Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество30 ноября 2015 13:25

Как фермерам Липецкой области удается пробиться к покупателю?

Кооперативное движение объединяет как сельскохозяйственные предприятия, так и обычных огородников, предоставляя инфраструктуру для сбыта продуктов
Олег ПОТАПОВ
В Липецкой области имеется 59 постоянно действующих ярмарок и торговых площадок, предназначенных для продажи местной сельхозпродукции. Фото: Предоставлено управлением по делам печати Липецкой области

В Липецкой области имеется 59 постоянно действующих ярмарок и торговых площадок, предназначенных для продажи местной сельхозпродукции. Фото: Предоставлено управлением по делам печати Липецкой области

Принято считать, что кооперативы — это что-то советское, умершее вместе с СССР. Но это не так. Больше того, среди крупнейших мировых сельхозпроизводителей немало кооперативов. Например, широко известный в России бренд Valio — самый большой производитель продовольствия в Финляндии, объединяющий 18 кооперативов, где трудятся более 8800 фермеров.

В последние годы кооперативное движение все активнее заявляет о себе и в России. Об успехах и проблемах развития сельскохозяйственной и сбытовой кооперации расскажем на примере Липецкой области.

ДОСТУП НА РЫНКЕ ПО ВСЕЙ ОБЛАСТИ

Развитие кооперативного движения – один из главных приоритетов губернатора Липецкой области Олега Королева. Как отмечалось на прошедшем в конце октября 2015 года в Усмани административном совете, в сельскую кооперацию вовлечено около 25 тыс. личных подсобных хозяйств – это 12% от их общего числа. Создано более 700 сельскохозяйственных потребкооперативов, половина из них - снабженческо-сбытовых, 294 - кредитных, 60 - перерабатывающих. Причем, Липецкая область стала общероссийской площадкой по обмену опытом развития кооперации, выработке основных направлений ее развития.

Одно из основных условий поступательного развития кооперации, как и любой отрасли, занимающейся производством продукции, - грамотная организация сбыта. Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с органами местного самоуправления, руководителями кооперативов и предпринимателями принимаются меры по обеспечению всех сельхозпроизводителей торговыми местами.

Наиболее доступный способ торговли напрямую - продажа произведенных продуктовна областных и муниципальных сельскохозяйственных ярмарках и рынках. Удобно и покупателю, который приобретает свежий товар без лишних накруток, и производителю, который может, при необходимости, и в цене уступить, и сразу сориентироваться в пристрастиях потребителей и деньги за проданный товар получает сразу (магазины возвращают деньги за проданный товар с существенной отсрочкой).

Гарантированные оборудованные торговые места для всех категорий сельхозпроизводителей (от сельскохозяйственных потребкооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности до обычных огородников) для продажи выращенной сельскохозяйственной продукции создано более четырех тысяч торговых мест на девяти универсальных, одном сельскохозяйственном кооперативном и шести сельскохозяйственных розничных рынках. Размещаются они по всей области.

ЯРМАРКИ — ВЫНУЖДЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Административные послабления регионального законодательства, принятые в 2015 года, способствовали строительству новых рынков. Причем, создание собственных сельхозрынков, кроме обеспечения членов кооператива торговыми местами, интересно ещё и тем, что члены кооператива – владельца рынка устанавливают стоимость аренды торговых мест самостоятельно и могут быть освобождены от неё.

Совместно с органами местного самоуправления решается вопрос о том, чтобы в каждом муниципальном образовании области был розничный рынок, где сельхозпроизводители могли бы в цивилизованных условиях продавать выращенную продукцию. Таким примером стало открытие в апреле 2015 года торгового комплекса рыночного типа в поселке Лев Толстой, на котором выделено 50 торговых мест для продажи сельскохозяйственной продукции.

В области имеется 59 постоянно действующих ярмарок и торговых площадок, предназначенных для продажи местной сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе на муниципальных ярмарках, сельскохозяйственных площадках «Торговые ряды». За 11 месяцев 2015 года организовано более 11,5 тысяч муниципальных ярмарок.

Но многочисленные коммерческие ярмарки в Липецке и ряде райцентров - явление вынужденное. Сельхозпроизводителям, кроме этих ярмарок, просто негде легально реализовать плоды своего нелегкого труда. К примеру, в областном центре существование единственного сельхозрынка на улице Союзной сейчас находится под вопросом, так как управляющая компания не выполнила условия по строительству новых торговых рядов. Садоводам и огородникам приходится торговать где придется. Борьба со стихийной торговлей не приводит к действенным результатам. Рейдовые бригады уходят, и продавцы вновь возвращаются на свои места, ведь спрос на местную продукцию есть всегда.

ЯРМАРКА У «АШАНА»

Решить проблему с торговыми местами для местных сельхозпроизводителей можно, открывая торговые комплексы, в которых созданы условия для продажи сельхозпродукции. В райцентрах – это рынки и комплексы рыночного типа по примеру Лев-Толстовского торгового предприятия. В Липецке открыты небольшие торговые комплексы около крупных магазинов или остановок общественного транспорта и крупные рыночные комплексы в жилых микрорайонах. Особенно востребованы рынки у жителей новых, удаленных от центра микрорайонах. Это видно на примере возрастающего покупательского потока на сельскохозяйственной ярмарке около гипермаркета «Ашан». Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области неоднократно обращалось к предпринимателям, органам местного самоуправления с подобным предложением, но откликнулись пока только во Льве Толстом.

Особой популярностью у мелких сельхозпроизводителей и начинающих кооператоров пользуются областные розничные ярмарки. Это не случайно: торговые места на них предоставляются бесплатно, покупательский спрос обеспечен - покупатели ждут ярмарки с нетерпением. С начала года в области проведено более 200 областных ярмарок, из них 120 - в отдаленных сельских населенных пунктах. Планируется, что до конца года состоится 220 областных ярмарок.

Управление принимает меры по установлению сотрудничества по поставке продукции между местными сельхозпроизводителями и сетевыми компаниями. Практически еженедельно в управлении проводятся рабочие совещания с сельхозпроизводителями и руководителями торговых предприятий. Картофель и овощи в региональные сети «Покупайка» и «Пролетарский» поставляют добринский кооператив «Семейный» и чаплыгинский кооператив «ВВП-48». Измалковский кооператив «Деревенские гостинцы» продает молочные продукты, произведенные из молока фермерских и личных подсобных хозяйств, в сети «Каравай», «ТриМ», «Покупайка».

ЦЕПОЧКА ОТ ОГОРОДА ДО ПОКУПАТЕЛЯ

Конечно, начинающему кооперативу или фермеру трудно выдержать условия, предъявляемые торговыми сетями, а процесс вхождения в федеральные сетевые компания занимает длительное время. Чтобы помочь местным сельхозпроизводителям и удовлетворить покупательский спрос в местной продукции, в практику внедрена такая форма продаж, как «магазин в магазине». Это липецкое «ноу-хау» во взаимодействии товаропроизводителей и торговых сетей отлично прижилось. Сейчас в области действует 15 торговых точек формата «магазин в магазине», в том числе в «Пятерочке» (12 торговых точек по продаже мяса), в магазине «Покупайка» на ст.Плавица Добринского района (точка по продаже мяса), в двух липецких магазинах «Магнит» и гипермаркете «Ашан» - торговые точки по продаже меда и другой продукции пчеловодства.

Сетевые компании готовы принять под крышами своих магазинов все кооперативы, которым интересно такое предложение.

Успешно развивающиеся кооперативы вышли на более высокий уровень торговли, организовав продажу продукции, выращенной членами кооперативов или закупленной в личных подсобных и фермерских хозяйствах, в собственных точках розничной торговли, в том числе в 80 магазинах и 4 павильонах.

- В области создается полноценная система – от закупки до реализации сельхозпродукции, власть поможет людям качественными семенами овощей, молодняком скота, - пояснил глава региона Олег Королев. - Так мы обеспечим горожан экологически чистыми местными продуктами и поможем селянам стать побогаче.

Слабым звеном в развитии сбыта сельскохозяйственной продукции остается отсутствие в регионе логистического центра. Он должен освободить производителей от забот по сортировке, разделке, фасовке, штрих-кодированию и других операций по подготовке сельскохозяйственного сырья к товарному виду, отвечающий требованиям законодательства к товарам, поставляемым в предприятия розничной торговли. Каждому кооперативу или фермеру в отдельности иметь такое оборудование нецелесообразно и не под силу. Кроме того, логистический центр позволит решить и такие проблемы, как длительное хранение сельхозпродукции, обеспечение бесперебойных круглогодичных поставок в торговые предприятия области, формирование крупных партий товаров для отгрузки за пределы области. Такой логистический центр должен быть в областном центре, имеющим развитую транспортную инфраструктуру и являющимся основным потребителем сельхозпродукции. Если логистические центры появятся в районах области, а это актуально в Елецком, Становлянском и других районах, через которые проходят федеральные автомагистрали и железнодорожные пути, то это послужит мощнейшим стимулом для развития сельскохозяйственной кооперации.