Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука23 августа 2016 23:05

Мы сами себя загоняем в соцсети

Сотрудники «Фейсбука» установили, что алгоритмы поисковых систем в интернете приводят к радикализации общества
Сотрудники «Фейсбука» установили, что алгоритмы поисковых систем в интернете приводят к радикализации общества.

Сотрудники «Фейсбука» установили, что алгоритмы поисковых систем в интернете приводят к радикализации общества.

Фото: REUTERS

Классовая борьба, о нарастании которой предупреждали большевики, сошла на нет. А раскол в обществе наблюдается нешуточный. Как будто гражданская война на носу. Вместо того чтобы, вдумчиво выслушивать друг-друга, политические оппоненты все чаще бьют в морду. Недавнее исследование, которые провели сотрудники «Фейсбука» (они анализировали данные по сетевой активности 10 миллионов пользователей) объяснило почему рука так и тянется к маузеру. Оказывается рост радикализма и конфликтности связан с тем, что Интернет стал главным способом получения информации, вытеснив с авансцены телевидение и радио. Вы спросите: ну, и какая здесь связь? Оказывается прямая.

МЫ СТАЛИ ЗАЛОЖНИКАМИ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

Сергей Давыдов - заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. Фото: Facebook Сергея Давыдова

Сергей Давыдов - заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. Фото: Facebook Сергея Давыдова

Это только на первый взгляд кажется, что подключаясь к Интернету мы сами решаем, что читать, что искать и какие сайты открывать. В действительности это решают за нас алгоритмы поисковых систем. Новости и ресурсы, которые нам предоставляет тот же Google проходят через целую систему фильтров. Эти алгоритмы учитывают ваше месторасположение, историю предыдущих запросов, данные о вашей активности в сети и т.д.

Известный исследователь интернета Илай Прайзер приводит классический пример. Если финансист забьет в строку поиска название компании «Бритиш Петролиум», поисковый сервер выдаст ему новости об инвестициях нефтяного гиганта. А если то же самый запрос сделает эколог, ему вывалится куча ссылок о взрыве нефтяной платформы компании в Мексиканском заливе. С профессиональной точки зрения это удобно. Но если вы захотите объективно оценить суть какого-то общественно-политического события, то попадете в идиотскую ситуацию. Поисковые системы будут услужливо подсовывать вам лишь те статьи и исследования, которые совпадают с вашим мнением. Условно говоря, сторонник лозунга «Крым наш» без дополнительных усилий никогда не узнает альтернативного мнения на этот счет. И наоборот. Ученые называют это «попасть в пузырь фильтров». То же самое происходит и в социальных сетях. Там приоритет при формировании ленты новостей получают сообщения наших друзей. А они чаще всего разделяют наши взгляды. Таким образом, подключаясь к Интернету, который является фантастическим информационным ресурсом, мы слышим лишь собственное эхо.

ИСКАЖЕННАЯ КАРТИНА МИРА: И ВСЕ-ТАКИ ОНА ПЛОСКАЯ!

- Чем это может грозить обществу? - поинтересовались мы у Сергея Давыдова, заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики.

- В идеале целью общения людей друг с другом является поиск истины, - считает Сергей Давыдов. - Для этого у нас должна быть объективная картина мира, где представлены все точки зрения. Но на самом деле происходит другое. Мы общаемся не для того, чтобы найти истину, а чтобы укрепиться в своей точке зрения. «Фейсбук» идеально для этого подходит, он формирует для каждого пользователя свою картину мира. Поклонники идеи о том, что Земля плоская могут найти новых сторонников. А те кто считают, что при этом она покоится на трех китах получают очередные сенсационные доказательства своей правоты.

- Значит, в том что мы разучились договариваться и в обществе растет нетерпимость виновато устройство соцсетей?

- Нет, соцсети сами по себе не являются генератором гражданской войны. Это всего лишь инструмент, который разные стороны могут использовать либо для разжигания либо для разрешения конфликта. Другое дело, что существует запрос общества на большую обособленность различных групп. Более того, человеку свойственно стремиться к состоянию информационного комфорта, искать мнения подтверждающие, а не опровергающие его правоту. Но разные группы все равно должны иметь доступ к новому, получать альтернативные точки зрения. Есть ли такой механизм внутри социальных сетей? Это большой вопрос.

- Мы помним историю, которая приключилась, когда читатели газета «Искра» не смогли найти общий язык с подписчиками изданий царского дома. Сейчас, когда пользователи разбежались каждый по своим окопам, может полыхнуть новый Октябрь?

- Это вопрос состояния общества. Да, раньше, чтобы начать войну, надо было, как минимум, убить эрцгерцога (это стало причиной Первой мировой - авт.) Теперь достаточно оскорбительного поста в Твиттере на 140 знаков. Но интернет тут ни при чем, дело в том, насколько мы раскочегарены.

ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ СМОТРЕТЬ «ГОЛОС»

- А что нужно делать, чтобы вылезти из этого информационного «пузыря»?

- Один мой знакомый периодически заказывает в ресторане блюда методом слепого тыка. Потому что если все время брать жареную картошку с мясом, то никогда не узнаешь о том, что вкуснее всего получается у повара. Так же нужно ломать стереотипы сознания и в интернет-общении. Тем более в Сети все же гораздо легче встретить человека придерживающего противоположных взглядов. В реальной жизни, мы как правило, избегаем общения с идеологическими противниками.

- Эти противники хорошему не научат...

- Дело в другом. Расскажу личную историю. Мои родители пожилые люди, они любят смотреть шоу «Голос». Я обычно развлекательные передачи такого рода не смотрю. Но когда приезжаю к родителям на выходные у меня простой выбор: либо я с ними не общаюсь в пятницу вечером, либо мы вместе смотрим этот «Голос». Я поневоле стал знатоком этого проекта, но полюбить его так и не смог. Зато стал лучше понимать мама и папу, знаю чем они живут. Это очень важный момент, поскольку совместное сопереживание сближает людей. Поэтому надо читать новых авторов. Смотреть передачи, которые, может, не вызывают восторга. Заводить в сети самые разнообразные знакомства. В том числе и сомнительные.

ВОПРОС - РЕБРОМ!

Как будут общаться люди через 10 лет?

Сначала были газеты, потом появилось телевидение. А сегодня появился интернет и соцсети. Но ведь на этом дело не остановится. Как будет общаться люди через 10-20 лет?

- Мне сразу вспомнился случай, который рассказывал философ и теоретик коммуникации Маршалл Маклюэн, - говорит Сергей Давыдов. - В одной из индийских деревень ЮНЕСКО проводило исследование. Там сделали водопровод для местных жителей. А через некоторое время крестьяне его сломали, хотя он приносил им воду в дома. Почему они это сделали? Оказалось, что колодец был местом общения, где люди собирались и обменивались новостями. А когда повода встречаться не стало, они почувствовали, что теряют свою идентичность и решили, что лучше отказаться от такого важного удобства как водопровод.

Мораль в том, что люди будут общаться так, как им удобно. В современном мире человек чувствует себя одиноким и незащищенным. Поэтому ему хочется ассоциировать себя не только с такими большими группами, как страна или город, в котором он живет. Но все больше с маленькими группами, например с болельщиками местной футбольной команды, с поклонниками музыки конкретного исполнителя или с братством мотоциклистов... И вот для общения с этим различными группами у каждого человека становится все больше коммуникативных средств. Заметьте, что одного телевизора на семью уже мало. Более того, все чаще люди заводят несколько телефонов для общения по разным поводам. Мало того, в каждом смартфоне устанавливают по несколько приложений на разные случаи жизни. Наше окружение это несколько небольших групп товарищей по интересам (5-10 человек) с которыми мы будем постоянно на связи. Примерно так выглядит наше будущее.

КСТАТИ

Как способ получения информации влияет на уровень нетерпимости

Американские социологи Метью Генцков и Джесси Шапиро из Чикагского университета составили индекс идеологических разногласий для различных носителей информации. И выяснили, что каждый раз новый способ получения новостей заметно влиял на устройство общества.

* чем больше цифра тем выше уровень непонимания между разными группами