Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды2 ноября 2016 22:00

Композитор Александр Зацепин: Нас с Пугачевой рассорил ее второй муж

Накануне юбилейного концерта 90-летний маэстро встретился с "КП" [видео]
50-летний Александр Зацепин репетирует песню с Аллой Пугачевой. А в 90 лет маэстро выглядит гораздо элегантнее. Фото: Рудольф АЛФИМОВ/РИА Новости

50-летний Александр Зацепин репетирует песню с Аллой Пугачевой. А в 90 лет маэстро выглядит гораздо элегантнее. Фото: Рудольф АЛФИМОВ/РИА Новости

Наверное, в каждой профессии есть свой Александр Сергеевич. Так и в кино сложно найти более любимого и именитого композитора.Творческий тандем с Гайдаем, музыка к фильму с Пугачевой "Женщина, которая поет", романтические мелодии к картине "31 июня"- песни Зацепина знает и любит вся страна.

В марте этого года Александр Сергеевич отметил 90-летие у себя дома во Франции. В Европе композитор живет и работает уже много лет. Но в последнее время частенько наведывается на Родину. Не только из-за ностальгии по отчему дому - Зацепин до сих пор востребован. Сейчас Александр Сергеевич пишет музыку для спектаклей и мюзиклов. А 8 ноября в Кремлевском дворце отметит свой юбилей в кругу поклонников и коллег. Накануне этого события "КП" пообщалась с легендарным музыкантом. Конечно же, мы не могли не расспросить у Зацепина о его "золотой поре" - 70-х годах, когда родились его главные хиты.

"Авантюру с Горбоносом придумал Стефанович"

- Я тогда был в одном лице композитором и аранжировщиком. Дома у меня была очень хорошая музыкальная студия, - вспоминает Зацепин. - Можно сказать, я там все своими руками сделал. В школе увлекался радиотехникой, а в юности уже легко собирал приемники и магнитофоны. Конечно, сейчас композиторам намного проще с технической стороны работать. Я по себе сужу. У меня с глазами не очень хорошо, на партитурной бумаге уже не могу писать, а на компьютере спокойно могу увеличить изображение. Меня часто спрашивают, мол, с кем мне было интереснее всего работать. Конечно же, с Аллой. Пугачева всегда очень серьезно относилась к тексту. "Волшебника-недоучку" записала, а потом послушала в аппаратной, говорит, сотри это все, сейчас перепою. Я говорю, нет, оставлю. Она там немного раньше вступила и обронила "Ой". И мне показалось, что эта случайная импровизация только украсит песню. Время показало, что я не ошибся.

- Александр Сергеевич, прошло уже много лет, но до сих пор все обсуждают вашу ссору с Аллой Борисовной на съемках картины "Женщина, которая поет". Согласно легенде, Пугачева сфотографировалась в мужском костюме, выдав себя за юного композитора Бориса Горбоноса, чтобы ее песни попали в фильм. Но ведь видно, что это девушка с наклеенными усами. Уж очень эта история напоминает банальный пиар фильма…

- Алла пришла ко мне домой: "Александр Сергеевич, можете записать для меня пять песен? Я хочу их на радио предложить под псевдонимом "Борис Горбонос". Я ведь не член союза композиторов, мои песни не возьмут..." Я рассказал ей, что имею право только свои песни записывать - ко мне уже приходили с вопросами: "А зачем вам частная частная студия? А может, вы зарабатываете деньги налево?" Но Пугачеву я очень уважал и уважаю, как артистку, поэтому согласился ей помочь: "Для тебя, конечно, сделаю исключение!" Пришли музыканты Аллы и мы за два дня записали ее песни.

А дальше уже началась авантюра. Недавно мне написал письмо тогдашний муж Пугачевой режиссер Александр Стефанович. В письме он извинялся, что это была его идея, поставить песни Аллы в картину, заверив всех, что написал их некий юный композитор Борис Горбонос, и я в курсе истории. После этого часть моих мелодий убрали из фильма. Когда я об этом узнал (а я был официальным композитором на фильме "Женщина, которая поет"), решил уйти с картины.

Выяснилось, что Стефанович наплел руководству "Мосфильма", что Горбонос — мальчик-инвалид. И люди на "Мосфильме" перестали со мной здороваться. Дескать, вот узурпатор, не хочет позволить вставить в фильм песни мальчика парализованного. Я поначалу молчал, не говорил, что это песни Аллы. Но потом, когда принес заявление об уходе, рассказал об этом по секрету тогдашнему генеральному директору "Мосфильма" Сизову. На что мне было сказано: "У нас нет денег, чтобы записывать новые песни и переснимать фильм. Все понимаем, не переживайте, только вы будете в титрах, а Горбоноса укажем в конце картины". В общем, уговорили остаться.

- Я слышала, что вы недавно помирились с Аллой Борисовной.

- Долгие годы мы вообще не разговаривали. Но потом Алла извинилась. Сейчас у нас с Пугачевой нормальные отношения. Все размолвки в прошлом. И потом, второй такой певицы, как Алла до сих пор нет.

Недавно маэстро помирился со своей музой Аллой Пугачевой

Недавно маэстро помирился со своей музой Аллой Пугачевой

Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ

- Вы, кстати, видели сериал о Пугачевой "Кураж", который снял Стефанович?

- Я не смотрел, но из рассказов знакомых знаю, что там совершенно нет правды. Стефанович снова написал мне письмо, мол, хотим снять вас в картине, но я отказался. С таким неприятным человеком я не собирался иметь дело. Переключил его на своего менеджера и он ему прямо сказал, что Александр Сергеевич участвовать в фильме не будет, до свидания.

"Гайдай много ругался, но потом всегда извинялся"

- А как ваша встреча с Гайдаем произошла?

- Я давно понял, что все в нашей жизни происходит случайно. Я даже не мечтал с Гайдаем работать. Он работал с Никитой Богословским, но потом они разругалось и Гайдай остался без композитора. Меня Леониду Иовичу порекомендовала его жена, актриса Нина Гребешкова: "Возьми молодого композитора Зацепина, у него песни хорошие». Гайдай долго думал, но потом все же рискнул меня позвать. На "Бриллиантовой руке" я понял, что у нас сложился тандем. Гайдай начал мне доверять.

С ним было интересно работать и в какой-то степени трудно. Бывало, пару недель или больше он в таком состоянии, что ему все не нравится. Нина Гребешкова мне звонит, говорит: "Саш, ты на него не обижайся. Он приходит домой после работы, обязательно мне или дочери что-то неприятное скажет. А потом извиняется". Смотрю, на следующее утро приходит Леонид Иович на "Мосфильм": "Саша, если я тебе вчера что-то может, сказал не так, ты уж извини..." Характер был у него сложный, но Гайдай был, конечно, профессионалом.

- Говорят, что вы большой фантазер. Якобы для музыки к фильмам Гайдая использовали самые неожиданные вещи для аранжировки: расческу, скрип колеса…

- Компьютеров ведь тогда не было. А у Гайдая - эксцентрика и музыка должна соответствовать. В поездках искал какие-то инструменты -дудочки, свистульки. Какие-то колокольчики, линейки покупал на блошином рынке. Старался из всего извлечь звук.

- Вас всегда считали франтом. Где модные вещи доставали?

- Мне просто повезло, что в 60-х годах мы ездили от Союза кинематографистов в Америку и я смог там купить модную одежду и, конечно же, джинсы. Потом были командировки в соцстраны. Ну за деньги, в принципе, и в СССР можно было что-то найти. Но я никогда не одевался как-то вычурно…

В марте Александр Сергеевич отметил 90-летие.

В марте Александр Сергеевич отметил 90-летие.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Каждый день начинаю с зарядки и йоги

- Александр Сергеевич, вы живете сейчас во Франции. А где любите отдыхать?

- Я с детства был непоседа, бабушка говорила, что у меня шило в одном месте. Мне не хватает времени. Сижу за компьютером целыми днями. И даже порой не замечаю, что уже обедать надо. Надо лететь в космос, говорят, там время идет медленнее. Когда была жива жена (со своей супругой Светланой Зацепин прожил более 30 лет, год назад ее не стало - ред.), она знала, что до 12-ти меня лучше не трогать-потом уже к обеду я выходил. Конечно, мне интересны путешествия, но долго отдыхать я не могу. Три года назад мы с моим зятем поехали в Карловы Вары. Но и там я долго не продержался. Благо взял с собой ноутбук и там работал.

- Александр Сергеевич, вы совершенно не выглядите на 90 лет. Как поддерживаете себя в форме?

- Конечно, я не объедаюсь. Утром я 2 кусочка хлеба съедаю с сыром, баночку йогурта (только не нулевой жирности) и кофе. И все. Ну а в обед первое блюдо, второе блюдо, ну тоже не так уж и много. Плюс ко всему зарядку делаю каждое утро по 20 минут. У меня свой набор упражнений, которые мне полезны. Для позвоночника, 2-3 упражнения из йоги. Дочь меня заставляет больше ходить. Мне лень, потому что я теряю время, я же ничего не могу в это время писать.

И все-таки, думаю, поддерживать себя мне помогает работа. У меня операция была на глаза. Врачи мне сказали, что нужно с компьютером работать 20-30 минут, а потом 5 минут смотреть вдаль, чтобы глаза не уставали. Я купил себе таймер, завожу его на 40 минут, он звенит, я иногда встаю, а иногда все равно сижу и не хочется отрываться от работы.

Раньше в молодости мы жили в отдельном доме, я в любой холод выходил утром в трусиках и валенках во двор, натирался снегом: он был колючий, как соль царапал тело. Кожа была красная. Но после этого я не болел! Возможно, что старая закалка мне помогает.

ПЯТЬ ХИТОВ МАЭСТРО

✔ «Постой, паровоз»

✔ «Этот мир придуман не нами»

✔ «Если б я был султан»

✔ «Куда уходит детство»

✔ «Песня про зайцев»