Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды28 марта 2014 20:40

«Контрабас»: перезагрузка Хабенского

«Контрабас» - это премьерный спектакль-трагифарс МХТ по Патрику Зюскинду, чье глубочайшее погружение в глубины человеческой природы нам хорошо известно по роману «Парфюмер»
Константин Хабенский в спектакле "Контрабас"

Константин Хабенский в спектакле "Контрабас"

Хотя произведение Зюскинда, написанное в 1980 году, считается монопьесой и даже монологом, все же понятие «моно» слишком узко для этой постановки. Во-первых, потому что играет здесь Константин Хабенский - артист сам по себе не только беспроигрышный, но и полифоничный, а во-вторых, короля играет свита. То есть все предметы, находящиеся на сцене, и даже черная космическая пустота в финале, и даже звуки - все это партнеры Хабенского, давно, кстати, мечтавшего сыграть этого странного контрабасиста (лишь в эпилоге появляется певица из плоти и крови, что идет вразрез с пьесой). Что за метаморфоза личности или внутренняя ревизия за этим стоит – как знать, но именно в этой роли популярный актер вернулся на театральную сцену после годичной перезагрузки.

Итак, он – контрабасист, и жизнь его проходит на задах оркестра, без грамма славы (даже литаврам достается больше внимания!) и без шанса на взаимность меццо-сопрано Сары. Он неудачник и к тому же безумец. Мысль о безумии приходит на ум сразу, как только мы видим, как Хабенский протискивается в дверь вместе с огромным футляром, откуда чуть погодя, кряхтя, извлечет не контрабас, а матрас. Такими матрасами и так уже обито сверху донизу его обиталище – то ли студия, то ли палата психа… где копятся и перетекают из пустого в порожнее обида, досада, комплексы и злоба на тех, кому «повезло», по мнению героя, ни за что. Моцарта все знают, потому что «до него музыки вообще не было», Вагнер был антисемит, колотил жену и избыточен для контрабаса. Все сентенции несчастный, для которого на самом-то деле, выше музыки ничего нет, адресует не залу, а граммофону, кроме которого в этой берлоге есть шкаф, стол, холодильник, туалет, мусоропровод. На унитазе цитируется Гете, из шкафа извлекаются парики, костюмы, мантии и рога, из которых можно пить пиво, отгоняя одиночество, а на бутылках играть смычком – какая разница на чем играть, если все равно нет таланта. Для человека умного (а герой явно умен и образован), нет ничего горше осознания бездарности. С другой стороны, наш контрабасист пошло мечтает о своей гарантированной пенсии и о мелкой выходке, чтобы его заметили, – что это, как не раздвоение личности? Собственно, и финал двойной, на выбор. Можно открыть холодильник и обнаружить там припрятанный им труп певицы Сары – рыжей, как и героини «Парфюмера». А можно стряхнуть матрасы, выйти на сцену и аккомпанировать этой сердцеедке Саре, поющей Генделя.

Режиссер: Глеб Черепанов

В ролях: Константин Хабенский, Ольга Воронина.

МХТ им. Чехова

Камергерский пер., 3, ст. м. «Театральная»

6 апреля

Цена билетов: 500 – 3000 руб.