2018-04-02T13:55:00+03:00

Мы возрождаем КВН - для чего, для чего?

В год полувекового юбилея Клуба Веселых и Находчивых «Телепрограмма» продолжает изучать его историю
Поделиться:
Комментарии: comments4
Изменить размер текста:

О том, как КВН начинался и как внезапно закончился, мы уже рассказывали. Обратимся к той части кавээновской истории, которая охватывает годы с 1986-го по ­1991-й, то есть время, когда КВН вернулся на экраны и стал одним из самых популярных проектов на советском телевидении.

Компьютер Саша вместо Маслякова

Возвращение Клуба на ТВ совпало с перестройкой, что не могло не отразиться на передаче. Набирающая силу гласность стала благодатной почвой для острого студенческого юмора, который с каждым годом существования КВН в позднесоветскую эпоху становился все более политизированным. Это отвечало настроениям, царившим по всей стране, и КВН пришелся как нельзя кстати.

Правда, некоторые сложности с возрождением сражений Веселых и Находчивых все же были. По словам Александра Маслякова, проблема по-прежнему была в теленачальстве, которое в середине 80-х «уже слышало, что уже все можно, но не очень понимало, как это». Но по мере того как ломалась вся советская система жесткой цензуры, менялось и отношение к идее возвращения на экраны КВН. Локомотивом в этом процессе стали не отцы-основатели КВН - Сергей Муратов, Альберт Аксельрод и Михаил Яковлев - и даже не Масляков. Инициатором был бывший капитан команды МИСИ Андрей Меньшиков, который в 86-м работал на Центральном телевидении завотделом массовых передач и конкурсов молодежной редакции. То есть Меньшиков обладал не только желанием оживить КВН, но и определенными полномочиями. Ему удалось пробить возвращение передачи в эфир, осталось лишь обговорить детали.

Здесь, кстати, не обошлось без шокирующих предложений - например, Меньшиков озвучил идею, согласно которой ведущими нового КВН должны были стать два... компьютера, Саша и Маша. Мол, а какие еще могут быть варианты в эпоху научно-технического прогресса? В итоге сошлись на Саше, и не на компьютерном, а живом - ведущим снова стал Александр Масляков.

Элегантные «Одесские джентльмены», чемпионы первого после возрождения КВН сезона, были сыгранной командой, в составе которой выделялись Ян Левинзон (третий слева) и Олег Филимонов (четвертый справа).

Элегантные «Одесские джентльмены», чемпионы первого после возрождения КВН сезона, были сыгранной командой, в составе которой выделялись Ян Левинзон (третий слева) и Олег Филимонов (четвертый справа).

«Джентльмены» предпочитают победы

Оставалась проблема посерьезнее - 15-летний перерыв в существовании КВН не прошел бесследно, и коллективов, достойных появления на Центральном ТВ, было в стране немного. Для первого сезона не без труда наскребли шесть команд (игралось три четвертьфинала, каждая из проигравших в дополнительном матче определяла четвертого полуфиналиста). Первую игру показали 25 мая 1986 года. И она не разочаровала. Как и последующие. Малочисленность команд отнюдь не сказалась на качестве. Чего стоила хотя бы дружина МХТИ! Ее капитан Михаил Марфин позже признавался, что попал в кавээнщики уже на излете своего студенческого и аспирантского возраста. Это не помешало ему выиграть первый же капитанский конкурс, в котором он участвовал. Между прочим, это было в игре против легендарных «Одесских джентльменов», ставших в том первом сезоне чемпионами. Дружина одесситов ­выиграла по праву, будучи самой слаженной и артистичной, к тому же укомплектованной такими яркими персонажами, как Олег Филимонов и Ян Левинзон.

- По сути, я попал в КВН по блату, ведь к Одесскому государственному университету, откуда родом были Филимонов и другие, не имел никакого отношения, - вспоминал много лет спустя Левинзон. - Мне тогда уже исполнился 31 год. Но у нас получился отличный коллектив единомышленников. Явных лидеров не было, все шутили одинаково хорошо и смешно.

Левинзон скромничает - он был в «Джентльменах» настоящей звездой, не случайно в золотом фонде КВН остались многие его сольные номера. Например, монолог «Красота - это страшная сила». Монолог, в частности, касался неблагоприятной экологической обстановки на озере Байкал. Оцените цитату:

«Вот тут кто-то говорит, что мы можем погубить красоту нашего самого замечательного в мире озера. Нет!!! КРАСОТУ погубить нельзя! А озеро, конечно, можно...»

Земля - крестьянам, дворцы - студентам!

После успеха «камбэк»-сезона проблем с поиском хороших команд уже не было - в сезоне 1987/88 опять играли шесть коллективов, причем все новые, в том числе команда МГУ, в которой фигурировали никому не известные тогда Алексей Кортнев и Валдис Пельш, и команда Новосибирского государственного университета, которой суждено было стать самой титулованной в истории клуба. А в команде создателей передачи появился Юлий Гусман, выступавший в роли режиссера-консультанта. Авторы продолжали экспериментировать с форматом передачи - в частности, были введены временные лимиты, не позволяющие участникам растягивать свои номера аж на полчаса (подобные случаи не были редкостью).

Появилось также понятие «дежурная команда» - коллектив, получивший в руки это «переходящее красное знамя», обязан был нести ответственность за общий антураж передачи. А еще кавээнщики нашли способ решить проблему недостаточного финансирования со стороны Центрального телевидения - стали искать спонсоров и платить им за поддержку диковинной в то время рекламой. В частности, команда МИСИ снялась в рекламе часов «Чайка», которая была показана в 87-м в рамках одной из передач.

Еще одно изобретение того сезона - исполненная на мотив вайкулевского «Вернисажа» песня «Ах, верь мне, Саш!». Девушка из команды НГУ адресовала песню, ­разумеется, Александру Маслякову. С тех пор шутки «про Алексан-Василича» стали частью обязательной программы почти для всех команд.

Получил КВН и новую прописку - полуфиналы прошли в Московском Дворце молодежи.

Телекарьера Татьяны Лазаревой (справа) началась в команде Новосибирского государственного университета.

Телекарьера Татьяны Лазаревой (справа) началась в команде Новосибирского государственного университета.

Возьми чемпионство, только не обижайся...

В следующем сезоне команд-участниц уже было 10, поэтому формат пришлось менять - уже по итогам первой игры сразу четыре команды «сошли с поезда», а шестерка победителей ­разыграла в трех полуфиналах право сразиться в решающем матче. Фаворитами финала считались команды из Донецка и Свердловска. Свердловчане играли еще в первом сезоне возрожденного КВН, а в 88-м представили свой новый имидж, став «Уральскими дворниками». Но и дворников, и шутников из Донецка неожиданно обошли летчики из Харьковского высшего военного авиационного инженерного училища.

Сезон-90 начался с первого в истории фестиваля КВН, прошедшего в Днепропетровске. Но даже это историческое событие отошло на второй план по сравнению с тем, что устроили уже в рамках официальных матчей кавээнщики из Ленинградского политехнического института, решившиеся спародировать Михаила Горбачева. Это была первая телепародия на Президента СССР! Своеобразным возвращением к традициям Клуба стал тот факт, что полуфиналы сезона шли в прямом эфире. Правда, после одного из полуфиналов ни о каких традициях речи уже быть не могло. Битва между командами Днепропетровска и Донецка закончилась победой кавээнщиков с берегов Днепра, однако специальное жюри, составленное из игроков КВН, так распорядилось имеющимися у них баллами, что победа перешла к донетчанам. Чтобы никто не возмущался, обе команды попали в финал, где решено было во избежание обид и нервных срывов определять чемпиона по каждому из конкурсов. В итоге Днепропетровск стал чемпионом в разминке, Донецк - в конкурсе капитанов, а чемпионы первого сезона одесситы выиграли в приветствии, музыкальном и домашнем задании.

Сезон 91-го года открылся вторым фестивалем (на этот раз он прошел в Тюмени) и стал очередным триумфом новосибирской команды, в которой на первый план вышла знаменитая ныне телеведущая Татьяна Лазарева. Это был последний год «советского» КВН - даже охочие до политического юмора ­команды с трудом поспевали за происходящими вокруг событиями, ведь страна менялась на глазах - августовский путч, развал СССР. Заканчивался сезон уже в новой стране, в которой КВН ждала новая страница его истории...

1993 год. На вечере, посвященном 30-летию КВН, под аккомпанемент автора первого гимна Клуба Юрия Саульского выступили экс-игроки и друзья КВН (слева направо): Матвей Ганапольский, Константин Эрнст, Леонид Парфенов, Михаил Марфин, Леонид Якубович, Леонид Я

1993 год. На вечере, посвященном 30-летию КВН, под аккомпанемент автора первого гимна Клуба Юрия Саульского выступили экс-игроки и друзья КВН (слева направо): Матвей Ганапольский, Константин Эрнст, Леонид Парфенов, Михаил Марфин, Леонид Якубович, Леонид Я

ШУТИТЬ ИЗВОЛИТЕ?

Нам осталась одна забава -

Посмотреть на веселый съезд.

Прокатилась дурная слава -

Это «Слава КПСС»!

(Днепропетровский государственный университет.)

* * *

Партия - наш рулевой. Партия, дай порулить!

(Новосибирский государственный университет.)

* * *

В Кракове на Ратушной площади стоит бочка с огурцами, и на ней написано: «Посол Советского Союза»!

(Донецкий политехнический институт.)

КАК ПО НОТАМ

Возрожденный КВН получил не только новых участников и новые правила - появился еще и новый гимн Клуба. Знаменитая «Мы начинаем КВН…» вопреки расхожему мнению музыкальной визиткой игр стала лишь в 1986 году, когда, собственно, ее и написали поэт Борис Салибов и композитор Владимир Шаинский. А гимном старого КВН являлась песня «В урочный день, в урочный час» (композитор - Юрий Саульский, автор слов - Владимир Харитонов, исполнитель - Олег Анофриев). Эта песня, безусловно, довольно сильно устарела, ибо посвящена была КВН в его первоначальном варианте - то есть игре-викторине: «Пусть кому-то повезет, а кому-то нет, и не нравится вопрос, и не сходится ответ... И все ж... берите в руки карандаш, мы начинаем вечер наш...» От этой композиции в возрожденном Клубе, впрочем, не стали отказываться, и поначалу обе песни в передачах часто чередовали.

Понравился материал?

Подпишитесь на нашу тематическую рассылку Сериалы, чтобы не пропускать интересные материалы

 
Читайте также