Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+10°
Boom metrics
Происшествия22 марта 2016 10:58

Как психологи выводят из стресса родственников погибших в крушении самолета из Дубая

"Комсомолка" поговорила со специалистами МЧС, которые работали в аэропорту Ростова-на-Дону
Источник:kp.ru
Первые несколько часов после трагедии были самыми тяжелыми.

Первые несколько часов после трагедии были самыми тяжелыми.

В Ростове с родственниками и друзьями погибших в авиакатастрофе Boening-737-800 продолжают работать специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Они прибыли на место трагедии уже в первые минуты после крушения самолета и оказали необходимую помощь людям, встречавшим рейс из Дубая.

- Работа продолжается и сейчас. Мы сопровождаем процедуру судебно-медицинской экспертизы, потому что для родственников погибших это тоже большой стресс, мы будем продолжать работать с ними и дальше, - рассказала «Комсомолке» начальник отдела психологической подготовки южного филиала Центра Анна Овчарова. - Мы же работаем на «горячей линии», помогаем информацией: что делать, куда обращаться и так далее.

Анна Овчарова одна из первых начала работу с родственниками погибших.

Анна Овчарова одна из первых начала работу с родственниками погибших.

Из Москвы в аэропорт Ростова приехало восемь психологов МЧС. Их возглавляет заместитель директора Центра экстренной психологической помощи Лариса Пыжьянова. «Комсомолка» задала специалисту федерального ведомства несколько вопросов.

- Лариса Григорьевна, какую именно помощь вы оказываете пострадавшим людям?

- Наша задача — помочь людям в первые дни после случившегося. Они находятся в ситуации, которая выходит за рамки нормального человеческого опыта, к которой нельзя подготовиться. И реакции на нее бывают такие, какие в обычной жизни с нами не случаются. Эти реакции могут пугать их самих, быть опасными для них и для окружающих. Это может быть и агрессия, и истерики, и приступы паники. Человек не понимает, что с ним происходит, не может с этим справиться и заражает этим окружающих. Именно с этим мы и работаем, помогаем людям справиться с их острыми реакциями, не допускаем, чтобы реакция одного человека стала массовой.

- Как это происходит?

- Ну вы должны понимать, люди приехали встречать своих родных и близких, отдохнувших, загоревших, а их нет. И не будет. Наступает отрицание. Они не верят, что это произошло. Мы работаем, как скорая помощь, на этом самом тяжелом этапе. Ну и конечно, во время опознания тел погибших мы тоже должны быть рядом. Эксперты сказали, что в этот раз визуального опознания не будет, а только забор материала ДНК. Здесь тоже много работы для нас, ведь когда гибнет родственник, возможность посмотреть на него в последний раз, проститься с ним, похоронить, может послужить некоторым облегчением для человека. А тут люди даже не могут взглянуть на погибшего. В Ростове у нас есть случай: мать не может поверить в смерть сына-бортпроводника, пока не увидит его тело. Она говорит, что готова смотреть на любые останки, но мы ей вынуждены отвечать, что она ничего не увидит. Это очень тяжелый для человека момент, новый виток отчаяния.

- Авиакомпания FlyDubai начала выплачивать компенсацию семьям погибших...

- Да, это тоже фронт нашей работы. Людей нужно правильно информировать обо всех этих процедурах. Они должны не сами метаться и искать информацию. У нас работает «горячая линия», куда стекаются все сведения. Там мы подскажем, куда обращаться, куда звонить. Причем, мы вначале сами проверяем номера телефонов, а потом советуем их пострадавшим.

- Такая жуткая катастрофа, столько погибших. Вероятно, теперь многие люди после репортажей СМИ будут бояться летать самолетами. Вы - специалист, расскажите как побороть страх неба после таких происшествий.

- Нужно понимать, что страх — это базовая эмоция, свойственная человеку с рождения. Она выполняет охранительную защитную функцию. Страх — это даже полезно, но он не должен управлять вами. Тогда это уже называется фобией, и человеку требуется помощь специалиста. Если ты знаешь, что тебе нужно обязательно лететь по работе, или семья давно просит поездку в теплые страны, но ты боишься сесть в самолет, значит нужно идти к психологу и разбираться во внутренней проблеме. Мужчины, кстати, бояться летать чаще, чем женщины. Знаете почему? Они привыкли управлять ситуацией, держать ее в своих руках. А, садясь в самолет, им приходится полностью довериться экипажу. Люди, которые привыкли все в своей жизни контролировать, в самолете чувствуют себя неуверенно. Здесь нужно понять, что ты ничем не управляешь, ты — пассажир. А есть экипаж и диспетчеры, они за все отвечают, и придется им довериться, как профессионалам. Страх при этом все равно может присутствовать, это нормально. И я сейчас скажу банальную вещь, но так оно и есть. Авиаперелеты — самый безопасный вид перемещения.

Лариса Пыжьянова рассказала, что испытывать страх в разумных пределах - это даже полезно.

Лариса Пыжьянова рассказала, что испытывать страх в разумных пределах - это даже полезно.

- Все об этом знают, но когда падает самолет, данный факт уже не кажется таким верным.

- Авиакатастрофа производит очень сильное эмоциональное впечатление. Потому что одновременно гибнет очень много людей. В первые дни нам всем бывает очень страшно, как будто исчезает опора из-под ног. А дальше мы снова входим в обычную повседневную жизнь. Все наши страхи переживаются, переосмысливаются. Говоря языком психологии, наступает адаптация. Каждый из нас делает какие-то выводы из всего произошедшего и живет дальше, но уже имея такой опыт.

- Вы работали уже не на одной такой катастрофе. Как, по-вашему, справляются ростовчане?

- У вас, действительно, в трагедию вовлечен весь город. Столько звонков с соболезнованиями, сколько сейчас поступает по «горячей линии», у нас очень редко бывает. Звонят люди из Ростова, предлагают какую-то помощь. Например, поселить у себя семьи погибших, пока идут следственные процедуры, отвезти их на машине, если куда-то надо, даже материально хотели помочь. Ваш город, к счастью, да этого жил мирно. А теперь, как говорится, в свой дом пришла беда. И вы все, в той или иной степени, оказались захвачены в эту ситуацию.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Появилось новое видео крушения "Боинга" в Ростове-на-Дону

В коротком ролике видно, что самолет под небольшим углом практически камнем падает вниз, затем раздается взрыв и начинается пожар. (подробнее)

Погибших в авиакатастрофе в Ростове будут хоронить не раньше, чем через две недели

Родственники погибших в авиакатастрофе в небе над Ростовом сдают генетический материал для экспертизы ДНК. Процедура происходит в областном бюро судебно-медицинской экспертизы. Там работают два десятка судмедэкспертов, в том числе четыре из них прибыли из столичного федерального бюро. (подробнее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В авиакатастрофе в Ростове погибла кардиолог, которая была на седьмом месяце беременности

Врач-кардиолог 35-летняя Виктория Чистякова была беременна.

- Она молчала о том, кого ждала, - не скрывая слез, говорят друзья семьи. - Считала, что в таком деле главное поменьше обсуждений и разговоров, может быть, боялась сглаза. Но прибавления ждали уже в апреле-мае. (подробнее)

ВНИМАНИЕ!

Самая оперативная информация на радио "Комсомольская правда Ростов" на 89,8 FM.