Дальнейшее развитие здравоохранения, образования или сельского хозяйства во многом зависит от качественной связи и правильного применения информационных, телекоммуникационных систем.
О том, какие задачи ставит сегодня правительство области по развитию услуг связи на Дону, о новых проектах и ожиданиях операторов связи говорили в пресс-центре «КП» министр информационных технологий и связи региона Герман Лопаткин и специалисты отрасли.
Сегодня нельзя говорить о краткосрочных перспективах
Разговор за круглым столом начал министр. Герман Лопаткин отметил, что темпы развития, которые были определены в Ростовской области, даже несмотря на введение режима бюджетной экономии, будут сохранены.
- Мы ожидаем в этом году, что во всех районных центрах региона появится широкополосный радиодоступ с хорошей скоростью. Увеличится количество цифровых портов в сельской местности. А цифровое телевидение, которое в 2018 году должно начать вещание в полном объеме, в этом году начнет работать так, как желает население, - сказал министр.
По словам Германа Лопаткина, охват цифровым телевещанием территории области составляет 95 - 97%, однако в министерство все еще поступают вопросы от населения: когда же в сетке вещания появятся каналы второго мультиплекса?
- Сейчас в Министерстве связи России рассматривается возможность включения второго мультиплекса в городах с населением менее 50 000 жителей, - рассказал Герман Анатолиевич. - Ранее такое было возможно только в городах, где количество населения эту цифру превышает. Получается, к примеру, в Белой Калитве, где менее 50 000 жителей, современного цифрового телевидения быть не должно?! Думается, что это не совсем верно.
Знаковый день текущего года - 120-летие со дня изобретения радио. Изобрел его русский физик Александр Степанович Попов, а для нас, дончан, этот праздник знаменателен еще и потому, что именно на Дону, на острове Перебойный, в 1901 году было осуществлено первое гражданское радиовещание.
- Обидно, что в широком смысле об этом нигде не упоминается, - посетовал Герман Анатолиевич, да и на самом острове Перебойный сегодня наблюдается, к сожалению, печальная картина. Отмечу, что планируются мероприятия по увековечиванию этого события, ведь следующий год - юбилейный.
О краткосрочных перспективах сегодня говорить не приходится, отметил министр связи. Пока предприниматель, оказывающий услугу, не будет прогнозировать период окупаемости своих вложений в тот или иной проект, а гражданин не будет понимать, когда он получит тот сервис, за который он готов заплатить в полном объеме, полноценного развития не получится.
- Большое спасибо всем операторам связи хочу сказать за то, что с уменьшением бюджетного финансирования и с введением режима экономии в самих компаниях вы нашли оптимальные пути решения, не уменьшили объемы реализации по введению новых инфраструктур связи, - обратился к коллегам Герман Лопаткин.
Устранение цифрового неравенства - наша общая задача
Федеральная программа «Устранение цифрового неравенства» в Ростовской области стартует в этом году. Сейчас эта программа проходит стадию проектирования объектов связи. Как отмечает директор Ростовского филиала ОАО «Ростелеком» Сергей Алхасов, в основном это районы вдоль границы с Украиной.
- Когда мы проектируем линии связи, то делаем это таким образом, чтобы максимально близко пройти от других населенных пунктов, по разным причинам не попавших в программу. Для чего? Чтобы в дальнейшем за счет собственных средств и при минимуме затрат подключить и эти населенные пункты к скоростным каналам связи, - говорит Сергей Магомедович.
Также Сергей Алхасов отметил, что «Ростелеком» построил около 150 км оптических линий связи, подключив более 30 населенных пунктов региона, которые раньше не имели доступа в Интернет. А в этом году продолжится строительство ВОЛС (волоконно-оптические линии связи) к населенным пунктам численностью от 250 до 500 человек. Кстати, донской регион на третьем месте в Российской Федерации по количеству населенных пунктов, которые будут обеспечены современной цифровой связью с использованием ВОЛС. До 2018 года «цифрой» планируется обеспечить почти 400 сел, станиц и хуторов.
- Устранение цифрового неравенства - общая задача власти и операторов связи, - заявил Герман Лопаткин. - И очень радует то обстоятельство, что планы правительства области и ведущих провайдеров региона совпали и сегодня успешно реализуются.
Связь будет улучшаться
В 2014 году свершилось то, о чем так долго говорили. Две крупные компании, объединив активы, фактически вывели на рынок связи еще одного ключевого игрока.
- Благодаря интеграции Tele2 и мобильных активов «Ростелекома», которая стартовала в сентябре прошлого года, перед нами открылись новые возможности, - сказал региональный управляющий директор Tele2 Ростов-на-Дону Вячеслав Козин. - В частности, уже в конце этого месяца мы планируем запустить сеть 3G на территории Ростовской области. А после запуска - сосредоточиться на развитии сети, чтобы как можно большему количеству пользователей на Дону стал доступен полный набор современных услуг по выгодным ценам.
Телевидение - самая популярная услуга среди населения
Это подтверждает и статистика самих компаний. Все чаще в качестве основного домашнего развлечения ростовчане и жители области выбирают телевизор. Соответственно, растет и требовательность потребителя. Сегодня многим уже не хватает просто широкого перечня телеканалов.
- К примеру, спрос на такую услугу, как интерактивное телевидение, превышает даже наши прогнозы, - делится наблюдениями Сергей Алхасов. - Сегодня 50 - 70% наших подключений доступа к Интернету сопровождаются и подключением AP TV.
Телезритель желает иметь дополнительные сервисы и расширять свои возможности. Видеть на экране сразу несколько телеканалов, чтобы выбрать понравившийся, заказать видеофильм в прокат и даже поставить телепрограмму на паузу, если возникла такая необходимость - вот лишь далеко не полный перечень преимуществ интерактивного телевидения. Но операторы оговариваются, такая услуга не может стоить дешево. Во-первых, именно дорогостоящее оборудование и позволяет нам смотреть интерактивное телевидение. Во-вторых, оператор работает только с лицензионным контентом, а он, как несложно догадаться, может быть не только отечественным. В связи с изменениями на валютном рынке приобрести такой контент - дело довольно затратное.
- Соглашусь, что интерактивное телевидение - продукт чрезвычайно востребованный, - вступает в разговор директор филиала «Эр-Телеком» (бренд «Дом.ру») в Ростове-на-Дону Евгения Горевая. - Однако все мы понимаем, что цифровизация сегодня относится не только к продвинутым пользователям. Есть люди старшего поколения, у которых дома современный телевизор, но нет не только возможности оплачивать AP TV, но и времени и желания осваивать большое количество дополнительных опций. И тогда мы приходим на помощь, предлагая кабельное телевидение: определенный, довольно внушительный набор телеканалов в хорошем качестве и по разумной цене.
Евгения Ивановна заметила также, что наряду с решением глобальных вопросов обеспечения связью отдаленных районов области следует учесть, что даже в Ростове-на-Дону сегодня не везде можно использовать, например, Wi-Fi, хотя объективно таких мест становится все больше.
- Наша компания начала полтора года назад заниматься «покрытием» сети Wi-Fi в городе, и сегодня мы с удовольствием наблюдаем, что количество авторизаций значительно выше, чем в других городах. Востребованность есть - и немалая. И тут, как мне кажется, для всех операторов связи открывается широкое поле для деятельности. Далеко не каждое кафе, да что там кафе - больница или поликлиника - имеют возможность беспроводного выхода в Интернет.
Юбилей Победы встретим достойно
В преддверии большого и радостного праздника - 70-летия Великой Победы - компании готовят ветеранам и их семьям множество приятных сюрпризов.
- В каждом офисе «Билайн» установлен таксофон, с помощью которого ветераны и их семьи, дети войны и труженики тыла, просто пожилые люди пенсионного возраста могут совершенно бесплатно связаться с однополчанами, родственниками на всей территории России, - говорит старший менеджер по продажам услуг ШПД по Южному и Северо-Кавказскому региону ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Чернышов.
- Tele2 поддержала всероссийскую акцию «Ура Победе!», которая стартовала в феврале. Суть акции в том, что, позвонив на бесплатный номер 1945, наши абоненты могут установить в качестве гудка или звонка своего мобильного телефона одну из мелодий песен военных лет, подключиться к мобильному сериалу «Этот День Победы» и из сводок Совинформбюро узнать о том, что происходило на фронтах Великой Отечественной войны 70 лет назад, получить ссылку для скачивания эмблемы акции «Ура Победе!» и мобильного приложения «70 лет Победе!», - продолжает разговор Вячеслав Козин.
В преддверии празднования Дня Победы «Билайн» проводит всероссийскую патриотическую акцию «Ура Победе!», посвященную празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Суть ее в том, что каждый позвонивший на специальный короткий номер может бесплатно установить в качестве рингтона и мелодий вместо гудков своего телефона одну из мелодий акции: «Темная ночь», «Катюша», «Прощание славянки», «День Победы», «Синий платочек». Абоненты «Билайн» в Ростовской области чаще всего вместо гудка устанавливают мелодию песни «День Победы».
Сергей Алхасов рассказал о телемостах, которые компания «Ростелеком» организовывает в предпраздничные дни в формате видеоконференции. Ветераны из разных городов могут не только услышать, но и увидеть друг друга, пообщаться с однополчанами, передать поздравления, поделиться воспоминаниями.
- В майские дни наши сотрудники, а у нас работает очень много молодежи, обязательно выйдут на улицы поздравить ветеранов, - говорит Евгения Горевая. - Помимо бесплатных пакетов определенных услуг мы будем дарить этим людям солдатскую кашу, ароматный чай, много тюльпанов и, конечно же, теплые, искренние слова признательности и благодарности за тот подвиг, который они совершили 70 лет назад.
От потребителей наших услуг хочется, прежде всего, ответственности
Сейчас модно употреблять в лексиконе компании труднопроизносимое слово «клиентоориентируемость». А ведь это всего лишь означает, что компания должна соответствовать чаяниям своего потребителя и стараться как можно более эффективно с ним взаимодействовать. А вот чего бы самим операторам связи хотелось от потребителей? Вопрос оказался насущным и злободневным.
Евгения Горевая отметила, что от потребителя хотелось бы получать качественную обратную связь. У каждого оператора достаточно каналов коммуникаций, чтобы эту связь получать, но потребитель зачастую не может разложить свои претензии «по полочкам», и часто это лишь эмоциональный всплеск недовольного человека. Один из участников встречи посетовал, что клиенты часто не берегут оборудование, которое находится у них в аренде при подключении той или иной услуги. Если не свое, то и заботиться о нем вроде бы незачем.
- Рынок предоставления услуг связи - это рынок весьма конкурентный, поэтому мы пытаемся удовлетворить потребности потребителя и много требовать от них, конечно, не можем, - говорит Сергей Алхасов. - Но хотел бы попросить пользователей наших услуг не размещать в Интернете нелегальный контент, в том числе информацию экстремистского толка, ведь за такое несанкционированное размещение ответственность несет в том числе и оператор связи. Такие случаи, к сожалению, есть.
Но все операторы связи как один сошлись во мнении, что потребителю сегодня не хватает ответственности. Как минимум предоставленная услуга должна быть оплачена вовремя и в полном объеме. Причем это не пожелание. Такая схема взаимоотношений прописана в договоре. И нарушая эти условия, вы прежде всего ограничиваете собственные возможности.