Премия Рунета-2020
Новосибирск
+12°
Boom metrics
Общество26 апреля 2017 1:16

Авария на Чернобыльской АЭС: Из окон летели холодильники, а куры селились на деревьях

31 год назад новосибирские документалисты застали в зоне отчуждения людей-биороботов, сняли крушение вертолета и встретили Аллу Пугачеву [архивные фото, аудио, видео]
Во время митинга в октябре 1986 года чуть не случился Чернобыль-2: вертолет зацепился лопастями за трос и упал возле реактора.
Фото: архив Валерия Новикова, Западно-Сибирская студия кинохроники

Во время митинга в октябре 1986 года чуть не случился Чернобыль-2: вертолет зацепился лопастями за трос и упал возле реактора. Фото: архив Валерия Новикова, Западно-Сибирская студия кинохроники

31 год назад об украинских городах Чернобыле и Припяти узнал весь мир. 26 апреля 1986 года в 120 километрах от Киева произошла авария на атомной электростанции. Гигантское радиоактивное облако накрыло не только Украину, но и Белоруссию, Россию, Европу... Впрочем, в первые дни Советский Союз не догадывался о масштабах трагедии.

НА СТОЛБАХ - АИСТЫ, НА УЛИЦАХ - НИ ДУШИ

- Внимание! Внимание! - передавали радиоприемники. - Уважаемые товарищи, Городской совет народных депутатов сообщает, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. В целях обеспечения полной безопасности людей, особенно детей, возникает необходимость провести временную эвакуацию.

Местные жители уезжали и думали, что вот-вот вернутся. Но спасли тогда не всех. Сам взрыв унес жизни двух работников ЧАЭС. Около 30 человек погибли от лучевой болезни в первые же месяцы - такова официальная статистика.

Чтобы остановить заражение, аварийный реактор засыпали с вертолетов тысячами тонн песка, глины, свинца и бора. Новосибирские строители из треста «Сибакадемстрой» сооружали вокруг разрушенного энергоблока объект «Укрытие» - так называемый саркофаг - железобетонную конструкцию с собственной вентиляцией. Опасную, но уникальную стройку решили запечатлеть на пленку. Это предстояло сделать сотрудникам Западно-Сибирской киностудии.

В 1986 году режиссер-документалист из Новосибирска Валерий Новиков вместе с командой отправился в самый эпицентр зоны отчуждения.

В 1986 году режиссер-документалист из Новосибирска Валерий Новиков вместе с командой отправился в самый эпицентр зоны отчуждения.

Фото: Юлия СТАЛИНА

- Наш директор объявил, что добровольцы могут поехать, - вспоминает режиссер-документалист Валерий Новиков. - Первыми, кто поднял руку, были оператор Виктор Гребенюк, редактор Виктор Попов и мой ассистент Сергей Шихов. Я в тот момент был на съемках в Арктике. Когда вернулся, сказал, что тоже готов.

Это был июнь 1986 года. Вооруженные 10-килограммовыми камерами – такая тогда была съемочная техника - сибиряки вышли из автобуса и… удивились. Валерий Новиков рассказывает:

- Природа великолепнейшая! В это время там все цвело: яблони, цветы. Я помню, как поразили аисты, которые сидели в гнездах на крышах, столбах и деревьях. Такое я видел только в книгах. Мы попали в какой-то другой мир. При этом сама местность была безлюдной. Поначалу нам предложили поселиться в безопасном месте в поселке для ликвидаторов Зеленый Мыс. Но оттуда нужно было полтора часа добираться до АЭС. Мы были против, и поэтому нам выделили вагончик рядом со станцией.

Съемочная команда из Новосибирска. Второй справа - режиссер Валерий Новиков. Фото: архив Валерия Новикова

Съемочная команда из Новосибирска. Второй справа - режиссер Валерий Новиков. Фото: архив Валерия Новикова

ПЫЛЬ-УБИЙЦА

Радиация - враг невидимый. Ее невозможно почувствовать. Каждому, кто находился в зоне отчуждения, раздавали специальные приборы - дозиметры, которые сигналили об опасности.

- Существовали нормы: если человек набирал определенное количество бэров - выше 25, то его отправляли из зоны, - поясняет режиссер. - Это все соблюдалось, но нестрого. Были в Чернобыле и медики. Можно было самому пойти и провериться. Но это не было законом. Каждый надеялся на лучшее и верил в свою счастливую звезду. Мне кажется, что радиация обладает особенностью: она действует избирательно. Кто-то умирает, заболевает, а кому-то везет. Еще она вызывает ощущение, близкое к эйфории. Хочется жить, действовать, откуда-то энергия появляется. Иногда вблизи станции мы себя чувствовали как после выпитого бокала вина.

В ликвидации аварии участвовали несколько сотен тысяч человек: спасатели, солдаты, пожарные, милиция, а также добровольцы со всего СССР. При этом молодежь в зараженную зону старались не отправлять - жалели. Ликвидаторов селили в ближайших деревнях.

В зоне отчуждения все ходили в респираторах и с дозиметрами. Фото: архив Валерия Новикова

В зоне отчуждения все ходили в респираторах и с дозиметрами. Фото: архив Валерия Новикова

Каждый предмет, каждый клочок земли был заражен. Поэтому первым делом приезжие старались избавиться от мебели в своих новых домах.

Все ходили в респираторах, которые защищали от опасной пыли. Надышавшись ею, можно было заболеть раком.

- После аварии появились барды, которые пели про Чернобыль. Лидером у них был ликвидатор-подполковник Сергей Урывин, - говорит Новиков. - В его творчестве есть такая строчка: «Я вынес из зоны любовь к непогоде». Ее поймут только ликвидаторы. Непогода - это дождь, который сбивал радиационную пыль. Поэтому после дождя действительно легче становилось дышать.

В ликвидации последствий аварии участвовало более полумиллиона человек - добровольцы со всего СССР съезжались к зараженной территории. Фото: архив Валерия Новикова

В ликвидации последствий аварии участвовало более полумиллиона человек - добровольцы со всего СССР съезжались к зараженной территории. Фото: архив Валерия Новикова

РАЗБИТЫЕ ОКНА

Больше всего досталось Припяти. Сейчас это город-призрак. Вот и тогда, через несколько месяцев после аварии, он был пугающе безлюден. Представьте себе многоэтажки с разбитыми окнами, за которыми осталось все: шкафы, диваны, телевизоры и холодильники, забитые едой.

- Это был прекрасный город. Город строителей, а потом эксплуатационников АЭС. Там жили зажиточно, потому что зарплаты были очень высокими, - продолжает режиссер. - И вот люди все оставили. Квартиры с прекрасной обстановкой и дорогой мебелью. Холодильники, набитые продуктами. Все это через три-четыре дня начало портиться, превращаться в отходы. Поэтому холодильники выбрасывали из окон. Так что почти во всех квартирах были разбитые стекла.

В самой зоне действовал сухой закон. Алкоголь запретили после нескольких случаев, когда выпившие водители грузовиков попали в ДТП. Но все-таки народ умудрялся доставать спиртное. Его тайно провозили вместе с продуктами из Киева. Других запретов не было. Ликвидаторы могли спокойно передвигаться по городу. Но все сидели в своих квартирах, чтобы не схватить лишнюю дозу облучения. Хотя на улице была красота!

- Природа будто брала верх над человеком. Растительность буйствовала. Кусты в палисадниках - громадные. К лету ягода-клубника была размером с кулак! Наливные яблоки падали с деревьев. Только есть все это было, конечно, нельзя, - описывает Новиков.

Кинокоманда из Новосибирска пробыла в Чернобыле несколько месяцев. Фото: архив Валерия Новикова

Кинокоманда из Новосибирска пробыла в Чернобыле несколько месяцев. Фото: архив Валерия Новикова

ЗАБЫТАЯ ИКОНА

Каких только историй не было про чернобыльское зверье! И зубастые мутанты, и четырехпалые лягушки. И до сих пор ходят легенды. Все это обыгрывается в известной компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. Так как же тогда вели себя животные на самом деле?

- Первое радиоактивное облако опустилось на лес, окружавший Чернобыль, и он сгорел моментально. Деревья осыпались и порыжели. Что касается живности, то собаки вспомнили повадки своих предков. Сбивались в стаи и дичали. Коровы, которых не увезли с собой, ушли в леса. А вот куры ночевали на деревьях. Забавное зрелище - когда проходишь мимо дома, а на деревьях кто-то кудахчет.

Несмотря на риск облучения, на зоне прописались мародеры - в большей степени, съемочной группе довелось о них узнать во время второй поездки в Чернобыль осенью 1988 года. Тащили все: дорогую мебель, аудиотехнику, иконы. Затем все это - зараженное - продавали ничего не подозревающим покупателям. Были разграблены и церкви.

- Мы познакомились с художником-реставратором из Киева Георгием Бессоновым, который приехал в Чернобыль, чтобы собрать то, что люди оставили в домах: картины, иконы, предметы старины - все, что представляло культурно-историческую ценность, - делится Валерий Новиков. - Он хотел создать музей Полесья – края с богатейшей историей и культурой. В одной из квартир наступил на входе на картонку, поднял и увидел изображение - Богоматерь, которая держит на руках Христа. Сейчас на основе этого образа новосибирские иконописцы написали икону Пресвятой Богородицы Чернобыльской. Уже вторую Чернобыльскую икону, созданную в Новосибирске.

Новосибирские документалисты перед отъездом домой. Фото: архив Валерия Новикова

Новосибирские документалисты перед отъездом домой. Фото: архив Валерия Новикова

ПАДЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА НА МИТИНГЕ

К ликвидации катастрофы в 1986 году подключили и радиоуправляемых роботов - они должны были сбрасывать в котлован зараженные радиацией куски графита, который остался от реактора.

- Привезли японских роботов. И вот первый такой робот подошел к краю крыши, постоял, подумал и... сбросился вниз сам. Отказала электроника. Как у нас тогда говорили, «покончил жизнь самоубийством». Так что машины заменили «биороботами» - солдатами. Им давали несколько секунд для того, чтобы схватить обломок графита и сбросить с крыши. Их рабочая смена исчислялась в секундах. У нас даже шутили: «Наш биоробот Вася дал фору японскому коллеге».

К осени 1986 года основная часть саркофага была готова. Начальство решило, что народу нужен праздничный настрой. Организовали митинг. Правда, работу никто не останавливал. Вертолеты продолжали летать, засыпая реактор специальным составом. И вдруг прямо во время митинга один из них рухнул в нескольких метрах от реактора. Страшные кадры заснял тогда оператор Виктор Гребенюк.

Рапорт КГБ о падении вертолета 2 октября 1986 года.

Рапорт КГБ о падении вертолета 2 октября 1986 года.

- Это был его настоящий профессиональный подвиг! Вертолет тогда зацепился лопастями за трос подъемного крана: то ли пилот потерял бдительность, то ли его солнце ослепило, - рассуждает сибиряк. - И слава богу, что машина упал не в реактор, а на строительную площадку. Иначе был бы второй Чернобыль.

Той же осенью на Украину приехала Алла Пугачева - концерт проходил в поселке ликвидаторов Зеленый Мыс.

- Это достаточно далеко от Чернобыля. Но то, что Алла Пугачева туда приехала, свидетельствует о ее мужестве, она молодец! - считает режиссер. - Ведь многие артисты отказались ехать! Выступала она в тот день замечательно. Немножко хулиганила, как всегда. Когда пела песню «Эй вы там, наверху», посмотрела вверх и в припев добавила: «Зачем взорвали станцию?» С ее стороны это был поступок.

Алла Пугачева во время выступления перед ликвидаторами поет: «Эй вы там, наверху, зачем взорвали станцию?» Фото: архив Валерия Новикова

Алла Пугачева во время выступления перед ликвидаторами поет: «Эй вы там, наверху, зачем взорвали станцию?» Фото: архив Валерия Новикова

...Многие ликвидаторы, пережившие катастрофу, вспоминают те дни не столько с ужасом, сколько с ностальгией. Вот и наш собеседник напоследок признался: дни, проведенные возле Чернобыльской АЭС, стали лучшими в своей жизни. Но это – оговаривается он – его личное мнение.

- Есть такой старый американский фильм «Лучшие дни нашей жизни». Он о летчиках, которые служили в горячих точках. А потом пилоты сидели и вспоминали - несмотря ни на что, это были лучшие дни в их жизни. Вот и мне это приходит в голову. Несмотря на все опасности и сложности, которые тогда мы преодолевали, это было лучшее время. Время, когда вся страна сплотилась, чтобы предотвратить беду, и мы, как никогда, верили в свои силы.

Спустя 30 лет ликвидаторы вспоминают катастрофу не только с ужасом, но и с ностальгией по тому чувству сплоченности, что роднило тогда наших людей. Фото: архив Валерия Новикова

Спустя 30 лет ликвидаторы вспоминают катастрофу не только с ужасом, но и с ностальгией по тому чувству сплоченности, что роднило тогда наших людей. Фото: архив Валерия Новикова