Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+18°
Boom metrics
Общество23 августа 2016 22:52

Как отразятся на Ростовской области российские санкции против Турции

До последнего времени эта страна была основным нашим торговым партнером
Не нужен на более берег турецкий, а? Фото: Виктор Хабаров/ZERKALO

Не нужен на более берег турецкий, а? Фото: Виктор Хабаров/ZERKALO

Россия подготовила пакет санкций в отношении Турции за военную агрессию — сбитый над территорией Сирии, где наши ВКС проводят операцию против запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ, турецким F-16 фронтовой бомбардировщик Су-24. Во время этого «подлого удара в спину», как охарактеризовал случившееся глава нашего государства Владимир Путин, погиб пилот «сушки», а в ходе операции спасения штурмана боевиками был убит морпех Александр Позынич из Ростовской области.

В ответ на это Россия объявила о подготовке целого комплекса ограничительных мер, и в субботу, 28 ноября, Владимир Путин подписал указ о «специальных экономических мерах против Турции». Что это означает? Во-первых, с 1 января 2016 года российским компаниям запрещается принимать на работу граждан этой страны (впрочем, те турки, что уже работают в России, смогут продолжить работу в РФ).

Во-вторых, запрещен ввоз в Россию некоторых видов товаров. В-третьих, ограничена деятельность турецких организаций.

В-четвертых, Владимир Путин поручил правительству запретить чартерные воздушные перевозки между РФ и Турцией, а туристическим агентствам предлагается "воздерживаться от работы на турецком направлении".

В-пятых, правительству поручено усилить контроль за турецкими автоперевозчиками "в целях обеспечения безопасности".

Другими словами, торговая война против Турции началась - уже официально. «Комсомольская правда — Ростов-на-Дону» попыталась разобраться, каким образом все это отразится на Ростовской области.

ОСНОВНОЙ ТОРГОВЫЙ ПАРТНЕР - УЖЕ В ПРОШЛОМ?

Ростовский бизнес вез в Турцию в основном урожай с наших донских полей.

Ростовский бизнес вез в Турцию в основном урожай с наших донских полей.

По официальным данным за 2014 год (в этом году отчеты еще не приводились), внешнеторговый оборот Ростовской области составил порядка $7,7 млрд — меньше, чем в 2013-м, потому что упали и импорт (на четверть), и экспорт (на 17 процентов).

И если прежде основным зарубежным партнером донского региона была Украина, то после майдана и начала гражданской войны на Донбассе, на первое место в прошлом году вышла как раз Турция, на которую приходилось 21,3 процента всего оборота.

Ростовский бизнес вез к туркам, в основном, продовольственные товары (зерно, семечку, растительное масло) — это более половины всего экспорта, затем — нефть и уголь (22 процента экспорта), а также черный и цветной металл.

«Взамен», то есть в виде импорта, мы получали из Турции машиностроительную продукцию, химию, минеральную продукцию, продовольственные продукты. При этом, следует отметить, что именно Турция являлась основным импортером металлургической продукции в Ростовскую область — треть всех поставок. КТО ТОРГУЕТ С ТУРЦИЕЙ И ЧЕМ?

Как следует из открытых источников, основными экспортерами Ростовской области в Турцию были Новошахтинский завод нефтепродуктов (Красносулинский район), «Астон» (Ростов-на-Дону), «Юг Руси» (Ростов-на-Дону), Новочеркасский электродный завод, «Югметаллонвектор» (Ростов-на-Дону), «Южтранс» (Шахты), «Дитис трейд» (Мясниковский р-н), «Тагмет».

Основными же импортерами из Турции выступали «Глория Джинс» (Ростов-на-Дону), «Донской табак» (Ростов-на-Дону), «Меринос ковры и ковровые изделия» (Ростов-на-Дону), «Югметаллснаб-холдинг» (Шахты).

А вот инвестпроектов с участием турецкого капитала в Ростовской области не так уж и много — уже упомянутые «Меринос ковры», торговый центр «Меркурий», фруктовоовощной терминал «Ф.О.Р.Т» в Аксайском районе, а также совместное предприятие в Белой Калитве «Эстек-Норд», специализирующееся на выпуске технологического инструмента.

- Следует заметить, что турецкий бизнес инвестирует преимущественно в проекты, чей «запуск», впоследствии, создает устойчивый рынок для турецких товаров, - отмечает в своем исследовании историк и экономист, профессор ЮФУ Александр Дружинин, член ученого совета Русского географического общества. - Реализуемые инвестпроекты – немногочисленны. К тому же, ориентированы они не столько на укрепление конкурентных позиций Ростовской области на глобальных рынках, сколько на удовлетворение ее внутреннего спроса. Экспорт Ростовской области в Турцию хоть и существенен, но в своей массе носит сырьевой характер. Что же касается турецких поставок, то они снижают потенциал развития целого ряда традиционных для Ростовской области отраслей (в первую очередь, в агропромышленной сфере). При этом, для турецкой экономики и Ростовская область, и в целом Юг России во многом выступают в качестве периферии ее геоэкономических интересов.

ДОСТРАИВАТЬ АЭРОПОРТОВЫЙ КОМПЛЕКС "ЮЖНЫЙ" БУДУТ ВСЕ-ТАКИ ТУРКИ?

"Южный" к 2017 году достроят, как заверили нас в ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" все-таки турки. Фото: пресс-служба ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"

"Южный" к 2017 году достроят, как заверили нас в ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" все-таки турки. Фото: пресс-служба ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону"

Вместе с тем, любопытная деталь, на которую обратил внимание целый ряд экспертов, с которыми пообщалась в ходе подготовки этого материала «Комсомолка»: аэропортовый комплекс «Южный», входящий в программу подготовки к ЧМ-2018, который строят как раз турки: выбран турецкий консорциум Limak-Marashstroy, выигравший тендер по отбору гендподрядчика на строительство нового аэропортового комплекса «Южный». И здесь момент довольно принципиальный: этот холдинг возводит еще и самый крупный аэропорт в мире в Стамбуле, с пропускной способностью в 150 млн пассажиров в год, вдвое больше, чем в лондонском «Хитроу».

С учетом того, что Россия может приостановить участие турецких компаний в крупных объектах, строящихся в нашей стране, поворот событий может оказаться любопытным.

- Генподрядчик, компания Limak-Marashstroy, продолжает заниматься строительством на своем участке, - заявила «Комсомольской правде – Ростов-на-Дону» руководитель департамента стратегических коммуникаций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Ольга Ладейщикова. - В настоящее время на строительной площадке будущего аэропорта ведутся работы по устройству фундамента аэровокзала.

Источник во властных структурах отметил, между тем, что турецкая компания является только подрядчиком, но не инвестором. При этом, напомним, турки также выступают в качестве подрядчиков одного из строящихся к ЧМ-2018 5-звездочных отелей.

ЧТО БУДЕТ С ТУРЕЦКИМИ ОВОЩАМИ, ФРУКТАМИ И ОДЕЖДОЙ?

- Меня больше беспокоит другое: турки активно поставляют в Ростов-на-Дону и овощи, и фрукты, - заметил в беседе с «Комсомолкой» ростовский бизнесмен, владеющий рядом торговых точек. - Не секрет ведь, что те же помидоры к нам везут не только в зимнее время, но и летом, как раз из турецких провинций. И огурцы, и всякие фрукты.

Он же спрогнозировал сложности с продажей одежды — в частности, шуб и дубленок, часть из которых также поставляется из Турции.

- Вариант замещения — Китай, Греция, - полагает он. - Но ведь нужно оперативно, во-первых, разорвать предыдущие контракты, а во-вторых, что важнее, заключить новые. Не исключаю, что это все подорожает. Может, не в разы, но процентов на 15-20 точно. Впрочем, министр сельского хозяйства России Александр Ткачев уже объявил, что россияне не почувствуют на себе отсутствие турецкой продукции на отечественном рынке: Минсельхоз Рф готов в течение недели заменить ее поставками из других стран. ОТДЫХ И СПОРТ

В прошлом феврале "желто-синие" во главе с главным тренером Курбаном Бердыевым неплохо потренировались как раз в Анталии, где была вполне комфортная погода. Фото: пресс-служба ФК "Ростов".

В прошлом феврале "желто-синие" во главе с главным тренером Курбаном Бердыевым неплохо потренировались как раз в Анталии, где была вполне комфортная погода. Фото: пресс-служба ФК "Ростов".

В правительстве Ростовской области уже прикинули, что отказ от турпутевок в Турции лишит эту страну примерно 1,5 млрд рублей только от путешественников с берегов Дона. Однако тут есть два сопутствующих момента. Во-первых, как ни крути, нам придется расстаться с довольно близкими по расстоянию (от Ростова до той же Антальи всего в полтора раза дальше, чем до Москвы; а самолетом - так добраться туда быстрее, нежели до черноморского побережья Краснодарского края на машине или поездом), вполне комфортными и более дешевыми, зачастую, чем на отечественных курортах, местами отдыха. Во-вторых, туркомпании, особенно местного и регионального уровня, конечно, потеряют - и здорово, учитывая, что именно турецкое направление для немалого числа из них и было самым продаваемым. К слову, уже практически наверняка известно, что от сборов в Турции откажется ФК "Ростов", а ведь эти выезды российских футбольных клубов в зимнее время, между осенней и весенней частями чемпионата России, тоже были для турецкой экономики весомым источником. Теперь же футболисты будут радовать своими тренировками и, соответственно, расходами Кипр. Не исключено, что придется "подвинуться" на рынке авиаперевозок и компании Turkish Airlines, которая занимала приличную долю в этом сегменте. Правда, официальных комментариев по этому поводу "КП" пока не получила.