...Когда до наших ушей (а у нас - неплохой музыкальный слух) донеслись плаксивые ноты певца Меладзе, померещилось, что рядом грубо заскребли ножом по стеклу. Звук, от которого внутренности просто завязываются узлом.Нота показалась настолько фальшивой, что сначала мы в нее не поверили.Не могли поверить в то, что вокалист, востребованный и дорогой (в смысле, материального вознаграждения за выступления), звездный певец так обнищал, чтобы выступить с подобным заявлением.То есть - с призывом к коллегам по эстраде бойкотировать новогодние «Голубые огоньки»: мол, государство «без всяких на то оснований» запретило нам долгожданные концерты, гастроли и прочие массово-публичные способы добывания денег, а потому отомстим ему... По полной программе.А ему ли? Ведь получается – зрителю, который несет свои деньги на концерт.Оставим за скобками рыдающих - по причине отсутствия на новогоднем ТВ-экране Валерия Шотаевича - его фанатов, равно как и радующихся – так же до слез и по той же причине – отсутствия певца на экранах – антифанатов.А здесь хотелось бы напомнить о другом.На эстраде - советской, российской и вообще мировой, всегда было и остаётся такое понятие, как совестливость, сострадание, скромность, наконец. То есть, умение видеть не только свой собственный мирок, но и людей вокруг себя, замечать страдания других, сопереживать им. И умение в трудный - для всех, а не только для него одного - момент «затянуть поясок».Эти знаки (совестливости) вы не увидите в партитурах музыкальных произволений, их нет среди ремарок в пьесах и киносценариях. Они - в душах музыкальных исполнителей.Впрочем, тут надо сразу вывести за те же скобки служителей муз, чей доход не позволяет жить в роскошных апартаментах и кататься на крутых иномарках. Есть ведь кроме «звездных» и другие, менее пафосные артисты, кочующие по сельским домам культуры. На их хлебе, порой, не бывает не только икры, но и элементарного масла.Речь как раз совсем не о них. А - о людях, чьи доходы не дадут им умереть с голода и в более тяжкие, чем пандемия, времена.И это не обязательно певцы с микрофоном – это могут быть солисты крупных корпораций и воспеватели золотого тельца.Речь о тех, кого объединяет одно общее качество: безграничная любовь к себе, любимому, и поразительное равнодушие к окружающим…В эти дни не раз уже вспоминали Иосифа Кобзона, у которого было все-все. В том числе и совесть.У него тоже случались сложные времена, когда его не звали на концерты, вырезали из ТВ-программ, отменяли гастроли.Это началось в 1990-х, после того, как Иосиф Давыдович исполнил песню «Пьяный кучер»...То ли вороны над нами, то ли тучи,На душе темно, а ночь еще темней,А над кручей, а над кручей, а над кручейПьяный кучер гонит взмыленных коней....И продолжалось почти до самого занавеса правления президента Бориса Ельцина.Но Кобзон никогда не жаловался «на свою горькую певческую судьбу», не стал никого шантажировать-бойкотировать и призывать к этому коллег, не пошёл по эстрадному кругу - фактически, с протянутой рукой.Кстати, об очень сложных годах великого певца мне рассказали его близкие - сам бы он никогда «не догадался» это сделать.Но зато сколько было рассказов от совершенно разных людей - о том, как Кобзон им помогал, в том числе и деньгами! И никогда не отказывал в просьбе дать бесплатный концерт где-нибудь в больнице, доме ветеранов или на площади. Именно в те голодные для всех 1990-е годы. Просто потому, что другим было еще тяжелее. Намного тяжелее....Один из авторов этой колонки девять раз был с Иосифом Кобзоном в борющемся Донбассе. И каждый раз наблюдал одну закономерность: перед поездкой туда он обязательно давал серию концертов - то по северным городам, то по корпоративам. И в Донбасс ехал уже с чемоданом, заполненным купюрами. После посещения больниц, в которых лечились раненые украинскими снарядами дети, старушки, шахтеры, ставшие ополченцами, чемодан «худел» и «худел, а в больницах появлялись дорогие лекарства, новое постельное белье или аппаратура…...Не можем сегодня не вспомнить и нашу самую любимую Героиню (кстати, в среду, 25 ноября будет 95 лет со дня ее рождения) – народную артистку СССР, великую Нонну Мордюкову.Мы никогда об этом не писали - но сейчас вот специально вспомним. В последние годы и месяцы жизни Нонна Викторовна очень нуждалась в деньгах, но никогда не выставляла эту свою нужду напоказ. Ей даже было неловко, когда просачивалась информация о более чем скромном образе жизни актрисы: ну, совсем «не по чину» (не то что по сравнению с равновеликими западными лицедеями – это просто небо и земля, но и по сравнению с отечественными куда менее значимыми для искусства, но куда более удачливыми артистами). «Черт-те что набуровят! – негодовала актриса в адрес «информаторов». – Что мне, хлеба не хватает?»Она даже надолго поссорилась с ближайшей подругой актрисой Риммой Марковой, когда та в телеинтервью назвала ее положение бедственным.С голоду Нонна Викторовна, конечно, не умирала. Но на сиделку не хватало точно. Об этом знал только узкий круг людей. И помогали, кто как мог: совсем небогатые родственники и друзья. Подключалась к этому и «Комсомольская правда». Оплачивали сиделку. Платили за интервью и комментарии. Только так: за «работу», просто как материальную помощь актриса деньги у нас не брала – ей это казалось унизительным.И только помощь от Никиты Михалкова, которого она любила бесконечно, принимала спокойно: он свой, родной, близкий. Душевный. Совестливый.Так она говорила...ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ\"Возмущение мое на этапе кипения\": обнищавшая Елена Воробей просит деньги на едуА Лев Лещенко выживает благодаря помощи друзей и накоплениям (подробности)