Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука1 декабря 2015 10:40

Российские ученые спасут мир от глобального потепления

Владимир Путин объявил о создании отечественной нанотехнологии, которая поможет совершить прорыв в области энергосбережения. Ученые объяснили, что это такое
Владимир Путин объявил о создании отечественной нанотехнологии, которая поможет совершить прорыв в области энергосбережения.

Владимир Путин объявил о создании отечественной нанотехнологии, которая поможет совершить прорыв в области энергосбережения.

Фото: РИА Новости

Выступая на конференции ООН по климату в Париже, глава государства сказал, что к 2030 году наша страна уменьшит вредные выбросы парникового газа в атмосферу до 70% по сравнению с 1990 годом. В частности благодаря ученым, которые изучают углеродные нанотрубки. Звучит сложно и непонятно, но оказалось, что с основой для их производства мы сталкиваемся почти каждый день. Это стержень обычного карандаша - графит. На атомном уровне он состоит из множества слоев - графенов - если один из них свернуть в цилиндр, то и получится углеродная нанотрубка. Ее можно "выращивать" в лабораторных условиях, получать в процессе взрыва или испарения, вариантов много. Как и способов применения: небольшой процент добавления в вещество свернутого графена улучшает полезные свойства предмета в разы. Он становится более прочным или более легким.

- Вы можете добавить углеродные нанотрубки в шины автомобилей, тогда они будут служить гораздо дольше обычных, - приводит пример Владимир Кузнецов, старший научный сотрудник Института катализа СО РАН. - Только представьте, сколько на производство шин тратят люди сил и энергии. Этими покрышками завалено уже все. Что с ними делать? Не на Майдане же все сжечь? Если вы хотя бы на 5% уменьшаете потребление покрышек за счет их долговечности, то это существенно сократит количество выбросов в атмосферу, потому что уменьшатся расходы на их производство. Плюс - не надо будет утилизировать продукт в том количестве, как сейчас, вот вам и снижение выбросов СО2 в атмосферу за счет снижения заводских оборотов.

- И когда же в России появятся эти шины?

- Пока у нас нет производств в промышленных масштабах, в которых бы использовались углеродные нанотрубки. Скорее - в исследовательских. Все упирается в финансирование. А в Италии, знаю, есть компания, которая уже разрабатывает шины для грузовиков по этой нанотехнологии. Еще можно ввести нанотрубки в бамперы машин, тогда их покраска дается существенно легче. Сейчас, если бампер сделан просто из полипропилена, на него необходимо нанести слой, который снимает электростатику, и только потом красить его. Трубки же снимают с бампера статическое электричество, вся краска сразу хорошо ложится и долго держится. Опять-таки сокращение затрат, заводских мощностей и выбросов в атомосферу. Или вот обычный спортивный велосипед весит 7-8 килограммов, а велосипед, сделанный с использованием нанотрубок около килограмма. Самолет, если в его конструкцию внедрить углепластик, то он станет легче, вы тратите существенно меньше энергии, топлива на его перемещение, он при этом может летать на более дальние расстояние. В авиации сейчас нанотрубки играют большое значение. В общем, что только ни делают по этой технологии - в Америке это и лодки, и спортивный инвентарь, и дроны.

- То есть, реально на 70% к 2030 году сократить выбросы в России?

- Конечно, это комплексная мера. Если послушаете президента, то он акцентирует внимание на еще одном моменте - не вырубайте леса, восстанавливайте их, потому что основная переработка СО2 на планете идет именно за счет жизнедеятельности растений. Даже если мы придумаем какой-то химический процесс поглощения СО2, то придется снова запускать производство, а это выбросы в атмосферу.Замкнутый круг. Надо делать процессы, машины, аппараты, которые потребляют минимум энергии, тогда и можно будет сказать о том, что глобальное потепление миру не грозит.