Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество18 августа 2016 14:15

Историк Александр Шубин: Если бы не авантюра ГКЧП, Советский Союз мог бы сохраниться

25 лет назад драматические события августа 1991 года привели к падению советского строя и в итоге - к распаду СССР. До сих пор события того времени окутаны мифами и вызывают много споров
Население СССР, включая, кстати, и жителей Украины, выступило за сохранение Союза, но обновленного с наделением большими полномочиями республиканских органов власти

Население СССР, включая, кстати, и жителей Украины, выступило за сохранение Союза, но обновленного с наделением большими полномочиями республиканских органов власти

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Разобраться в них "КП" помог Александр ШУБИН, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

– 22 августа по Москве шли толпы с флагами и праздновали избавление страны от ГКЧП и, главное, от КПСС. Есть ли точные цифры о том, сколько людей действительно хотели избавления от социализма?

– Думаю, такая статистика невозможна, потому что многие противники ГКЧП тоже были за социализм. Взгляды людей были подвижны: вчера хотели демократического социализма, завтра – сделать из России Америку, послезавтра – национальных корней и духовности. Да и ГКЧПисты не были фанатами коммунистической идеи. Люди, которые праздновали победу 21-22 августа, разделяли разные взгляды – от анархических до монархических. ГКЧП хотел сохранить сильную державу, но уже вовсе не коммунистическую, с рынком и сильной армией. Но общество уже не хотело жить при авторитаризме.

Но в целом развала СССР большинство людей не желало, о чем свидетельствуют результаты мартовского референдума 1991-го года. Население СССР, включая, кстати, и жителей Украины, выступило за сохранение Союза, но обновленного с наделением большими полномочиями республиканских органов власти.

– Александр Владленович, вы были участником тех событий. Что наблюдали в те роковые дни?

–19 августа я пришел на Манежную площадь, там собрались активисты различных движений, стояли танки, ездили БТРы. Шел спор о том, что делать дальше. Мы предлагали собирать народ у Кремля, устроить что-то вроде «майдана», как это сейчас называется. Но сторонники Ельцина агитировали за то, чтобы концентрироваться вокруг Белого дома и таким образом сплотиться вокруг российской власти. Эта точка зрения возобладала. Усиление российской власти при прочих равных способствовало распаду СССР, ведь, если «выбить» из под Советского Союза Россию, то существовать он уже не сможет. Но большинство защитников Белого дома ассоциировали президента РФ и демократию. То, что авторитаризм мог восстановиться и через российские власти, тогда недооценивали.

– 22 августа руководителю Комитета по делам архивов при президенте РСФСР поступило распоряжение президента Ельцина прибыть в ЦК КПСС и обеспечить сохранность документов, которые, по сведениям со Старой площади, начали массового уничтожать. Что это были за документы?

– Действительно, прошел такой слух, но ничего конкретного о том, что уничтожили документы, не было доказано. Пока архивы ЦК КПСС за то время не рассекречены, поэтому ничего точно сказать нельзя.

У ГКЧПистов не было инструментов закрепления своей власти.

У ГКЧПистов не было инструментов закрепления своей власти.

Фото: ТАСС

– Андропов пытался реформировать систему, создал Отдел экономики ЦК. В 1986-м принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», закон 1987 г. разрешил создание совместных предприятий с иностранными партнерами. Почему этих и других реформ, проводимых на закате СССР, не хватило, что нужно было сделать, чтобы избежать развала страны?

– Два ключевых закона того времени – Закон о государственном предприятии 1987 г. и закон «О кооперации» 1988-го – ядро экономической реформы Горбачева. Реформа непродуманная, но трудно упрекать в этом именно Михаила Сергеевича. Сложно было соединить рынок и технологический монополизм советской системы и двинуться к более гибкому постиндустриальному обществу. Системная ошибка заключалась в том, что предприятиям дали больше полномочий, не введя рыночной ответственности. Параллельно создали коммерческий сектор – кооперативы, не предоставив и им рыночной инфраструктуры. Где брать сырье, где искать рынки сбыта, не продумали. Кооперативы должны были совместным трудом производить то, до чего не доходили руки у государственного сектора. Социализм, по выражению Горбачева, должен был пахнуть пирожками с яблоками. Социальная стабильность должна была соединиться с полнотой прилавков.

Но два сектора в условиях недодуманности реформ соединились в деле перекачки средств госсектора в карманы директоров и руководителей кооперативов. Если бы к решению этой проблемы подошли ответственнее, то можно было решить всю проблему советской экономики, устроить так, чтобы кооперативы и госпредприятия соревновались в деле производства, а не сотрудничали в деле коррупции. Но директора предприятий, которые получили свободу рук, стали выводить деньги через кооперативы, что обескровило государственную экономику и стало главной причиной экономического кризиса. С 90-го года началось падение производства.

– Что не известно широкой публике о роли Горбачева в развале страны?

– Многие до сих пор думают, что Горбачев сознательно разваливал страну. Это не так, Михаил Сергеевич до последнего, до декабря 1991 г., выступал за сохранение единого государства.

Во время августовских событий, скорее всего, он искренне думал, что его позиция беспроигрышная: выиграет ГКЧП – укрепится СССР во главе с ним, если проиграет, – укрепится он сам и его позиция, будет подписан союзный договор.

Горбачев в середине 80-х был могущественнейшим человеком мира. Он мог Ельцина и оппозиционеров пересажать и царствовать дальше

Горбачев в середине 80-х был могущественнейшим человеком мира. Он мог Ельцина и оппозиционеров пересажать и царствовать дальше

Фото: ТАСС

По версии Горбачева, он был блокирован в Форосе. ГКЧПисты лгали о том, что Михаил Сергеевич болен. Они не получили от него добро на свои действия. Но и с активным осуждением заговорщиков он не выступил. Дал понять, что я,мол, не согласен, но не могу вас остановить. Но команда Ельцина переиграла не только ГКЧП, но и Горбачева, взяв под контроль силовые структуры.

Но даже после того, как республики объявили о независимости, Горбачев сумел вернуть их за стол переговоров. Несколько месяцев обсуждалась возможность сохранения союзного государства. После Беловежского соглашения Горбачев не стал претендовать на пост в надгосударственных структурах. И хотя прекращение существования общего государства противоречило его взглядам, бороться за сохранение Союза он не стал.

– Есть мнение, что Горбачева подкупили на Западе, чтобы он отказался от власти. Как вы к ней относитесь?

– Люди, которые так говорят, судят о событиях по своему мещанскому представлению о жизни. Мол, вот бы какую взятку можно было сцапать! Но Горбачев в середине 80-х был могущественнейшим человеком мира. Он мог Ельцина и оппозиционеров пересажать и царствовать дальше, пока все совсем не сгнило. Горбачев ввязался в рискованную для себя игру, но из-за сложности задачи, своей нерешительности в одних вопросах и самонадеянности в других – проиграл.

– Был ли Запад осведомлен о стремлении наших либералов уничтожить СССР и оказывал ли им поддержку?

– Во-первых, далеко не все либералы хотели уничтожить СССР. Сначала борьба шла против коммунистического режима, распад СССР встал в повестку дня в 1990, а то и в 1991 году. Влияние запада на оппозиционное движение было не велико. Оппозиция в любом случае делала бы то, что она бы делала – и с помощью Запада, и без нее. Например, в 1990 г. (то есть уже довольно поздно) Джордж Сорос выделил российским общественным группам около миллиона долларов. Если эту сумму поделить на количество групп, которых было несколько в каждом городе, то получается, что на группу приходилось от нескольких сот до тысячи долларов. Это очень мало – ну, ксерокс могли купить, ну человека на ставку посадить. А у КПСС сотни таких аппаратчиков в каждом пункте. Уравновесить западной помощью аппаратную мощь КПСС было невозможно, если бы сама КПСС не разлагалась, потеряв цели. И если бы миллионы людей не стали действовать против коммунистического режима, поддерживая демократию. Люди занимались общественной деятельностью на энтузиазме в свободное от работы время – получая при этом зарплату от советского государства. И за эту зарплату покупали ткань и краски в магазинах, чтобы сделать антисоветские плакаты.

Кстати, это миф, что руководство США хотело развала СССР. Они действительно хотели падения коммунистического режима, отделения Прибалтики. Но не полного распада СССР. Американцев пугало, что в случае развала этого государства ядерный потенциал окажется неизвестно в чьих руках.

– Если бы ГКЧП победил, как бы сложилась дальнейшая история нашей страны?

– Тогда это должен был быть совсем другой переворот, с совсем другими идеями. А так стране и миру продемонстрировали авторитарную картинку, за которой не было никакого идейного содержания. Люди испугались предстоящего возвращения репрессий и всесилия тупых чиновников и оказали сопротивление. У ГКЧПистов не было инструментов закрепления своей власти – ведь КПСС разваливалась. Так что воздержавшись от выступления, ГКЧПисты сделали бы больше для сохранения СССР, чем своими нелепыми действиями. Если бы СССР сохранился на основе договора, который должен был быть подписан 20 августа, история пошла бы иначе, потому что в рамках общего государства могут развиваться и центростремительные тенденции. Вполне возможно, что после тяжелых 90-х уже некоммунистический, сократившийся в размерах за счет Прибалтики и может быть некоторых других республик, СССР сегодня набирал бы силу как единая федеративная страна. Не без проблем, но, наверное, и без таких безумных межгосударственных конфликтов, которые мы сегодня видим на пространстве бывшего СССР.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Михаил Горбачев: Путчистам я дал по зубам. А что не "съел" Ельцина - уже не жалею

Мы встретились с первым и последним президентом Советского Союза, что бы спросить - что же тогда на самом деле произошло? И можно ли было спасти страну? (подробности)

Владимир Жириновский: День, когда ГКЧП взял власть, был самым радостным в моей жизни

В эфире Радио «Комсомольская правда» мы поговорили с лидером ЛДПР о том, кто был реальным лидером ГКЧП, почему все действия путчистов укладываются в рамки Конституции и зачем Горбачев сам подписал документы о создании ГКЧП (подробнее)