Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+12°
Boom metrics
Общество8 октября 2015 7:00

Подсудимый по «делу Зиринова» Эдуард Паладьян заявил прокурору: «Ищите настоящих убийц!»

Ирина КРАВЧЕНКО
Фото: Иван БОГОЛЮБОВ

Фото: Иван БОГОЛЮБОВ

Во вторник, 6 октября, после двухнедельного перерыва в Северо-Кавказском военном окружном суде продолжился судебный процесс по делу кубанского бизнесмена Сергея Зиринова. Его и еще пятерых подсудимых обвиняют в бандитизме. Рассмотрение дела длится уже не первый месяц, но пока понятно только одно - затянется надолго.

Судебное заседание началось с ходатайства о продлении ареста подсудимым. Инициатором решения вопроса об определении меры пресечения стала сторона обвинения. Срок предыдущего решения об аресте истекает 2 ноября текущего года. Прокуроры убеждены, что к этому времени процесс не завершится. Поэтому они предложили продлить арест шестерым обвиняемым еще на три месяца до 2 февраля 2016 года. Такой формулировкой возмутились защитники, они заявили, что гособвинение не привело доказательств, указывающих на то, что их подопечные будут оказывать давление на свидетелей, потерпевших или скроются. Защитники просили суд избрать вместо ареста другую меру пресечения - отпустить подсудимых под залог или назначить им домашний арест. Ведь никто из подсудимых ранее не имел проблем с законом, все добропорядочные граждане, отцы детей, а у некоторых есть ряд тяжелых заболеваний.

В частности, одному из подсудимых - Эдуарду Паладьяну - 60 лет. Адвокаты настаивали на изменение меры пресечения ему на любую, не касающуюся лишения свободы. Дело в том, что Эдуард Паладьян страдает множеством серьезных заболеваний, большинство из которых возникли, когда он сидел в СИЗО. Адвокат Паладьяна Роман Карпинский уверен, что дальнейшее содержание под стражей его подзащитного будет нарушать часть третью Европейской конвенции о правах и основных свободах человека и может усугубить и без того подорванное здоровье обвиняемого.

- Несмотря на это у нас в российских судах складывается такая печальная практика, когда лица, заключенные под стражу на начальном этапе следствия, не выходят из СИЗО вплоть до вынесения приговора. Это противоречит и позиции ЕСПЧ, и позиции Верховного суда, - уверен адвокат Роман Карпинский.

Защита Паладьяна настаивает, что помимо данных о состоянии его здоровья необходимо, рассматривая вопрос о мере пресечения, учитывать условия его содержания в СИЗО.

- После задержания Эдуарда Паладьяна 26 марта 2013 года вплоть до окончания следствия его регулярно пытали. Мы будем говорить об этих пытках постоянно, пока нас не услышат, - заявил Роман Карпинский. - На момент задержания у Паладьяна не было телесных повреждений. Уже в СИЗО на нем были обнаружены многочисленные повреждения от ударов тупыми предметами и действия электрическим током. Это подтверждено судмедэкспертизой.

Когда судья предложил высказаться другим адвокатам стороны подсудимых, неожиданно для всех взял слово сам Эдуард Паладьян, который, дав волю эмоциям (таким во время процесса его видели впервые, видимо, накипело, - прим. авт.), рассказал, что достаточно настрадался от правоохранительных органов.

- Как вы считаете, уважаемый суд, это нормально, когда я сижу в клетке Краснодарского суда, а ко мне приходит прокурор и дает телефон? По телефону мне угрожает сотрудник ФСБ Роман Турбин. Говорит: «Если не подпишешь все документы, у тебя будут проблемы». Прокурор все слышит, понимает и молчит. Три месяца меня медленно убивали, истязали током. На меня надевали маску, связывали и избивали. Чтобы я против Зиринова документы подписал… В конце концов, сколько можно нас мучить! Уже терпения не хватает. Сидеть больно, стоять больно - поотбивали почки.

Эдуард Паладьян рассказал также, как проводились следственные действия.

- У меня было 16 адвокатов, которых мне назначали и меняли следователи. Я их в лицо не знал, зато на каждом протоколе допроса они ставили свои подписи, что якобы были со мной. Меня привозили куда-то - опознавать место преступления. Я не знал, где я и что это за место. Обычно все опознания проходили по ночам. Работал со мной следователь Андрей Константинов. Я инфаркт получил после ваших следователей.

К тому же Паладьян заявил, что не знает главного свидетеля стороны обвинения Дмитрия Сапожникова.

- Тот утверждает, что знаком со мной с 2004 года, а я его в глаза не видел! - возмущался подсудимый.

Когда начался перерыв, Паладьян несколько раз повторил в лицо прокурору, проходившему мимо места размещения подсудимых, одну и ту же фразу: «Ищите настоящих убийц!» Прокурор проигнорировал это замечание.

А после на судебном заседании обвинение заявило, что юридических фактов, доказывающих пытки, нет.

- Чтобы заявлять о пытках, нужно иметь на руках обвинительный приговор в отношении следователей, - заявил прокурор.

Адвокаты называют циничным это выступление прокурора. А подсудимый Паладьян начал рассказывать, чуть сдерживая слезы, что один представитель спецслужб предлагал закрыть дело за 100 миллионов рублей, другие 109 дней на предварительном следствии на частных машинах катали его по всем СИЗО Краснодарского края, в СИЗО Армавира к нему приходил московский следователь по особо важным делам с предложением подписать заранее составленные документы. Это ли не факты?!

- Но почему я должен был оговаривать Зиринова? Я до сих пор не понимаю! Я этого человека хорошо знаю. Девять лет на него работал. Я с плохой стороны его не видел. Зачем Зиринову кого-то убивать? У него и так в жизни всего хватало! - Паладьян уже не мог сдерживать себя.

Судья прервал подсудимого и объявил перерыв, чтобы тот мог успокоиться. После перерыва Паладьян добавил, что не знал даже, по каким статьям его задержали.

- Когда мне сказали, что я задержан по статьям 105 и 209, я связался с женой и спросил, что это за статьи и сколько лет по ним дают. Она была в шоке, когда узнала, что это убийство и бандитизм.

Все это время судья внимательно слушал Паладьяна. Даже появилась надежда, что он изменит ему меру пресечения. Но после очередного перерыва, когда Олег Волков стал все тем же будничным тоном зачитывать свое постановление, стало понятно: в этом судебном заседании ничего пока не меняется. Какими бы красноречивыми и эмоциональными ни были выступления подсудимых и участников процесса, они не были услышаны.

- Суд полагает, что ходатайство обвинения законно и обоснованно и подлежит удовлетворению. На свободе данные лица могут продолжить заниматься противоправными деяниями, скрыться от суда либо иным путем воспрепятствовать производству по делу. Суд полагает необходимым продлить задержание подсудимых под стражей до второго февраля 2016 года, - торопливо зачитывает свое постановление судья.

После этого подняли новый не менее важный вопрос. Назначенный судом адвокат Сергея Зиринова 79-летний Олег Ткачев в своем ходатайстве попросил суд предоставить ему дополнительное время для изучения материалов дела. А именно полгода. Адвокат акцентировал внимание суда на том, что права защиты при таких обстоятельствах, когда на изучение 90 томов дела дается 10 дней, ограничены до такой степени, что грубо нарушается принцип равенства и состязательности сторон в суде.

- Физически это невозможно, адвокат Ставицкая работала год, мне нужно хотя бы шесть месяцев, иначе сорвана будет защита, - сказал ранее корреспонденту Ткачев - адвокат с 45-летним стажем, признав, что подзащитный Зиринов отказался обсуждать с ним стратегию защиты, так как он не знает уголовное дело так, как Анна Ставицкая.

Олега Ткачева поддержала и второй адвокат, также назначенный судом - 37-летняя Ирина Головинская.

Несмотря ни на что суд не удовлетворил ходатайство адвоката Ткачева и на рассмотрение предоставил еще неделю до следующего заседания 13 октября.

Что будет на следующем заседании, предсказать трудно. Возможно, новые адвокаты снова заявят ходатайство о продлении сроков для изучения дела, а Сергей Зиринов в свою очередь - о возвращении в процесс Анны Ставицкой. Процессы по Зиринову - это фильм, который кто-то ставит на постоянный повтор. До каких пор продолжится эта борьба и чем она закончится, неизвестно. На сегодня ясно только одно: Сергей Зиринов сдаваться не намерен и вести диалог с назначенными судом адвокатами не собирается.

НАПОМНИМ

Ранее судья Волков принял решение отстранить адвоката Анну Ставицкую, чем был возмущен ее подзащитный Сергей Зиринов, заявивший о нарушении его конституционных прав на полноценную защиту. Дело не только в том, что Анна Ставицкая именитый адвокат, за плечами которого не одна победа в суде, а в том, что она в течение года изучала 90 томов (!) уголовного «дела Зиринова» и считает своего подопечного невиновным. Но Анна Ставицкая, которая, несмотря на свое отстранение, продолжает приходить на судебные заседания, настроена решительно.

- Я в течение десяти дней обжаловала постановление об отстранении в апелляционную коллегию Северо-Кавказского окружного суда, но пока я не знаю судьбу жалобы, так как не назначена дата рассмотрения, - говорит адвокат. - Не исключаю, что ее вообще не будут рассматривать, потому как в законе достаточно расплывчато написано, какие промежуточные решения могут быть обжалованы еще в ходе судебного разбирательства.

По словам Анны Ставицкой, ее отвод - единственного защитника Сергея Зиринова - является нарушением его конституционного права на защиту. Такое решение об удалении защитника, знающего уголовное дело, невозможно восполнить даже десятью квалифицированными адвокатами.