О том, стоит ли так радикально решать проблему, в студии радио "КП" мы поговорили с ростовским психологом Екатериной Трофимовой
Фото: Ольга ГОПАЛО
Насколько современные дети зависимы от планшетов, сотовых телефонов и Интернета? К чему может привести такой союз? И где она - золотая середина? Об этом и многом другом в студии радио «Комсомольская правда-Ростов» мы поговорили с членом Единой европейской ассоциации психотерапевтов Екатериной Трофимовой.
«Нет разницы - алкоголь это или телефон»
- На самом деле гаджеты - это глобальная проблема, - начала разговор психолог на волне 89, 8 FM. - Наш мир меняется очень быстро, мы не успеваем к нему адаптироваться. И, если раньше одна из самых распространенных проблем была зависимость родителей, где они, например, пили и били ребенка, который чувствовал, что его контролируют и обижают, то теперь проблема - прямо противоположного характера. Нередко всех членов семьи можно застать за гаджетами: каждый сидит в своем, общество становится все более разобщенным. Каждый оказывается в таком вакууме, в котором возникает ощущение - вообще, я нужен ли кому-то здесь. Когда для лучшего друга - родителя, самое интересное время провождение - это телефон, то и для ребенка он становится самым важным спутником по жизни. Поэтому, когда мама или папа обнаруживают это, то пытаются включиться. Но, к сожалению, иногда это происходит на слишком поздних этапах.
- Что такое зависимость?
- Зависимость - это состояние человека, проявляющееся в навязчивом стремлении выполнять определенные действия, которые ведут к болезни и разрушают личность. То есть человек не сам формирует себя, свое настроение, а нечто третье включает в свою жизнь и меняет свое состояние. И тогда уже нет разницы - алкоголь это или телефон. Формируется зависимое поведение: если убрать Интернет, то в последствии человек может перейти на что-то иное - алкоголь, наркотики, игры в казино, будут сложности с противоположным полом.
Интернет-зависимость есть у 22 процентов россиян
Фото: Евгения ГУСЕВА
«Это как цыганский гипноз»
- От чего больше всего зависят современные дети?
- Пожалуй, от Интернета - ведь это возможность общаться, включаться в социальную сеть, потому что ребенку важно общение, и в группах он начинает реализовывать себя тем или иным образом. Правда, уже второй вопрос - что это за группы и что там происходит. Интернет полон невинных развлечений, типа «узнай, что ждет тебя 2017 году», «какое твое второе имя», «повесь свою черно-белую фотографию, отправь всем друзьям, получи лайк и ответные фото». Такие много ходовые игры сильно вовлекают человека: если ты выполнил несколько заданий, то ты уже включен. Ты зависим от того, что дальше повесил. Это как цыганский гипноз - трижды сказанное человеком «да», усыпляет бдительность и он уже со всем согласен. Он спонтанно и бессознательно хочет сделать то, что предлагается дальше - и это может быть, в том числе и самое страшное.
- При этом под каждым заданием есть свой хэштег, по которому можно найти всех тех, кто оказался столь внушаем...
- И вот подумайте: что делать с огромным количеством внушаемых подростков? Да все, что угодно! Дальнейшие действия зависят от того, кто внедрил игру в соцсеть.
- Нередко в Сети появляются видео жестокого обращения с животными, в которых фигурируют дети. Родители такого подростка в недоумении. Многие говорят: «у нас спокойная семья, никто ни на кого даже не кричит...»
- Одним из самых серьезных видов агрессии является пассивная, когда ты тихо-молча сидишь, никого не трогаешь, не выражаешь своих чувств. Ты как бы даешь посыл другому человеку: ты - пустое место, тебя просто нет, ты не нужен. И это хуже, чем если бы на тебя накричали или отругали, потому что в таком-то формате люди хоть признают твое существование: да ты причиняешь неудобство, ты раздражаешь кого-то, но ты есть! В противном случае - это приводит к ужасным ситуациям, которые известны нам из классики.
- Например?
- Взять хотя бы Раскольникова: часто путь к себе, чтобы понять кто я, идет через осуществление акта жестокости. Я - есть, я - сильный, потому что я могу кого-то унизить и возвысится. У каждого человека есть нереализованная агрессия, с которой он рождается, она накапливается и может быть направлена на самих себя или более слабых — животных, например.
Поэтому, когда вы мало уделяете внимание ребенку, игнорируете его потребности - это еще и более жестоко, чем если бы вы делали замечания и кричали. Это иллюзия хороших отношений. Вот поэтому в Интернете есть так много групп с аутоагрессией, в которых по шагам учат ребенка наносить себе вред. И они, к сожалению, популярны у подростков.
На самом деле гаджеты - это глобальная проблема. Так начала разговор психолог на волне 89, 8 FM.
Фото: Ольга ГОПАЛО
«Мягкий и послушный ребенок может превратиться в агрессивного»
- Когда увлечения уже становятся зависимостью, как это распознать?
- Если ребенок начинает огрызаться, часто унижая родителя при попытке остановить игру - это ситуация, тогда уже поздновато, но надо. Более ранними признаками и симптомами того, что идет что-то не так, может служить то, что у чада плохое настроение, он начал плохо учиться, не рассказывает, что происходит с ним в жизни, много проводит времени в Интернете, у него нет друзей, общается с ребятами через онлайн игры. Все эти сигналы должны подтолкнуть к тому, чтобы сесть и поговорить.
- Сколько по времени нахождение в Интернете должно занимать у ребенка?
- Кто говорит полчаса, кто - час. Но все дети - разные. Одни находятся в Интернете с пользой для себя, другие просто бездумно что-то делают. Нужно подбирать индивидуальный режим. Важно договориться: если ребенок знает, что в 17:00 ему дадут поиграть, то будет совершенно спокойно ждать этого времени и не делать активных попыток получить удовольствие раньше. Или предупредить - «даю 10-15 минут на завершение». И он уже будет внутренне готов к тому, что через десять минут вы войдете.
- Но были случаи, когда подростки реагировали неадекватно...
- Вот такие аффективные реакции вызываются как раз в моменты неожиданности. И тогда вдруг ваш мягкий и послушный ребенок может превратиться в агрессивного и топающего юношу. Поверьте, для него самого это тоже сюрприз. Это происходит спонтанно. И тут вопрос не в Интернете, а в том, что контакт между вами нарушен.
- А что можно сделать в этом случае?
- Это и есть работа над отношениями. Понимание того, что хочешь-не хочешь, устал-не устал, а упущенное время не вернешь. Для того, чтобы понять ребенка, надо посмотреть на мир его глазами, увидеть его картину мира. И, может быть, тогда вы увидите, что приходя из школы - вам нечего делать, не с кем поговорить, вы не знаете как по-другому, вы не привыкли читать, рисовать, лепить.
Все это говорит о том, что если мы уберем из жизни ребенка то дело, которым он занимается, необходимо что-то предложить взамен - занятия спортом, кружки, совместные увлечения. Последние, к слову, действуют лучше - дети быстрее включается, потому что так заложено природой: им интересен этот мир. Как бы ребенок не привязался к компьютеру, родитель ему все равно дороже. Поэтому прежде, чем выключать компьютер и Интернет, подумайте, какую альтернативу вы можете предложить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Интернет-зависимость есть у 22 процентов россиян
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) опубликовал результаты исследования того, сколько россиян признаются, что проводят слишком много времени в Сети, в социальных сетях и за проверкой электронной почты, а также за просмотром телевизора и использование мобильного телефона. (Подробности)