Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество10 апреля 2015 22:00

Сергей Крикалев: Я верю в инопланетян

К Дню космонавтики «Комсомолка» пообщалась со знаменитым космонавтом
Источник:kp.ru
Такие тренировки проходят все, кого отправляют в космос.

Такие тренировки проходят все, кого отправляют в космос.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В 1961 году на весь мир прогремело знаменитое гагаринское «Поехали!». С тех пор было немало тех, кто отправлялся в неизведанные космические дали. Почетный гражданин Петербурга Сергей Крикалев, человек, который более сорока часов провел в открытом космосе, рассказал, правы ли фантасты и почему астронавты не ссорятся.

КОСМОС - НЕ АТТРАКЦИОН

- Помните первый полет на орбиту? Страшно было?

- Не скажу, что страшно. В космос запускают не как на аттракционе: сел на колесо обозрения и испугался. Это многолетняя подготовка, образование. Нас брали в отряд уже с опытом. Считалось, что ты должен несколько лет пробыть в системе. Потом общекосмическая подготовка и еще занятия с экипажем. Поэтому я был уже знающим специалистом, когда летел.

Может, страх и был, но не из-за того, что не знал, как будет работать техника. Это скорее страх за ту важную задачу, которую мне поручили.

- Что почувствовали, когда оказались на орбите?

- Чтобы туда попасть, тратишь годы жизни и труда, проходишь отборы. А на орбите появляется самое важное чувство - чувство ответственности за дело, которое тебе доверили, перед людьми, что готовили технику. Они ведь вручили ее для испытаний. Эмоционально осознание этого превалирует.

Ощущение оторванности от земли тоже присутствовало. Особенно раньше, когда у нас связь была ограниченна и с ЦУП общались только над территорией России. Сеансы проходили минут по десять раз в полтора часа. Но на некоторых витках связи практически не было.

- Вы мечтали о космонавтике с детства?

- Выбор я сделал уже в сознательном возрасте. Тут не совсем подходит слово «мечтать», потому что оно подразумевает, что ты пассивно сидишь и ждешь. Я принял решение попробовать стать космонавтом уже после школы, когда решал, куда пойти учиться.

Сергей Крикалев.

Сергей Крикалев.

Фото: Евгения ГУСЕВА

НА ОРБИТЕ ССОР НЕ НАДО

- Бывают споры и конфликты на орбите, ведь все люди?

- Если и бывают, то они относятся к работе. Одни считают, что ее лучше выполнять так, другие, что лучше эдак. Разногласия редко выходят за рамки нормальных профессиональных обсуждений.

Личностных обид стараемся не допускать. Понимаем, что находимся в замкнутом пространстве: если начнем смешивать личное и рабочее, то дело будет плохо выполнено. Все мы ориентированы на хороший результат и разногласия решаем в рабочем порядке.

- Как складывается судьба тех, кто в отряде, но в космос не летал?

- У кого как. Были те, кого в программу так и не поставили, хотя эти люди числились в отряде. Они по разным причинам закончили работу в этой отрасли. Одни занимаются общественной деятельностью, другие возвращаются в космическую промышленность. Общих рецептов нет. Некоторые, побывав в отряде, стали журналистами, пишут книги и статьи. Люди, как правило, возвращаются к тому, чем занимались раньше, но уже обогащенные новым опытом.

- Почему не берут в космос?

- Неготовность при сдаче экзаменов. Или если человек не проходит по медицинским показателям. Судьба по-разному поворачивается. Самый известный случай: медкомиссия отстранила Валерия Кубасова, а следом и весь его экипаж оставили на земле. Тогда на орбиту в «Союзе-11» отправились их дублеры - Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. В результате все погибли.

ФАНТАСТЫ В ЯБЛОЧКО НЕ ПОПАЛИ

- Фантастику читаете?

- Любил раньше. В последнее время особо времени нет, да и ничего интересного не попадалось. А раньше читал и довольно много. Может быть, фантастика и была тем стимулом, который заставлял меня дальше идти работать в космонавтику. По крайней мере, интерес и желание трудиться в этой отрасли родились из-за хороших книг, что попали мне в руки в школьные годы. Например, Стругацкие и Лем.

- Фантастам удалось угадать и описать, как оно в космосе?

- Описывать они не могут, лишь предполагать. Есть достаточно точные тексты. Многие фантасты - люди не только с отличным воображением, но и хорошими техническими знаниями. То, что человек должен чувствовать, они описывают верно. Но на сто процентов никто не попал. Хотя хорошая фантастика не сводится только к описаниям ощущений от невесомости, там гораздо больше философских вещей.

- Кино про космос смотрите? Последние новинки, «Интерстеллар» или «Гравитацию»?

- Первый не видел. А вот «Гравитация» - красивый фильм. Сейчас современные средства графики на высоте. Хотя сюжет картины мне кажется не очень логичным. Много добротных картин снято, но они документальные. Некоторые режиссеры плотно взаимодействовали с НАСА, а с нами, к сожалению, в меньшей степени. Однако доводилось с ними пересекаться, когда снимали МКС. Есть еще скорее исторический фильм - «Аполлон-13». Очень хорошо сделан.

ГДЕ ЖИТЬ БУДЕМ

- К слову о фантастике: доводилось ли вам видеть инопланетян и вообще верят ли в них космонавты?

- Вера - это одно, а тут уверенность. Космос слишком большой, чтобы считать, что мы одни во Вселенной. Наверняка где-то есть другие формы жизни, вероятно, мыслящие, но не обязательно похожие на нас. Другое дело, что никто из космонавтов их никогда не видел. За всю карьеру не встречал ни одного коллегу, кто рассказывал бы о контакте с НЛО.

- Мы сами можем стать инопланетянами, земля не вечно кормить будет, есть ли шанс улететь?

- Такая вероятность, конечно, есть. Только не обязательно, что мы полностью покинем землю. Речь скорее о том, чтобы расселиться, а не переселиться полностью. Мы можем жить где-то еще и иметь дополнительные территории.

- Какие есть перспективы на ближайшее будущее?

- Самое интересное направление сейчас - это полеты на околоземную орбиту. Есть программа, где говорится о полетах за пределы земной орбиты. Первое направление - это Луна, и в планах она обозначена достаточно четко. К 2020 году произойдет высадка и дальнейшее развитие в окололунном пространстве.