2016-09-29T17:14:32+03:00

Первый в мире патент на вертолет получил гомельский столяр

Только ни царское, ни советское правительство аппаратом не заинтересовались [фото уникальных документов]
Поделиться:
Комментарии: comments10
Евстафьев возле своей первой моделиЕвстафьев возле своей первой модели
Изменить размер текста:

Аппараты вертикального взлета чертили еще в Древнем Китае, потом Леонардо да Винчи, Ломоносов, французские братья Бреге. Но патент на изобретение первого геликоптера был выдан в США лишь в 1931 году русскому инженеру Сикорскому. Только есть в Беларуси человек, который поспорит с любым официальным источником, утверждающим, что вертолет придумали в Америке. Видно, тот, кто выдал патент Сикорскому, не знал о гомельском столяре Федоре Евстафьеве.

Уникальными документами и сведениями с «Комсомолкой» поделился 76-летний гомельчанин Давид Исаакович Родинский. Он - бывший советский журналист - активно интересовался героями родного края, тех, кто в чем-то становился первым. Не жалея на это не только времени, но и собственных денег.

ЦАРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ КУПИЛ ЗА 150 ДОЛЛАРОВ

За бумаги, которые достает Давид Исаакович из папки, ему когда-то пришлось отдать две своих зарплаты.

- Про Евстафьева я узнал в гомельском Дворце железнодорожников, когда там организовывали музей - еще в начале 70-х прошлого века. Туда попали сведения об изобретателе. Написал о нем небольшую заметку и где-то уже в середине 80-х, в начале перестройки, совершенно случайно получил эти уникальные документы. Многие в городе знали, чем я интересуюсь, и однажды, когда я пришел на барахолку в пионерский скверик в центре Гомеля, меня подозвал парень. Сказал, что у его приятеля есть оригинал патента на вертолет, изобретенный Евстафьевым. Продать эту ценность он был готов за 150 американских долларов. За советские рубли никак не соглашался. Естественно, долларов у меня не было, и я помчался в Москву. Там валютчики продавали один «зеленый» за два рубля, при наличии связей купить доллары в советской столице можно было без труда, - вспоминает Давид Исаакович.

Откуда у того парня взялись документы - неизвестно. Родственником Евстафьева он не был.

Первый патент - царский

Первый патент - царский

АВТОБИОГРАФИЯ ИЗ МУЗЕЯ ИСЧЕЗЛА

Родных изобретателя советский журналист тогда так и не нашел, не смогли мы разыскать их и сейчас. Но в записных книжках Давида Исааковича достаточно сведений, чтобы рассказать о неординарном гомельском столяре.

Автобиография изобретателя начинается с самого яркого воспоминания детства: он сидел на полу и что-то мастерил из деревянных планок, ниточных катушек, обрезков жести и проволоки.

- Что делаешь, сынок? - спросил отец.

- Самодвижущуюся повозку, - серьезно ответил сын.

- Выдумщик ты, Федя… Вот выучишься, даст Бог, может быть, и вправду что-нибудь путное придумаешь…

Еще подростком Федя стал сиротой. Поэтому с юных лет тяжело трудился. Как-то, работая на барже, шкипер дал мальчику задание вычерпать воду из трюма. Поднявшись несколько раз на палубу с ведром воды, Федя нашел веревку, привязал к ведру - стоит наверху и черпает, как из колодца. А вскоре смастерил что-то вроде колодезного ворота.

Повзрослев, Ефстафьев пошел в столяры Гомельских вагоноремонтных мастерских. В своем маленьком домике на улице Стеклова (сейчас этой улицы нет) он продолжал изобретать.

Автор описывает принцип работы аппарата

Автор описывает принцип работы аппарата

ОТВЕТ НА СВОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ СТОЛЯР ЖДАЛ ДВА ГОДА

- На Всероссийской выставке новых изобретений в 1909 году Евстафьев представил «летательный аппарат геликоптер». Он был устроен так: параллельно линии движения аппарата по его бокам помещены две оси, на которые насажено по одному гребному колесу. Лопастями колеса ударяют по воздуху и тем самым толкают аппарат вверх. Он мог подниматься в воздух без разбега, вертикально, - читает свои записи Давид Исаакович.

Императорский всероссийский аэроклуб выпускал бюллетень, там описывались немногочисленные в то время конструкции аэропланов и двигателей - их досконально изучал гомельский столяр. Знал наизусть мощности, размеры, технические характеристики, самостоятельно разобрался в теории воздухоплавания. Однажды задумался - самолету, чтобы подняться в воздух, нужен большой разбег, а что, если поставить гребные колеса так, чтобы аппарат без разбега сразу вертикально поднимался вверх?

Вскоре свой чертеж и описания Ефстафьев отправил ценным письмом в Императорский аэроклуб. Ответ пришел... через два года! В нем сообщалось, что летательный аппарат подняться в воздух не сможет, так как «не будет в одном из положений лопасти превышений в пользу подъемной силы». Но к этому времени изобретатель и сам пришел к такому выводу. Снова письмо с чертежами и расчетами ушло в столицу. Новый ответ из Петербурга гомельчанин получил в сентябре 1912 года:

«По Указу Его Императорского Величества. Привилегия сия видана мещанину Федору Евстафьеву, проживающему в г.Гомель Могилевской губернии на летательный аппарат с автоматически поворачивающимися лопастями и гребным колесом».

Это был первый патент изобретателя-самоучки.

ЕВСТАФЬЕВ СТАЛ ИЗОБРЕТАТЬ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Но проходили годы, и про изобретение неизвестного столяра забыли, потому что не увидели в нем выгоды для России:

«Правительство не ручается в пользе изобретений и усовершенствований», - написано было на стандартном бланке. Изобретателю лишь строго-настрого предписывалось ежегодно не позднее 24 сентября платить пошлину за регистрацию его же изобретения.

Построить геликоптер сам он не мог - нужны были огромные деньги. И изобретатель взялся помогать товарищам-железнодорожникам. Летом 1913 года Евстафьев принес на станцию Гомель небольшой металлический ящик - прибор для пробивки дымогарных труб. Он знал, как нужен такой прибор на паровозе - около двух часов затрачивал машинист, чтобы металлическим прутом прочистить дымогарные трубы топки - этот дедовский способ был единственным на всех железных дорогах России. Начальник станции сообщил об изобретении столяра в Вильнюс, в правление железной дороги. Там сразу оценили преимущества нового способа, в Гомель специально приехал начальник отделения тяги и разрешил испытать прибор: за шестнадцать минут - без вмешательства человека - дымогарные трубы стали чистыми. В конце 1916 года он получил патент на свое изобретение.

...А СОВЕТСКИЕ ВЛАСТИ ОТВЕТИЛИ ЧЕРЕЗ 11 ЛЕТ

Второй патент - уже советский

Второй патент - уже советский

Со временем стопка патентов на столе Евстафьева росла, и все они претворялись в жизнь. Но на стене, на почетном месте, висел его главный патент - на изобретение летательного аппарата. Построить его так и не удалось. И в 1921 году Федор Федорович снова погружается в книги по воздухоплаванию, перерабатывает и совершенствует проект, делает новые расчеты и все это снова отправляет в Москву. Только через 11 лет первый в Гомеле Герой труда Евстафьев получил письмо из Комитета по изобретательству при Совете Труда и Обороны. В нем - патент и авторское свидетельство № 1429:

«Настоящее авторское свидетельство выдано на основании Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях от 9 апреля 1931 года гражданину Федору Федоровичу Евстафьеву на летательный аппарат, во всем согласно с приложенным описанием и указанными в заключительной его части отличительными признаками изобретения, по заявке от 13 июня 1921 года. Действительный изобретатель - заявитель. 31 июля 1932 года».

Что еще придумал Евстафьев:

- автомат для штамповки гаек;

- прибор для просушки пожарных рукавов;

- машину для мойки посуды;

- устройство для завертки плоских конфет;

- чесальную машину для щетинной фабрики…

Давид Родинский купил документы за две своих зарплаты

Давид Родинский купил документы за две своих зарплаты

Еще больше материалов по теме: «Беларусь: Региональные новости»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также