Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия: ЧП10 апреля 2010 18:00

Польский Ту-154 не прислушался к смоленскому диспетчеру...

Версий катастрофы под Смоленском становится все больше [комментарий эксперта]

Среди множества версий, выдвигаемых в связи с катастрофой Ту-154 под Смоленском, появилась еще одна весьма любопытная - некоторые польские журналисты поговаривают, что причиной ЧП могла стать якобы "укороченная" взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме "Северный". Насколько серьезно такое предположение? С этим и другими вопросам "КП" обратилась к Андрею Ларюшкину, специалисту по безопасности полетов одного из НИИ авиационной промышленности России.

- Андрей Владиленович, какими параметрами должна обладать ВПП для взлета и посадки Ту-154?

- Это машине для разбега достаточно 2300 метров, а для пробега при посадке 1000, ну пусть 1500 метров.

- А какие параметры имеет ВПП на "Северном"?

- Там ровно 2500 метров. Ширина - без малого 50 метров.

- В Польше уже раздаются мнения, что, мол, там, Ту-154 привык взлетать и садиться на более длинные ВПП.

- Да, это так. На Варшавском аэродром - там сразу две перекрещивающихся полосы длиной 2800 и 3600 метров. На Гданьком и Катовицком - по 2800 метров. А на этих аэродромах и садился Ту-154.

- А вот то, что взлетно-посадочные полосы на польских аэродромах на 300, а то и на километр длиннее, не могло стать причиной трагедии под Смоленском? Скажем, экипаж Ту-154 были приучены к такой длине, а на "Северном" ВПП оказалась короче. Вот и вышла промашка?

- Перед каждым вылетом на новый аэродром экипаж изучает его, а сказать, ТТХ. Это обязательно! Я абсолютно уверен, что это делали и поляки. Это непременное условие. Более того, экипаж запрашивает и погоду на аэродроме посадки. Сколько там лету между Варшавой и Смоленском - ну, пусть час-полтора. Смоленск наверняка сообщил полякам, что над "Северным" густой туман. Почему при этом польская делегация решила лететь, мне непонятно. Хорошо, пусть даже так. Прилетели, сделали круг над аэродромом, видя туман. Что в таких случаях делает экипаж? Запрашивает запасной аэродром.

- А здесь почему-то польский Ту-154 сделал не круг, а четыре круга и все и равно решил садиться.

- Он имел на это право?

- Если диспетчерская служба предлагает другие аэродромы для посадки такому "высокому" борту, он может прислушаться к ней, а может и всю ответственность взять на себя. Что и случилось.

- Какой была видимость в минуты трагедии на "Северном"?

- Не думаю, что у земли было видно дальше 50-60 метров.

- И как же садился самолет?

- По приборам и по наводке с земли. Кстати, наша диспетчерская служба несколько раз докладывала польскому экипажу, что он идет на посадку по глиссаде ниже заданной! Но поляки не отреагировали!

- -А почему свидетели катастрофы говорят, что самолет шел, свалившись на левый бок?

- Это могла быть потеря ориентировки в пространстве, это могла быть поломка двигателя, это могла быть нехватка горючего ведь четыре круга над аэродромом самолет сделал!

- Как вы думаете, почему самолет отважился садиться в таких, можно сказать, экстремальных условиях,

- Трудно сказать. Может, экипаж переоценил свои возможности. Но в любом случае командир корабля обязан был доложить о ситуации пассажиру 1.

- Но не Качиньский же принимал окончательное решение?

- Конечно, нет. Судьба самолета и пассажиров только и только в руках экипажа и его командира.

- Но почему же поляк отказался уходить на Москву или Минск?

- Видимо, надеялся, что туман рассеется, потому и кружил. А когда понял, что топлива уже осталось лишь на посадку, то ринулся к земле.

Читайте и смотрите:

В авиакатастрофе под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский (хроника трагедии, фото и видео)

Все материалы по теме "Авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском"

Фоторепортаж с места трагедии