Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+17°
Boom metrics
Общество13 мая 2016 20:15

Убитый пенсионером замглавы сельсовета в Ростовской области Валерий Захарченко предчувствовал смерть и сам собирался на пенсию

А устроивший кровавую расправу в местной администрации сельский житель заранее приготовил себе памятник и место на кладбище
Замглаву Федоровскоо селького поселения Валерия Захарченко расстреляли прямо на рабочем месте.

Замглаву Федоровскоо селького поселения Валерия Захарченко расстреляли прямо на рабочем месте.

Громкая история в пятницу, 13 мая, прогремела, как гром среди ясного неба. Утром в администрацию села Федоровка Неклиновского района Ростовской области пришел местный житель с ружьем: он ранил сначала замглавы сельского поселения Валерия Захарченко, а после в упор выстрелил в участкового Александра Обиденко. Неклиновского стрелка, как его уже прозвали в Интернете, удалось задержать, практически, сразу.

О том, что толкнуло 67-летнего пенсионера на отчаянный шаг, корреспонденты газеты «Комсомольская правда Ростов-на-Дону» решили выяснить, отправившись в сельскую глубинку.

Здание администрации, где произошло ЧП.

Здание администрации, где произошло ЧП.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Вокруг ни души: только могильный холод

Село Федоровка - это всего два десятка улиц. Находится километрах в ста от Ростова. Проезжаем Мемориал Памяти Самбекские высоты - памятник мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны, дальше Таганрог - родина писателя Антона Чехова и актрисы Фаины Раневской, направо, еще раз направо, и вот мы едем мимо зеленых полей по узкой дороге на самый запад Ростовской области, где до границы с Украиной всего-то шесть километров - можно сказать, рукой подать.

Навстречу то и дело мчатся машины полиции, и мы понимаем, что приближаемся к месту той самой кровавой расправы, которая всколыхнула всю страну.

Наряд пограничников грозно встречает нас с автоматами наперевес у припаркованного «УАЗика» - никого кроме местных не пускают. На въезде скопилась пробка, но мы после всех согласований въезжаем в Федоровку, где почти сразу оказываемся на главной площади села.

Тот самый памятник ивану Мичурину, где видели пенсионера незадолго до расправы.

Тот самый памятник ивану Мичурину, где видели пенсионера незадолго до расправы.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Все дома украшены триколором - флаги у каждого двора. У входа в двухэтажное здание - это и есть местная администрация - памятник Ивану Мичурину. Вокруг ни души. Двери настежь. Веет каким-то могильным холодом. Вот лестница на второй этаж: между пролетами оставленные кем-то впопыхах медицинские перчатки и кровь, много крови. Кажется, она по всюду. Небольшие лужицы ведут в приемную главы.

«Ты чего там хулиганишь?»

Как было на самом деле, еще предстоит установить следователям. Информация от местных противоречивая. Говорят, мужчина вышел из дома с сумкой наперевес. Сидел у памятника советскому биологу, поджидал - знал, что идет планерка, но скоро она закончиться. Потом якобы встретил главу сельского поселения Владимира Гринченко - у того были срочные дела в местном фельдшерском пункте, расположенном как раз неподалеку. Кинул ему: «Я к Захарченко на прием!» и пошел. Поднялся на верх. Пролет. Направо, прямо по коридору, и вот он уже в кабинете чиновника. Что было за закрытыми дверями, не знает никто. Единственное, что было слышно в округе, - страшные хлопки. Одна пуля попала в руку, другая в живот Валерию Дмитриевичу.

Сотрудник администрации Валерий Захарченко умер в больнице. Фото: из архива Анны Леонтьевой.

Сотрудник администрации Валерий Захарченко умер в больнице. Фото: из архива Анны Леонтьевой.

Позже, врачи скажут, что он чудом поднялся и дошел до приемной. Характер ранений был таков, что на нескольких внутренних органах места живого не было. Но, несмотря на боль, он нашел в себе силы предупредить коллег об опасности. Говорить уже что-то было излишним: в пролете сраженный пулей неклиновского стрелка лежал местный участковый Александр Обиденко. Здесь его звали просто - Петрович. Полицейский был убит выстрелом наповал. Все произошло в считанные секунды.

Говорят, на первом этаже у него как раз был прием граждан. Услышав выстрелы, он ни секунды не задумываясь, бросился наверх.

отруднику полиции Александру 15 мая исполнилось бы 49 лет. Фото: с личной страницы

отруднику полиции Александру 15 мая исполнилось бы 49 лет. Фото: с личной страницы

Завидев знакомое лицо селянина, он только и спросил: «Ты чего там хулиганишь?». Тот лишь молча выстрелил в полицейского.

- Вроде как попал в сердце, - делится одна из работниц сельсовета. - Крови почти не было. Дальше он просто перешагнул через труп и пошел восвояси.

Кто-то в это время уже позвонили главе. Чиновник смекнул что к чему и бросился вслед за предполагаемым убийцей. Ушел тот недалеко - его дом находился всего в паре сотен метров, за поворотом, на улице Горького.

- Уйди, убью, - угрожал он главе поселения, размахивая обрезом.

Но бывший участковый с десятилетним стажем Гринченко сдаваться не собирался. Когда селянин стал перезаряжать обрез, мужчина тут же скрутил стрелка и повалил его на землю. Сопротивляться было бесполезно. Дальше прибежала подмога. Вызвали пограничников.

Глава поселения, задержавший пенсионера с обрезом

Глава поселения, задержавший пенсионера с обрезом

«Он столько жалоб писал, как только приехал…»

Когда все только произошло, народ перешептывался: достали мужика, мусор не вывезли, вот он и взбрыкнул. Версию про мусор глава Федоровского сельского поселения категорически отрицает.

- Да быть такого не может, - вспыхивает Гринченко. - У нас договор с подрядной организацией, все всегда вовремя делают. Я ездил лично проверять.

И, действительно, не поспоришь. Федоровка - наредкость показательное село: везде клумбы, цветы, дороги заасфальтированные. Образец, да и только. Кстати, и возле дома, где жил подозреваемый в убийстве, мы мусора не нашли. Хата выглядит ухоженной, видно, на Пасху побелили. Правда, ставни наглухо закрыты. Внутри двора чистенько - гараж, хозяйственные постройки, умывальник. Белые полотенца висят, как будто хозяева в доме и вот-вот выйдут.

- Я его помню, - говорит предыдущая глава поселения Анна Леонтьева. - Он столько жалоб писал, как только приехал: то лампочку ему не так повесили, то свет не так считают, то газ, то мусор. Постоянно на что-то жаловался. Вы даже представить не можете, сколько раз к нему комиссия на место выезжала, но ничего так и не находили. Валерий Дмитриевич много раз с ним общался, и вот…

Анна Васильевна очень тепло отзывается о своем коллеге.

Анна Васильевна очень тепло отзывается о своем коллеге.

Фото: Ольга ГОПАЛО

«Словом «чиновник» язык не поворачивается назвать»

Ни коллеги, ни селяне не могут поверить в то, что Валерия Захарченко больше нет. Несколько часов врачи боролись за его жизнь. Надежда оставалась, хотя все понимали - крови он потерял очень много.

- Я не понимаю за что?! - не скрывая слез, продолжает Анна Васильевна. - Валерий Дмитриевич - замечательный человек (замолкает на полуслове, - прим. авт.). Трудно сказать говорить «был». Он ведь всегда всем сердцем болел за район, за село Ефремовка, где долгое время был главой. Потом нас объединили, и он стал моим замом. Про таких говорят: муху не обидит! Его даже словом «чиновник» язык не поворачивается назвать. Он всегда жил проблемами сельчан. Все сходы и приемы граждан - все брал на себя, любил людей, любил общение. А вот на прошлой неделе пришел ко мне и говорит: на покой решил уходить, на пенсию. Долго мы тогда с ним проговорили. Он светился весь, когда делился, что хочет, наконец, навестить всех своих - родных, одноклассников и всех-всех. А еще мечтал с внуками понянчиться. Он их вообще очень ждал. И был по-настоящему счастлив, когда у сына и дочери в семьях случилось пополнение. Чем такой человек помог помешать? Я, правда, не понимаю.

Кстати, и местные говорят о Валерии Захарченко только хорошее. А еще нам доверительно сообщили, что замглавы как-будто предчувствовал что-то. Две недели назад он, вроде как, пришел к дочке и сказал, что чувствует - умрет скоро, рассказал, где деньги и документы лежат. Дал указания и поехал…

Дом, в который переехал пенсионер вместе с супругой из Якутии.

Дом, в который переехал пенсионер вместе с супругой из Якутии.

Фото: Ольга ГОПАЛО

«А вот теперь что отмечать?»

Надо сказать, что Федоровка, когда весть о ЧП облетела все село, погрузилась в траур. Здесь практически все друг друга знают. Люди не находят ответа на, казалось бы, простой вопрос: за что? И в один голос уверяют - ну не было ничего такого, за что можно было бы убить.

Впрочем, про скверный характер пенсионера говорили нам многие. Мол, он часто кляузничал на всех и вся: кто-то землю его захватить хочет, кто-то из под полы торгует.

Баба Маша говорит, что соседи вели замкнутый образ жизни.

Баба Маша говорит, что соседи вели замкнутый образ жизни.

Фото: Ольга ГОПАЛО

- Он ведь из Якутии с женой Зиной приехал, - говорит баба Маша из дома напротив. - Лет десять прожили, оба нелюдимые были. Он все время в капюшоне ходил, голову спрячет, плечи опущены. Она еще здоровалась через раз, а он просто мимо проходил. Детей, вроде, не было у них. Его тут все оленеводом звали, потому что с севера. Он не возражал, но со всеми соседями переругался. Его, кстати, Петрович - наш участковый - несколько раз штрафовал за то, что тот самогон гнал.

Народ перешептывается, что это могла быть и месть участковому за Александру Обиденко за хорошую службу.

Виктор Голиков держит фото своего кума и не может поверить, что больше его не увидит.

Виктор Голиков держит фото своего кума и не может поверить, что больше его не увидит.

Фото: Ольга ГОПАЛО

- Петрович, кум мой, - говорит Виктор Голиков, - честный мужик был. Его все знали. Даже на праздниках и дискотеках никто со спиртным не ходил, все знали - он спуску не даст. Народ его уважал очень. Он же у нас учителем истории в школе работал, и жена там же. Своих детишек им Бог не дал, хотя они так хотели. Но зато к чужим как к родным. Потом ему должность участкового предложили, он согласился, на учебу ездил. Ему, кстати, 15 мая как раз должно было 49 лет исполниться. Приглашал, говорил: «Посидим, отметим». Дома у них всегда очень душевно было. А вот теперь - что отмечать? По другому поводу судьба собраться.

На своем - ни годы жизни не написал, ни дату смерти.

Когда Федоровка наполонили спецслужбы, казалось, все село высыпало на улицу. Из-за ЧП закрыли школу и детский сад, а народ только и обсуждает произошедшее.

Соседи, которые жили с пенсионером на одной улице.

Соседи, которые жили с пенсионером на одной улице.

Фото: Ольга ГОПАЛО

- Да мы с этим пенсионером на одной улице жили, - говорит молодая мать Ольга, крепко прижимая к себе малыша. - Кто же знал, что у него на уме? Страшно даже подумать сейчас… Супруга у него, кстати, при странных обстоятельствах умерла. Говорили, остеохондроз. Пришла в больницу и прямо в коридоре скончалась. Врачи даже сделать ничего не успели. А вот он грозил, что за смерть ее отомстит, в суд пойдет. На похоронах одна соседка только и была. Он просто дверь закрыл и никого не пускал.

В феврале пенсионер похоронил супругу и поставил памятник себе рядом.

В феврале пенсионер похоронил супругу и поставил памятник себе рядом.

Фото: Ольга ГОПАЛО

А совсем недавно, когда поминальная неделя была, народ пришел на кладбище да так и ахнул: через пару месяцев после смерти жены он и себе, и ей памятники заказал, гранитные с фотографиями. Там они молодые оба. Только вот на своем ни годы жизни не написал, ни дату смерти.

- Помню, я у него как-то спросил, - рассказал другой сосед пенсионера по имени Алексей. - Вот ты жену похоронил, теперь что дальше делать будешь? Он пожал плечами и ответил: "Что-что? Пенсия у меня хорошая, вот убью кого-нибудь и на нары вернусь, свой век доживать". Он же сидел даже вроде. Кто ж знал, что он и взаправду мог такое задумать? А видишь - все так и произошло. Что у мужика в башке после смерти жены повернулось, то одному Богу известно.

Вот такой монумент при жизни с собственным фото заказал себе предполагаемый убийца.

Вот такой монумент при жизни с собственным фото заказал себе предполагаемый убийца.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Истинные мотивы подозреваемого предстоит установить следователям.

ЗВОНОК В ПОЛИЦИЮ

- Погибший Александр Обиденко проживал на обслуживаемой территории в селе Федоровка Неклиновского района, - рассказала Наталья Устименко, руководитель пресс-службы донской полиции. - Для оказания психологической помощи к жене погибшего, которая работает учительницей в местной школе, выехали представители Главного управления. Александр Петрович прослужил в органах внутренних дел более 16 лет. За добросовестную работу и отзывчивость его знал и уважал каждый житель на его участке. Также семье погибшего участкового будут оказаны необходимые меры социальной поддержки.

ОФИЦИАЛЬНО

- В отношении 67-летнего жителя села Федоровка Неклиновского района возбуждено уголовное дело, - сообщила Галина Гагалаева, старший помощник руководителя СУ СК России по Ростовской области. - Он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия и боеприпасов) и ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника полиции).

По предварительным данным, подозреваемый нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками, вел замкнутый образ жизни. В настоящее время следователи совместно с сотрудниками полиции продолжают выполнение мероприятий по уголовному делу, направленных на установление обстоятельств и мотива произошедшего. (Подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пенсионер, который расстрелял двоих в сельсовете Ростовской области, хотел бежать на Украину

При задержании у пожилого мужчины нашли обрез винтовки Мосина

«Комсомолке» стали известны подробности убийства полицейского и замглавы администрации небольшого донского села Федоровка, которое расположено всего в шести километрах от российско-украинской границы. Пенсионер, устроивший бойню в помещении сельского поселения, скорее всего, заранее готовился к преступлению. По данным пограничников, он «намеревался скрыться на территории сопредельного государства». (Подробности)