благая весть: текст, в котором, согласно сложившимся религиозным традициям, имеется рассказ о распятии и воскрешении Иисуса. Об этом повествуют четыре канонических - признанных церковью - евангелия. И даже не признанные - апокрифические. А в манускрипте никакой благой вести про Иисуса нет. Текст заканчивается на сюжете о выдаче Его первосвященникам. Стало быть, не евангелие это вовсе.

С другой стороны, такое название - «Евангелие от Иуды» - не выдумка переводчиков, а реальные слова из манускрипта. И некоторые теоретики все же видят в нем благую весть. Но только для Иуды. Якобы она в том, что Иуда не предатель.

Иисус ничего не попросил?

Некоторые толкователи уверяют: не был Иуда Искариот таким уж гнусным подлецом, как следует из четырех канонических евангелий. Да, продал Христа за 30 сребреников. Но не из корыстных побуждений и не по собственному разумению. А Иисус сам ему велел. Как же ученик мог ослушаться? И в этом, мол, главная сенсация «Евангелия от Иуды».

На самом деле в манускрипте Иисус напрямую не просит Иуду, предай-ка меня. А говорит лишь следующее: «...ты превзойдешь всех, Ибо ты принесешь в жертву человека, что облачен во мне».

И как это понимать? Иисус просто предвидел грядущие события? Или все-таки подталкивал к ним Иуду в расчете, что тот смекнет и предаст?

Но точно такие же раздумья вызывают и слова Иисуса из... канонического евангелия от Иоанна (13; 21 - 26), сказанные в присутствии учеников: «...истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня... тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».

Это все равно, если бы Иисус пальцем показал. Или просто сказал: ты тот, кто меня предаст.

То есть подозрения в невиновности Иуды существовали с незапамятных времен. Однако манускрипт добавил кое-что принципиально новое.

3:2 не в пользу Иуды

Важная деталь: до сего времени потенциальное сомнение сеяло лишь одно из четырех евангелий - от Иоанна. Остальные повествовали о предательстве Иуды очень кратко. А все вместе создавали действительно простую картину: предатель договорился со священнослужителями о сумме в 30 сребреников. Выбрал удобный момент и указал на Иисуса, поцеловав его. Сволочь, однозначно. Виновен, пусть даже со счетом 3:1.

Формально манускрипт мог бы довести счет всего лишь до 3:2 - опять же не в пользу подлеца. Но из «Евангелия от Иуды» следует, что Иисус вел со своим предателем доверительные беседы, выделяя его из всех остальных учеников. Чего нет в других евангелиях. А это меняет дело.

Можно, например, предположить: «в течение недели за три дня до еврейской Пасхи» Иисус беседует с Иудой с глазу на глаз. И внушает, что надо бы его предать. Смекнувший Иуда бежит к «первосвященникам и книжникам» договариваться - как, где и почем. Что вполне логично. Да и в любом случае разумно было представить дело так, будто бы речь идет о банальной корысти.

Договаривается он, как указано уже в евангелии от Луки, в то время, когда «приближался праздник опресноков, называемой Пасхой». Затем наступает тайная вечеря, на которой Иисус вдруг заводит речь о предстоящем предательстве и дает хлеб Иуде. Для чего? Из канонического контекста не ясно. Теперь же это обретает смысл: чтобы окончательно убедить Иуду. Иисус еще и подбадривал Искариота: «... сказал ему: что делаешь, делай скорее». (Евангелие от Иоанна, 13 - 27.) И тот просто ушел, никем не остановленный.

Поцеловал друга и повесился

Почему же Иуда в итоге повесился? Есть гипотеза: ужаснулся содеянному, поняв, на какие муки отправил Учителя пусть даже по его просьбе. Но, главное, не поверил в пророчество о его воскресении. Ведь никто же на самом деле не верил. Даже ближайшие ученики ничего такого не ожидали. Когда Мария Магдалина «... пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. Но они, услышавши, что Он жив, и она видела Его, - не поверили». Апостол Петр «дивился сам в себе происшедшему». Так почему Иуда должен быть поверить? Тем более что повесился он еще до того, как Иисус воскрес.

Не исключено, что в надежде оправдаться Иуда успел рассказать кому-то «истину». А потом решил, что все-таки неправильно понял Учителя, и покончил с собой. Кто знает... Может быть, предать человека по его просьбе гораздо страшнее, чем по собственному умыслу...

Чем иная трактовка образа Иуды грозит христианству? По большому счету - ничем. На мой взгляд. Даже если предположить фантастическое - то, что «Евангелие от Иуды» станет каноническим, а самого предателя когда-нибудь оправдают. Бог есть? Есть. Автор манускрипта с этим не спорит. Равно как и не сомневается, что Иисус умер во спасение людей. И воскрес, «смертью смерть поправ».

АНЕКДОТ В ТЕМУ

- Почему все религии вредны?

- Потому что человека карают только те боги, в которых он верит.

КСТАТИ

Иисус-пророк

Что предсказано в «Евангелии от Иуды»?

Иисус говорит Иуде: «Отступи от прочих, и я раскрою тебе тайны царства. Ты можешь достичь его, но это принесет тебе много горя. Ибо кто-то еще заменит тебя, чтобы двенадцать [учеников] снова могли соединиться со своим Богом».

Как сбылось

В «Деяниях святых апостолов» сказано: «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам». То есть занял место выбывшего Иуды.

Что предсказано в «Евангелии от Иуды»?

Иисус говорит Иуде: «Ты испытаешь много горя... Ты станешь тринадцатым и будешь проклят другими родами - и придешь властвовать над ними. В последние дни они проклянут твое восхождение к священному [поколению]».

Как сбылось

Благодаря Иуде - тринадцатому - само это число стали считать несчастливым. Иуда действительно проклят другими родами. Насчет «властвовать» - вопрос спорный. Но многие верят, что его род тайно правит миром.

В манускрипте пытливый Иуда задает Иисусу очень интересные - «вечные» вопросы, ответы на которые могли бы стать пророческими. Но...

«Сколько будет жить человек?»

Иисус сказал: «Почему ты интересуешься этим, ведь Адам со своим родом живет на протяжении своей жизни в том месте, где обрел царствие свое, в долговечности своего правителя?» - прямого ответа нет.

«Умирает ли дух человеческий?»

Иисус сказал: «...Господь приказал Михаилу дать людям души во временное пользование, чтобы они могли служить, но Великий приказал Гавриилу представить души великому поколению без правителя над ним, то есть, дух и душу. Поэтому [остальные] души [одна строка пропущена]» - прямого ответа нет.

«Что будет с остальными поколениями?»

Иисус сказал: «Нельзя засеять семя в [каменистую почву] и собрать урожай. [Это] также путь [...] [оскверненного рода и искаженной Софии [...] рука, что сотворила смертных, с тем чтобы их души отправились в вечные сферы. [Истинно] говорю тебе: [...] ангел [...я силы сумеет увидеть, что [...] их к [...] святым поколениям [...]» - в общем, не ясно, что с нами будет. А на вопрос, «когда наступит рассвет для поколения?», Иисус совсем не стал отвечать. И ушел.

МНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Ересь не должна смущать

- Попытки посеять сомнения в души и сердца верующих людей многократно предпринимались на протяжении всей 2000-летней истории христианства, - заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - Но это не должно нас смущать. Мы верим Божественному откровению, открытому для нас, и воспринимаем подобные находки лишь как свидетельства о тех еретических учениях, которые бытовали в первые века христианской эпохи.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Не будет ему прощения

- Представители и католической церкви, и иудейской веры, конечно, не прочь были бы реабилитировать Иуду, чтобы «вырвать корень антисемитизма», - размышляет Андрей ПЕШКОВ, кандидат богословия. - Но, как это ни удивительно, «Евангелие от Иуды» им тут скорее помешает. Поскольку создаст неприятные идеологические проблемы.

За какой грех Иуда лишился жизни? Предвидя «предательство», Иисус должен был предвидеть и самоубийство Искариота. А если тот не предавал? Тогда повесился невиновный, который, по сути, был принесен в жертву. Как-то это не по-христиански...

- А если предположить, что они оба сознательно пошли на муки? - спрашиваю я. - Тогда по-другому предстанет и знаменитый поцелуй Иуды. Он будет выглядеть уже не предательским, а прощальным. И трагическим: друг целует друга перед неминуемой смертью.

- Слава Богу, что «Евангелие от Иуды» дает основание лишь для домыслов, а не для безоговорочных выводов, - отвечает ученый. - Ведь иначе пришлось бы поставить почти в один ряд Иуду, добровольно принесшего себя в жертву, и Иисуса. Что очень вредно для веры.

- Нет, - заканчивает Андрей Геннадиевич, - нельзя церкви признавать, что Иуда действовал по указанию Иисуса. Поэтому не будет ему прощения. Никогда.

А он и не виноват

- В «Евангелии от Иуды» смерть представлена отнюдь не как печальное событие, - говорит Мервин МЕЙЕР, профессор истории христианства и один из переводчиков манускрипта. - Это лишь способ, посредством которого Иисус освобождается от плоти, дабы обрести свое небесное пристанище. А Иуда, предав Иисуса, помогает своему другу отринуть плоть и высвободить внутреннюю Божественную сущность. Разве все это не было частью Божественного плана, предусматривающего кончину Христа ради искупления людских грехов и воскресения его из мертвых на третий день? Могло ли состояться распятие и воскресение без Иуды и его поцелуя? В конечном счете Иуда в точности выполняет пожелания Иисуса. И в чем он виноват?

СПРАВКА «КП»

Документ подлинный

Манускрипт был обнаружен почти 30 лет назад в Египте. Написан на одном из диалектов коптского - древнеегипетского - языка. Содержит три документа. Два - уже известны историкам: «Послание апостола Петра апостолу Филиппу» и «Первый Апокалипсис Иакова» и, собственно, «Евангелие от Иуды». Кстати, эта надпись не венчает документ, а расположена в самом его конце.

Прежде чем попасть в руки настоящих ученых, манускрипт долго кочевал по сейфам торговцев антиквариатом. В начале нынешнего века за его реставрацию и перевод взялись специалисты Женевского университета в Швейцарии при финансовой поддержке американского Национального географического общества. Работа заняла пять лет - состояние документа было ужасным: 62 его страницы распались более чем на 1000 фрагментов.

Как официально заявил швейцарский священник и профессор истории эпохи раннего христианства доктор Родольф Кассер, о подделке не может быть и речи. Пятью различными методами - радиоуглеродным датированием, спектральным анализом, анализом чернил, контекстуальным и палеографическим исследованиями установлено: возраст манускрипта более 1700 лет. Не исключено даже, что он был списком с оригинала, написанного на древнегреческом языке еще в I веке. И вполне возможно, сразу же после смерти Иисуса Христа.

Косвенным доказательством подлинности манускрипта и его раннего происхождения служит то, что «Евангелие от Иуды» было предметом обсуждения богословов уже в конце II века. Его, к примеру, критиковал священномученик Иреней, епископ Люгдунума (Лиона) в книге «Против ересей», написанной около 180 года.

Современные же ученые вообще причисляют «Евангелие от Иуды» к самым важным археологическим находкам за последние 60 лет после Кумранских рукописей, обнаруженных археологами в 1947 году в пещерах на побережье Мертвого моря.