Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды3 октября 2013 16:50

Картину «Иван Грозный убивает сына» предлагают спрятать от публики

Члены патриотического движения «Святая Русь» считают, что картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" искажает историю и оскорбляет правителя - царь царевича не убивал [обсудим?]
Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» - и в слове «убивает» как раз и кроется проблема

Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» - и в слове «убивает» как раз и кроется проблема

Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» - и в слове «убивает» как раз и кроется проблема. Патриоты считают эту картину «клеветнической», извращающей историю и возводящей напраслину на царя, в действительности много сделавшего для России.

«Черный миф» о Иоанне Васильевиче, проломившем череп царевичу, действительно очень давний и очень живучий - он фигурировал даже в школьных учебниках, хотя в дошедших до нашего времени документах того периода нет и намека на сыноубийство - этот позор Грозному, в самом деле очень вспыльчивому, приписали политические противники. На самом деле царевич Иоанн умер от тяжелой болезни. Но окончательно реабилитирован Иоанн Грозный был только в 1963 году, когда в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты гробницы - его и царевича Иоанна. При эксгумации подтвердилась версия отравления, но не мышьяком, а ртутью - ее количество в останках превышало совместимую с жизнью норму в 32 раза.

И все же Иван Грозный надолго останется в нашей ментальности как символ жестокости Русского Православного Самодержавия.

Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Для него сюжет картины был скорее метафорой. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя - в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» - «чувства были перегружены ужасами современности». Да плюс к этому он, путешествуя по Европе, впечатлился боем быков - звериная жестокость, кровь, смерть - и прибыв домой тотчас же принялся писать свою злосчастную картину. Она и тогда, и сейчас вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и может, поэтому у нее такая сложная судьба.

Список фальшивых преступлений Ивана Грозного с энтузиазмомо продолжили в интеренете - теперь он отнимает персики у девочки, написаной Серовым...

Список фальшивых преступлений Ивана Грозного с энтузиазмомо продолжили в интеренете - теперь он отнимает персики у девочки, написаной Серовым...

Александр III уже запрещал ее выставлять на публику. Третьякову предписывалось спрятать ее подальше и никому не показывать. Известен случай нападения маньяка, который разрезал картину ножом. У самого Репина атрофировалась рука, натурщик, ему позировавший в образе Грозного, умер. Проклятье, одним словом.

Мы позвонили председателю "Святой Руси" и главе холдинга «Русское молоко» Василию Бойко-Великому, который написал два письма с требованием «запретить картину» - одно в Минкультуры, другое в Третьяковку:

- В других странах такое недопустимо! Это же дети смотрят - и верят! Я не видел, чтобы например, американцы ходили и восторгались пакостной картиной про Рузвельта или Вашингтона. А ведь Грозный вдвое расширил территорию России, присоединил столько земель. Сибирь, например. И мы потомки богатствами Сибири пользуемся, а царя, нам ее завещавшего не чтим, а наоборот, умиляемся над картиной его жестокости.

- Но картина - это не историческая фотография. Художник имеет право на вымысел. Это же метафора - не убий, подумай, каяться буде поздно.

- Если бы там был неизвестный человек, это еще можно стерпеть. А если ваш дед воевал, а его какой-то художник изобразил в эсэсовской форме убивающим пленных?

- Я бы возмутилась!

- Царь может и был решительным, но нигде нет свидетельств, что он занимался рукоприкладством - не царское это дело. Тут одна клквета подстегивает другую. Грозный отказался принимать католичество - отсюда и религиозные противники, тонко поливающие его грязью. И не надо его сравнивать со Сталиным. Грозный не был диктатором, за все полувековое царствование казнено было всего 4 тысячи людей. А Сталин убил десятки миллионов.

...и душит красного коня с полотна Петрово-Водкина.

...и душит красного коня с полотна Петрово-Водкина.

- И все же, кажется, лучше сопроводить картину соответствующими комментариями экскурсоводов - это эффективнее, чем просто убрать картину.

- Этого мало! Это искажение истории и клевета на царя, а не абстрация. Картина, к сожалению, написана талантливо и воздействует на умы и сердца людей до сих пор. Настолько, что людям плохо физически становится. И многие желают пройти этот зал быстрее, только чтобы не смотреть на этот ужас.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Боровский, искусствовед, "Русский музей":

- Я не могу серьезно относиться к таким выпадам. Если люди путают историческую фактуру и искусство - это мрачная неадекватность. Картина не обязана отражать достоверную реальность. Это азбучная истина. Возьмите картину «Переход Суворова через Альпы» - понятно, что если так все и было, то армия осталась бы без штанов и без задниц. А княжна Тараканова? Так ли она на самом деле жутко тонула? А любая картина на религиозную тематику? Кто может доказать, сколько в такой работе вымысла?

Монастырская трапеза - она отражает жизнь и или намеренное искажение религиозного быта? Я уже не говорю о таких картинах как «Аленушка» Васнецова - так ли она на самом деле сидела у пруда. Смешно же! Или живопись на тему революции - ежу понятно, что одни реальные живые персонажи стирались, а другие дописывались в угоду политическим запросам. А ведь ощущение документальности есть полное!

Наивное желание лакировать (изобразить Ивана Грозного благообразным старцем) - работает на руку безграмотности, в то время, как даже школьники, по-моему, понимают что есть живописное искусство, а что есть история и знак равенства здесь неуместен.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Имя Третьяковской галереи используют для самопиара»

Как «КП» сказали в Третьяковке, снимать картину Репина никто не собирается, мол, провисела она сто лет и еще провисит столько же.

- У людей, которые настаивают, чтобы мы сняли картину, - одна точка зрения. Но есть и другая, - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. - К сожалению, мы живем по закону шоу-бизнеса. Третьяковская галерея - известный и любимый многими музей. Возникает заманчивый вариант, когда на фоне нашего бренда можно создать конфликт, и скандал становится способом самопиара в том числе.

Директор Третьяковки подчеркнула, что Илья Репин - великий художник. И сюжет его картины выражает философский трагический смысл российской истории. Но это художественное произведение, а не иллюстрация исторического факта.

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли равнять искусство с исторической правдой?

История или искусство?

История или искусство?

Юлий ГУСМАН, режиссер, телеведущий:

- Искусство и историческая правда ничего общего не имеют. Как вообще эту тему можно обсуждать?!

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:

- Любая фотография, а тем более картина, которая хранится столетиями, передает ситуацию времени. Вольнодумства в искусстве быть не должно! Только абсолютная историческая справедливость.

Александр ДЮКОВ, директор Фонда «Историческая память»:

- Если убирать из залов все, что так или иначе вызывает вопросы, придется убрать все - от Васнецова и картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» до событий Великой Отечественной войны. Кто-то заявляет, что это якобы оскорбляет патриотические чувства россиян, а меня лично оскорбляют подобные инициативы!

Игорь БУТМАН, саксофонист:

- Строго говоря, искусство имеет право на ошибки, а художник имеет право на свое видение. По-моему, Илья Репин настолько гениальный художник, а его полотно настолько знаменито, что обсуждать всю эту ситуацию бессмысленно.

Протоиерей Александр ШУМСКИЙ, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках:

- Конечно, нужно следовать исторической правде. В данном случае современные исследования говорят, что убийства не было. Но вины Репина никакой - он, как и все тогда, был под влиянием Карамзина. Однако прямое давление на министра культуры Мединского может привести к обратному результату. Может, и надо решать вопрос, но потоньше. А то какое-то ребячество...

Владимир ЛЕВКОВ, художник-маринист, Калининград:

- Искусство не зависит от «погодных условий». Оно идет от души и сердца, иначе не получается шедевров, которые выставляют в Третьяковке.

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:

- Сегодня искусство не призвано воспитывать и восстанавливать историческую справедливость. Это творческий продукт.

Яна СОЛОВЬЕВА, дизайнер, Самара:

- Вмешиваться в творчество других вообще дело неблагодарное, каждый имеет право самовыражаться, как ему нравится. Кто-то фантазирует, кто-то следит за исторической достоверностью. Творцы и прагматики не должны мешать друг другу!

Клара Борисовна, читательница сайта KP.RU:

- А что следующее? «Три мушкетера» Дюма?

ПРИГЛАШАЕМ:

В галерею Ильи Глазунова!