Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды24 мая 2017 11:00

Канны-2017: В «Тесноте» и в обиде

В конкурсе «Особый взгляд» состоялась премьера фильма российского дебютанта Кантемира Балагова «Теснота»
По жанру это семейная психологическая драма, по методу воплощения - бескомпромиссный и осмысленный фестивальный хардкор

По жанру это семейная психологическая драма, по методу воплощения - бескомпромиссный и осмысленный фестивальный хардкор

Фото: кадр из фильма

В этом году, как уже сообщалось, в официальной каннской программе представлены не только мэтры (Звягинцев, Лозница), но и талантливая российская киномолодежь - в лице выпускника мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете Кантемира Балагова. Не сомневаюсь в том, что он станет одним из открытий фестиваля, как и его родина - до сих пор неизвестная миру Кабардино-Балкария (молодой автор отважно представляет ее и себя прямо в титрах). В Каннах обожают открывать новые территории - можно смело сказать, что в этом году крупно повезло и Каннам, и Нальчику, где разворачивается действие «Тесноты».

По жанру это семейная психологическая драма, по методу воплощения - бескомпромиссный и осмысленный фестивальный хардкор («фестивальный» в том смысле, что помимо фестивалей это кино едва ли где-нибудь можно будет увидеть). Почерк Сокурова, выступившего художественным руководителем, в этом произведении не то, чтобы ощутим - ощутимо прежде всего его влияние, его отношение к кино как средству познания реальности, неморгающе-пристального всматривания в нее и в ее нерешаемые проблемы.

«Теснота» рисует насыщенный, специфически замкнутый и душный мир, в котором оказались переплетены два, возможно, чересчур тесно проживающих рядом народа - евреи и кабардинцы (эта клаустрофобская теснота подчеркнута узким, «квадратным» форматом, в котором снят фильм). Наверное, можно полемизировать кто более консервативен и непримирим ко всему чужому и новому - горцы или семиты.

В конкурсе «Особый взгляд» состоялась премьера фильма российского дебютанта Кантемира Балагова «Теснота»

В конкурсе «Особый взгляд» состоялась премьера фильма российского дебютанта Кантемира Балагова «Теснота»

Фото: кадр из фильма

Картина исследует неизбежный распад этих патриархальных миров, в которых еще сохраняется видимость уважения национальных традиций, но реального их наполнения давно уже нет. Родители могут не одобрять выбора своих детей, по привычке желая принести их в жертву семейному благополучию, но дети уже не те и заклание совершенно не входит в их планы (хотя где-то недалеко, в соседней Чечне, идут на заклание русские солдаты, которым режут горло чеченцы - эти жуткие хроникальные кадры смотрят на видео персонажи-кавказцы: время действия - конец 1990-х годов, в стране идет чеченская война).

Главная героиня, еврейская девушка Илана, встречается с кабардинцем, носит рабочий комбинезон в стиле унисекс и помогает отцу в гараже (играющая ее Дарья Жовнер внешне напоминает Кристен Стюарт и Сигурни Уивер, и могла бы исполнять роли героинь крутого экшна, как и эти актрисы). Когда в семье случается форс-мажор, и ее младшего брата вместе с невестой по кавказским традициям берут в заложники, она предпочитает опозориться на всю деревню, чем выполнить предписываемый «порядочным» девушкам ритуал. Насаждаемая предками унылая ритуальность не может не проиграть восторгу свободы, но свобода - всегда шаг в неизвестность и часто оборачивается своим призраком.

История распада семьи для молодого режиссера - часть истории распада страны, а любой распад - крайне малоприятное зрелище, и автор совершенно не собирается играть со зрителем в поддавки по этому поводу. В живописании физиологических ужасов этого распада он демонстрирует завидную закалку и стойкость, не виданные в нашем кино, пожалуй, с тех же 1990-х годов. И в этом тоже заключается влияние «питерской школы» и школы Сокурова. Его ученика счастливым образом не коснулись ни легкость мыслей, свойственная представителям (не только) его поколения, ни кукольная хипстерская «мимимишность», ни игра в бисер, ни игра в имитацию. «Теснота» - очень свежая по фактуре и лицам (работа режиссера с малоизвестными или непрофессиональными актерами заслуживает отдельного упоминания), очень серьезная по замыслу и, главное, по воплощению работа настоящего автора. Приход которого в мир чахлого на идеи, не знающего собственных традиций российского кино можно только приветствовать.

Неизвестно, что в этом фильме поймет жюри под предводительством Умы Турман - хотя и не не исключено, что больше, чем российская кинотусовка. Помимо участия в конкурсе «Особый взгляд», Балагов также участвует в конкурсе на лучший дебют, победитель которого получает «Золотую камеру». Хорошо, когда на фестивале есть за кого болеть.