Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика23 марта 2017 12:10

Пожар на военном складе под Харьковом: «Там рано или поздно все равно должно было шарахнуть!»

Шесть наивных вопросов о случившемся в Балаклее [видео]
Ночной вид на пожар на складе в Балаклее.

Ночной вид на пожар на складе в Балаклее.

Фото: REUTERS

В ночь с 22 на 23 марта на складе боеприпасов неподалеку от украинского горда Балаклея в Харьковской области случился пожар. Затем начали взрываться боеприпасы. Местная администрация начала эвакуацию населения. Это ЧП вызвает много вопросов. Попробуем на них ответить...

1. Что такое военный склад в Балаклее?

Склад в Балаклее - крупнейший в Украине (этот объект в Минобороны Незалежной называют стратегическим). Его хранилища размещаются на территории почти в 200 га. Боеприпасов там хранится 138 тысяч тонн (до начала военных действий украинской армии на Донбассе было 140 тысяч). Это гранаты, мины, авиабомбы и снаряды (в том числе и к реактивным системам залпового огня «Град»). Почти 80% всего этого смертоносного «добра» давно подлежит утилизации - как просроченное. Но военное ведомство Украины два года назад решило использовать устаревшие боеприпасы в ходе антитеррористической операции на юго-востоке. Из-за этого случались «несанкционированные» подрывы, приводившие к гибели солдат и офицеров.

2. Каковы причины случившегося?

Есть ряд версий. Представители Минобороны, Генштаба и военной прокуратуры Украины сразу в голос заговорили о диверсии. Они, видимо, вспомнили, 26 декабря 2015 года, когда охране склада удалось предотвратить попытку его поджега неизвестными. Сейчас же они обращают внимание, что пожар начался в нескольких местах на территории склада. Высказывается и «экзотичное» предположение - хранилища якобы загорелись после ночной атаки с неба беспилотным летательным аппаратом (вещественных доказательств таким предположениям нет). Тем не менее, именно о «диверсии» уже доложено президенту Украины. Такая же версия выдвигалась в качестве основной и тогда, когда пару лет назад случился пожар с детонированием боеприпасов в Лозовой (в 60 км от Харькова).

«Подрывная деятельность» так называемых «харьковских партизан» уже давно зафиксирована СБУ Украины - впервые это случилось в 2015 году, когда на трассе между Изюмом и Славянском вдруг стала взрываться колонна автомашин с боприпасами.

Но у ЧП на складе в Балаклее есть и другие версии. Там уже не раз было возгорание помещений из-за короткого замыкания электропроводки, и самовоспламенение старых боприпасов. Был там и пожар в «сторожке», гле охранники жарили на примусе картошку и салом и бросили «бычок» в лужу с пролившимся горючим. Есть и еще одно предположение. Офицеры, которые отвечали за проведение утилизации, свою работу не выполнили, а деньги прикарманили. А чтобы замести следы - устролили поджог, дабы уйти от уголовного преследования. Кстати, в свое время Минобороны Украины приняло программу утилизации. Та заложила принцип самофинансирования - привлечение субъектов для утилизации цветных металлов. Этот бизнес крышевало Минобороны. Уже было выявлено несколько случаев, когда коррупционеры из местных чиновников и киевских военные «полюбовно» делили деньги за утилизацию, которой не было.

Лучший способ замести слежы - устроить пожар на складах...

3. Какой ущерб нанес пожар в Балаклее вооруженным силам Украины и городу?

Судя по официальным заявлениям представителей минобороны Украины, к полудню 23 марта огонь и детонация уничтожили треть хранившихся на складе боеприпасов (40-45 тысяч тонн). Однако остановить пожар и взрывы не удалось и к вечеру. Военное ведомство Украины, судя по заявлениям его представителей, не слишком «печалится» о такой потере - почти три четверти всех боеприпасов, хранившихся на складе, все равно надо было утилизировать. А тут случай помог...

А вот Балаклее досталось. Жители говорят, что в радиусе 5 км «в домах уже целых стекол не осталось». 20 тысяч жителей города пришлось эвакурировать. Взрывы и разлеты снарядов и ракет продолжаются. Людских жертв пока нет, а локальные пожары в городе потушили. Военные поначалу становили зону безопасности в границах 7 км от склада, затем в 15 км, а во второй половине дня отодвинули эту границу за 20-40 км. А это явно говорит о том, что есть угроза разлета снарядов от реактивных систем залпового огня.

В радиусе 40 км от места пожара приостановлены полеты авиации и движение пассажирского транспорта в районе железнодорожной станции Балаклея.

4. Сколько всего боеприпасов хранится на военных складах Украины?

Точных данных нет. Министр обороны говорит, что количество боеприпасов, которые необходимо утилизировать, равно 760 тыс. тонн. А эксперты Государственного исследовательского института химических продуктов считают, что утилизации подлежат 1 млн. 400 тыс. тонн.

По данным правительства Украины, на 56 арсеналах, базах и складах Минобороны Украины стратегического и оперативного уровней хранится около 2,2 млн. тонн ракет и других боеприпасов. А на складах и пунктах размещения тактического уровня — еще около 155,5 тыс. тонн.

Причем, есть боеприпасы времен... Второй мировой войны!

Все они нуждаются в утилизации. Сегодня на Украине нет такой области, где бы не было склада, который в любое время может рвануть.

5. А сколько всего было взрывов и подрывов на военных складах Украины за последние годы?

Таких ЧП было много. 2003 год - пожар на складах 52-й отдельной механизированной бригады в Аретемовсе.

Там взорвалось 10 из 17 хранилищ.

2004 год взрывы на базе хранения боеприпасов в Новобогдановке. Там же в 2005 все повторилось.

Почти 10 лет саперы разминировали территорию!

2008 год - на складе в Лозовой взрывы гремели с августа до сентября!

А в 2015-м в Сватово (Луганская область) рванули склады боеприпасов. Тут уже подозревали украинских диверсантов...

6. А что говорят те, кто побывал на складе в Балаклее?

Могу привести слова украинского журналиста Юрия Борща.

Он работал в Балаклее, писал материалы про работу арсенала и обслуживающей его войсковой части. «Могу подтвердить - база все время перегружена, реактивные снаряды, к сожалению, хранятся кое-как (это при такой близости с жилыми кварталами), а уровень безопасности на складах крайне низкий. Оно рано или поздно должно было шарахнуть».