Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире19 декабря 2012 15:34

Астахов о запрете усыновления американцами русских детей: «Мы будем играть в американскую рулетку?!»

Уполномоченный по правам ребенка в РФ прокомментировал законопроект о запрете усыновления американцами российских детей [видео]

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В среду Госдума приняла во втором чтении законопроект о запрете усыновления американцами российских детей - ответ Москвы на «Список Магнитского». Об этом в студии радио «КП» мы говорили с уполномоченным по правам ребенка в РФ адвокатом Павлом Астаховым.

- Павел Алексеевич, в этом шуме сколько лжи, а сколько правды?

- Надо все-таки отделять зерна от плевел и мух от котлет. Если говорить о государственной части, то я лично проинспектировал 1021 детдом в 82 из 83 регионов России. Государство обеспечивает ребенку, образование, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, государство вырастит, выучит и выпустит в жизнь, дав в перспективе квартиру…

С другой стороны — только в 2011 году было аж 5 представлений Генпрокуратуры о неудовлетворительной работе по иностранному усыновлению. Возьмем 2008-2011 годы. Госдеп США сообщает, что в Америку прибыли из России 1861 ребенок. Минобрнауки говорит – нет, 1773 человека. То есть, на сто детей меньше. Получается, в Америку приехало больше детей, чем вывезли из России по нашим данным. Каким же это образом? А это говорит о том, что серые схемы как существовали, так и существуют…

- То есть запретить усыновление вообще — лучший выход?

- Теперь о законе. Вы удивитесь, но Семейный кодекс прямо запрещает посредничество при усыновлении – неважно, российском или иностранном. А у нас в России действует около 80 иностранных агентств, которые занимаются усыновлением российских детей. Зачем существует такое огромное количество агентств?

- А в чем их вред?

- Тогда скажите, в чем их польза? По средним оценкам, чтобы усыновить российского ребенка, вы агентству должны заплатить от 35,5 тысяч до 50 тысяч долларов. Теперь умножьте на число детей, которых официально в прошлом году вывезли в Америку - 2145 детей. И получите примерно 150 миллионов долларов в год.

- Богатый рынок. Но может о детях поговорим?

- Мы и говорим о них! Представьте себе, вдруг появляется такая инициатива – прекратить иностранное усыновление. Вот возьмем Артема Савельева (его приемная мать отправила обратно в Россию на самолете одного) – агентство взяло за него официально 35,5 тысяч долларов плюс там дополнительные были расходы. А само агентство официально вывешивает на своем сайте, что заработало оно на усыновление российских детей 4 миллиона 600 тысяч долларов…

- Вы в одном из интервью заявили: «Россия должна принимать ответные меры на недружественную политику США и запрет на усыновление вполне может стать адекватным ответом». Получается: если бы не было закона Магницкого, закона «Димы Яковлева» тоже не стало бы?

- В интервью я сказал, что закон Димы Яковлева или Артема Савельева должен был появиться давно. Потому что у нас вообще нет никакого адекватного ответа на то, что происходит с нашими детьми в Америке! Там от ответственности уходят те, кто погубил наших детей. Кроме того, я изучал международное право в Америке (Питсбургский университет) и как меня учил мой профессор - любой недружественный шаг должен натыкаться на противодействие. В данном случае наши политики, наши законодатели решили пойти по такому пути.Я не вносил эти предложения, но я всегда говорил, что Россия должна прекратить иностранное усыновление. Кроме тогое – мы должны ответить на те случаи насилия против наших детей. Некоторые говорят - ну 19 детей погибло, в России-то гибнет больше. Вранье! У нас в приемных семьях погибло 14 детей. В прошлом году - два.

- Есть другая статистика 1200 за 15 лет...

- Я не знаю, откуда эта цифра – 1200. Видимо, вы говорите об общем количестве убитых детей, что ж давайте возьмем тогда американские данные. Есть такой замечательный американский департамент здравоохранения и благополучия человека, который каждый год публикует отчет о нарушениях прав детей. Вот в 2011 году в Америке зафиксировано 3 миллиона 700 тысяч таких преступлений. А у нас - 90 тысяч. 9% из преступлений в США - сексуальное насилие. То есть, это примерно 350 тысяч фактов! .

- То есть, в Америке русскому ребенку жить опаснее, чем в России, да?

- У нас не совсем благополучная ситуация – я не хочу приукрашивать ее. Но говорить о том, что каждый вывозимый из России ребенок получает счастливую жизнь в Америке, это преувеличение. И мне как-то стыдно слышать, что «запрещая иностранное усыновление, вы лишаете российских детей-сирот будущего». Простите, мы что, будем ждать, когда дядя Сэм приедет, заберет их и осчастливит? Не каждый русский ребенок станет Джессикой Лонг. Например, в Америке есть закон Маши Аллен, который был принят в 2006 году. Девочка Маша из Новошахтинска была вывезена приемным отцом-педофилом, который долгое время ее насиловал. И американский конгресс принял закон Маши, пытаясь преследовать педофилов. Или другой случай - американская семья брала исключительно девочек-инвалидов, 21 девочку они усыновили. Для детской порностудии.

- Но из около 100 тысяч усыновленных можно найти любую статистику и любые примеры.

- А мы что, будем в американскую рулетку играть или как?

- То есть у девочки, которая больна ДЦП был шанс поехать в Америку. Теперь этот шанс у ребенка забрали депутаты...

- А если она попадет в семью Лонгов?

- А почему вы сразу о худшем думаете?

- Я вам два примера привожу.

- Ага, из сотни тысяч историй усыновления американцами...

- Семья Шмиц, которые получили всего-навсего 6 месяцев лишения свободы знаете за что? Они в воспитательных целях били 11 приемных детей, запирали в клетки, вынуждали есть собственную рвоту, обливали ледяной водой, мочились на детей, бросали девочку, прикованную к инвалидному креслу, в бассейн и смотрели, сколько она там пробудет, пообещали шланг в рот ребенка и открывали воду, тыкали в ребенка раскаленным канцелярским ножом и т.д. Вы знаете почему Гватемала в 2009 году перестала отдавать Америке детей? Двух сирот в приемной семье убили. Почему Гватемала может себе это позволить, а Россия нет?

- Как вы думаете, почему появилось так много оппонентов у этого закона?

- Если бы этот закон об отмене иностранного усыновления обсуждался НЕ как ответ на «список Магнитского», я уверен, что процентов 80 людей были бы за него. И еще - неужели мы так низко пали в своем сознании, что собираем подписи за иностранное усыновление? Дескать, чтобы у детей было светлое будущее. В чем оно, это светлое будущее? И какие замечательные мифы распространяются, в том числе, и теми, кто сейчас собирает подписи. Будто иностранцы берут приемных детей – инвалидов. Так вот в прошлом году американцы - усыновили 44 больных ребенка, россияне усыновили 188. Сравните цифры.

- Но более тысячи детей ежегодно усыновляли американцы. Что с этой тысячей теперь будет? Ведь это тысяча судеб, тысяча жизней детских.

- Во-первых, в России очередь на усыновление насчитывает 39 с лишним тысяч человек. Это российские люди. Неужели мы так себя не уважаем, что мы сами не можем разобраться с сотней тысяч наших детей, живущих в детдомах? Надо работать внутри страны, а не ждать, когда приедет иностранец и заберет этого ребенка. А он его не заберет. Потому что за последние три года 72% вывезенных детей из России – это дети от 0 до 6 лет. Самые востребованные внутри страны! У нас есть регионы, где иностранное усыновление превышает российское. Не из-за того, что там мало желающих взять, а из-за того, что это бизнес!

- То есть, приходят россияне, а детей им не дают?

- Конечно! Методов увести ребенка миллион. Поставьте ему штамп – задержка психического развития – все, многие русские сразу откажутся от такого ребенка… Я вижу эти карточки, которые заполняют иностранцы, и в них указано: здорового, европейской внешности, от 0 до 6 лет. Вот какое требование сегодня у них. А мы готовы молиться на американцев, чтобы они приехали и забрали сироту, но не замечаем, когда этот же ребенок, еще не сирота, в семье пьянчужек, наркоманов, асоциальных людей, рядом с нами живет и мы ничего не делаем, а проходим мимо…

- А почему эти две вещи связаны? Может, сначала все-таки навести порядок в детских домах, сделать так, чтобы наши усыновляли больше, а потом запрещать американское усыновление?

- Это можно делать одновременно. Нужно обратить внимание на родную семью. Мы вручную пихаем руководителей исполнительной власти регионов и показываем – смотрите, у вас 82% детей сирот при живых родителях. Где вы были, когда эта мать лишилась работы, запила и от нее ушел муж? Где вы были, когда она родила ребенка-инвалида, а вы ее не поддержали?

- Защитники закона говорят, что государство теперь обязано дать детдомам больше денег. Из принципа.

- Вы хотите сказать, что там мало денег?! Там деньги огромные! У нас в среднем на ребенка в месяц тратится примерно 1000 долларов. А в Подмосковье, например, - 4700 евро. 4700 евро в месяц, понимаете?!

- Тогда вопрос-бумеранг: где лучше жить ребенку в Америке или в России?

- Вы некорректные сравнения предлагаете мне сделать... Нас пугают, что в Росии бюрократия, взятки, криминал... Корыстный интерес или невежество подталкивает нас к выводу: не я, так пусть лучше американец ребенка заберет. Ему будет там счастливо, потому что заграница. Там всегда лучше. Да там не лучше! Там другая жизнь и другая реальность! Душа у меня, правда, болит за то, что сегодня вопрос ставят так: либо отдать иностранцам, либо дети погибнут... По этой логике, знаете, мы должны всех стариков завтра отдать. Давайте их тоже отправим за границу. Лучше на Канары. А потом давайте и всех больных отправим туда. Давайте вообще страну разделим и раздадим разным странам, которые у нас уже забрали детей, стариков, больных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

За приклеенные руки американского ребенка - 99 лет тюрьмы!

… Депутаты еще не успели прийти на работу, а их уже встречали с пол-сотни молодых и не очень людей, устроивших у парламента одиночные пикеты. Пикетчики протестовали против принятия Госдумой поправок в «антимагнитский закон», который запрещает американцам усыновлять российских детей. (Читайте далее)

Медведев: «Иностранное усыновление — это следствие нашего равнодушия. Сами-то мы где?!»

Премьер предложил заняться проблемой сирот на партийном уровне. (Читайте далее)