Премия Рунета-2020
Иркутск
0°
Boom metrics
Общество22 августа 2014 9:20

Китаец из Иркутска спустя 30 лет нашел родных через программу «Жди меня»

Дачница, у которой жил помощником Анатолий Ли, втайне от него написала на сайт программы
Китаец из Иркутска спустя 30 лет нашел родных через программу «Жди меня».

Китаец из Иркутска спустя 30 лет нашел родных через программу «Жди меня».

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Здравствуйте, Анатолия Ли где найти?

- Деду Толю-то? Да здесь он! На кухне девчонкам помогает мыть посуду, - указали на дверь в соседнюю комнату постояльцы социально-реабилитационного центра поселка Усть-Куда журналистам.

И только мы сделали шаг в том направлении, как в проеме появился невысокий, худощавый, седовласый мужчина с морщинками на лице - дед Толя услышал свое имя и вышел навстречу гостям.

- Наш новый центр будут снимать? Пойдемте - проведу экскурсию, - прищурившись, сказал китаец, ведь он и не догадывался, что главный герой съемок он сам. - Покажу хозяйство. У нас большой огород, все овощи свои, да и мясо тоже - свиней и кроликов держим.

- Да нет, Анатолий, мы к вам, - прервали журналисты. - Ваши сестры вас разыскивают, любят и ждут.

Оцепенение и минутное молчание. На морщинистом лице 63-летнего мужчины проблеснула еле заметная улыбка, а в глазах - слезы. Эти слова дед Толя мечтал услышать 30 лет!

- Это, наверное, Зине в голову идея пришла, - одновременно смеясь и плача, сказал он. - Она всегда была у нас самой бойкой!

Из Китая в Казахстан

Дед Толя, а на самом деле Тонг Мун Фон Ли, родился в 1951 году в городе Цугучак, в Китае. А в 1970-м, после того как в Поднебесной произошла культурная революция, они вместе с мамой, тремя сестрами и новорожденным братом переехали в Советский Союз, спасаясь от репрессий.

- Мне было 20 лет, - вспоминает Анатолий. - Мы перебрались в Казахстан. Маме было очень трудно: чужая страна, чужой язык, ни денег, ни работы и пятеро детей на руках. И она не выдержала - через несколько лет умерла…

Чтобы братьев и сестер не отправили в детдома, Анатолий оформил опекунство на них. А через год пришла повестка из военкомата: молодого парня, уже как гражданина Советского Союза, призвали в армию. Войсковая часть находилась недалеко от Иркутска.

- У нас со второй сестрой Ниной разница всего год, - продолжает Анатолий. - Ей как раз исполнилось 18. Уезжал со спокойной совестью, зная, что она позаботится о младших.

В Иркутске Анатолию понравилось, и он захотел остаться здесь жить после армии.

Так и сделал. Съездил после службы ненадолго в Казахстан проведать родных и вернулся назад. Обосновался в Ангарске. В 80-е город активно развивался, с работой и жильем проблем не было. Анатолий устроился на ремонтно-механический завод формовщиком. Зарплата достойная, деньги водились. Через несколько лет молодого сотрудника обещали обеспечить и собственной квартирой. Жизнь шла в гору. Но… грянула перестройка, на заводе начались сокращения. Анатолий остался за бортом: ни работы, ни обещанной квартиры, ни денег. Тогда он решил перебираться в Иркутск - все-таки в большом городе возможностей больше. Неудача за неудачей - и Анатолий оказался на дне. Пошел по наклонной: алкоголь, сомнительные компании… Совсем себя забросил.

На дне

- Моей соседке по даче Раисе был нужен помощник по хозяйству. Она где-то нашла деда Толю и поселила его у себя, - говорит дачница Галина Лойко. - Ему как раз жить было негде.

После смерти Раисы китаец жил то тут, то там. Бывало, ночевал даже в железном контейнере на берегу Ангары. Галина Ивановна сжалилась и пригласила его к себе - тоже в качестве помощника. Несколько лет он жил на летней кухне, потихоньку строил баню, дом, курятник.

- Вроде, и крыша над головой, и работа есть, а что толку, когда человек верить в себя перестал? - рассуждает Галина Ивановна. - Выпивал он, все деньги на алкоголь спускал. Дошло то того, что потерял все документы: ни паспорта, ни трудовой, - ничего не осталось.

Так длилось несколько лет, но сердобольная женщина решила заняться судьбой скитальца: навела справки в социальных службах и пристроила в реабилитационный центр, где лечат от алкоголизма. А потом втайне от Анатолия подала заявку в программу «Жди меня». И через полгода пришел ответ! Оказалось, что сестры Нина, Зина и Лена тоже написали в программу с просьбой помочь найти родственника.

«Хотим забрать его домой, в Казахстан, чтобы провести оставшиеся годы вместе», - написали они в редакцию Первого канала.

- Я знаю, у каждой из сестер свои семьи, дети и уже внуки, - улыбается дед Толя. - Жду не дождусь, когда всех увижу. Как только будут готовы документы, поеду в Семипалатинск.

А пока дед Толя живет в социально-реабилитационном центре. Как и прежде, занимается огородом, домашним хозяйствам, а по понедельникам смотрит любимую программу «Жди меня».