Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+15°
Boom metrics
Общество21 июня 2016 14:00

В Ростове главный фигурант скандального дела Сергей Зиринов рассказал, как его шантажировал потерпевший

В Северо-Кавказском окружном суде два дня давал показания главный фигурант по делу серии преступлений в Анапе
В Ростове главный фигурант скандального дела Сергей Зиринов рассказал, как его шантажировал потерпевший. Фото: архив "КП"

В Ростове главный фигурант скандального дела Сергей Зиринов рассказал, как его шантажировал потерпевший. Фото: архив "КП"

На прошлой неделе в Северо-Кавказском окружном суде прозвучало сразу несколько сенсационных фактов, который озвучил главный обвиняемый по «делу Зиринова». Бывший кубанский депутат и бизнесмен Сергей Зиринов выступил перед присяжными. Согласно процедуре его должен был допросить защитник, а затем сторона обвинения и потерпевшие, но адвокат Анна Ставицкая практически в начале процесса решением председательствующего была отстранена, а назначенные общественные защитники признались в том, что суд не дал им времени на изучение многотомного уголовного дела. Потому выступление Сергея Зиринова больше было похоже на рассказ, который, правда, достаточно часто прерывался судом. Выступление длилось последние два дня прошлой недели, но так и не было завершено. Уже в среду допрос должен продолжиться.

– Уважаемые присяжные, – обратился к коллегии Сергей Зиринов, как сообщает информационное агентство «Радар Кубани». – Внимательно изучил эти страшные обвинения в отношении себя и других подсудимых. Cогласен с обвинением в одном - бандиты, совершившие эти преступления, должны сидеть за решеткой. Но я этих преступлений не совершал. Более того, в деле нет ни одного доказательства. Я невиновен, постараюсь вам это доказать. Возможно, это будет долго. Поэтому я бы хотел попросить у вас терпения и внимания. Потому что у меня одна надежда только на вас.

Далее Сергей Зиринов подробно рассказал о том, как стал крупным предпринимателем, владельцем аквапарков и кафе. После гибели родного дяди, убийство которого так и не было раскрыто, Сергею Зиринову, тогда только выпускнику ВУЗа, пришлось приступить к управлению семейной компанией. Занимался он и реализацией мороженного, и переработкой риса, и даже продажей драгоценных камней. Позже возникла компания «Золотой пляж» и ряд курортных предприятий.

– Обвинение говорит, что мы нападали на лиц, которые мешали нам заниматься бизнесом, но с 1997 года мы создали ряд высокорентабельных компаний, что подтверждается документами, - подчеркнул Зиринов. - Наш аквапарк стал первым в регионе, да и мороженным тоже начали заниматься первыми. Далее обвинение говорит, что в июне 1999 года была организована банда, и в нее вошел Шолохов (якобы исполнитель преступлений, уже осужден, дал показания против Зиринова). Никаких банд я не организовывал, а Шолохова в 1999 году я вообще не знал!

По словам Зиринова он заочно познакомился с Шолоховым в конце 2001 года, когда его попросили организовать лечение для человека, получившего травму. Зиринов согласился, даже не зная, за кого просили. А лично они встретились в 2002 году, когда Шолохов отмечал свадьбу. Только во время предварительного следствия подсудимый узнал, что имя и фамилия этого человека совсем другие - Дмитрий Сапожников. А тогда, во время первого общения, Шолохов рассказал о своем детдомовском прошлом, о службе в вооруженных силах, а слова доказывала его отличная спортивная форма. Это вызывало уважение.

Через некоторое время Шолохов попросил Зиринова стать крестным отцом ребенка, так как других, более близких людей, не было в Анапе, бизнесмен согласился. Общение строилось на обсуждении спорта, но не более того.

- Иногда я видел его с неизвестными людьми, Анапа город маленький, он не хотел пояснять мне, кто эти люди, - подчеркнул подсудимый. – Даже говорил, что это не мое дело. Что-то пытался скрыть, это мне не понравилось.

Зиринов подчеркнул, что все эти события произошли уже после исчезновения директора санатория «Малая бухта», в организации убийства которого обвиняют бизнесмена.

- В момент пропажи Садовничьего, в марте 2002 года, я Шолохова еще не знал и не видел ни разу, – отметил Сергей Зиринов.

С другим исполнителем преступлений – Андреем Мирошниковым, также давшем против остальных показания, он познакомился в 2009 году (напомним, первое преступление, которое указано в уголовном деле, произошло за семь лет до этого).

По словам подсудимого, эти два человека в его окружении появились в разное время. Он даже не знал, что они были знакомы в далеком прошлом по правоохранительной линии.

Потом Сергей Зиринов подробно рассказал о первых встречах с участниками дела, которые оказались с ним вместе на скамье подсудимых (все они вину не признают) после показаний следствию двух вышеназванных киллеров. Он неоднократно подчеркнул, что знакомства с некоторыми состоялись значительно позже преступлений, в которых их обвиняют. Да и общение между ними было шапочное, на уровне рукопожатий. К примеру, о существовании помощника председателя Ставропольского суда Евгения Александровича, узнал после выборов в «конце 2002 года, либо в начале 2003». Сергей Зиринов рассказал, что достаточно длительное время был знаком с Эдуардом Паладьяном, который стал у него работать водителем и занимался хозяйственными делами, а также дружил с Амаром Сулоевым.

С директором санатория «Малая бухта» дружил и убивать его не было мотива

- Я бы хотел перейти к обвинению относительно убийства директора санатория «Малая бухта» Садовничьего и его супруги Иванкиной (они пропали в марте 2002, только через десять лет нашли их тела), - продолжил давать свои показания Сергей Зиринов. - Обвинение считает, что Садовничий мешал мне отказом добровольно уходить с поста, а также распоряжаться имуществом и деньгами санатория. Якобы эти причины побудили меня к убийству. На самом деле Виталия Садовничьего я знал с 1996 года, у нас были прекрасные отношения, могу сказать, что дружили. Познакомил нас еще мой покойный дядя, когда я писал диплом, обучаясь на экономическом факультете, представив его грамотного специалиста.

Сергей Зиринов признался, что обсуждал с Виталием Садовничьим санаторий, последний, будучи еще главным бухгалтером, говорил о том, что хочет стать директором. Но подсудимый не помогал ему в этом желании, то есть не имел к этому никакого отношения. Позже, когда один из акционеров заподозрил уже гендиректора Садовничьего в краже денег, Зиринов участвовал во встрече по просьбе первого.

- Он обратился ко мне помочь разрешить ситуацию, я хотел уладить конфликт, так как прекрасно относился и к одному, и к другому, - подчеркнул подсудимый. - Был уверен в том, что наша общая встреча поможет решить возникший конфликт. Но, признаюсь, ошибся. Как вы знаете, Садовничий написал на меня заявление.

По словам Сергея Зиринова у него не была мотива убивать своего хорошего товарища, тем более это было глупо делать через месяц после того, как тот написал заявление на него в правоохранительные органы. Убивать ради захвата власти санатория не было смысла, ведь если Сергей Зиринов являлся «скрытым» акционером, то поменять директора можно было и законным способом - провести собрание акционеров и выбрать другого.

- Я уверен, что Садовничьего убили по другой причине, которую следствие не нашло, - подчеркнул бывший кубанский депутат.

По мнению Сергея Зиринова, воспользоваться ситуацией решил на тот момент мэр Анапы Виталий Астапенко. Но развить эту мысль, то есть поставить под сомнение официальную версию, суд не позволил.

Зиринов также задал вопрос, который много раз пытались озвучить адвокаты. Зачем убивать человека через месяц после того, как он написал заявление в правоохранительные органы об угрозах?

- Было бы неразумно с моей стороны сначала открыто угрожать Садовничьему, а через месяц убить. Обвинение считает меня идиотом? – уточнил Зиринов. Реплика вызвала некое недовольство у судьи и обвинения.

С убитым директором магазина «Товары для детей» даже не был знаком

После этого главный фигурант перешел к другому эпизоду – убийству владельца магазина детских товаров Салмана Налбиева. Согласно официальной версии, подсудимый «помогал» в решение спорного вопроса о собственности торговых помещений. Сам Зиринов признался, что никогда не видел потерпевшего.

– Что было на самом деле: мой дядя попросил встретиться с Левоном Петросяном, последний пожаловался на проблему: раньше его семья владела помещением в Новороссийске, но один предприниматель забрал этот магазин, - пояснил подсудимый. - Я, даже не вникая в суть проблемы, всего лишь посоветовал ему хорошего адвоката, потому что проблему мог решить профессиональный защитник.

Подсудимый заявил, что не имел никакого отношения к это преступлению, мало того, мотив, который озвучило обвинение, на его взгляд, очень сомнителен. В момент убийства Салмана Набиева ему уже не принадлежал магазин, то есть преступление якобы существующую проблему никак не решало.

- Еще один мотив – я заказал Набиева, чтобы он уже не смог обжаловать решения судов, - заявил подсудимый - Но любой юрист знает, что после смерти человека, его родственники, как законные представители, могут обжаловать решения судов. И родственники Набиева этой возможностью воспользовались.

После этих слов суд вновь сделал замечание Зиринову, чтобы он не давал оценок. На этот раз подсудимый, не выдержав, в сердцах воскликнул: «Ваша честь, был бы у меня нормальный адвокат, выступал бы по-другому! Говорю, как могу. От души».

После чего напомнил, что потерпевшая по делу - супруга погибшего предпринимателя – сразу после преступления ни слова не вспоминала про Зиринова, а открыто говорила об угрозах со стороны некоего Космача. Но и эту деталь подсудимому не дали продолжить, напомнив, что он должен говорить присяжным только о своей невиновности.

Сергей Зиринов считал угрозы Нестеренко нелепыми, ведь их интересы не пересекались

Наиболее подробный рассказ касался покушения на атамана Николая Нестеренко. Согласно официальной версии, последний мешал подсудимому построить аквапарк, а потому тот решил его «заказать». Сергей Зиринов разъяснил, строить планировал, но совершенно на другом участке, а не там, где люди атамана участвовали в конфликте. То есть он знал о спорной ситуации, но его интересы ни коем образом не были затронуты.

– Нестеренко не мог мешать мне строить парк, потому что тогда он был еще в планах, строить было нечего, мало того, земля, где произошел конфликт, и участок, где планировали строительство, совершенно разные, - подчеркнул Зиринов. - И меня поражает, что никто этого не установил, никому не было до этого дела.

Затем экс-депутат подробно рассказал о том, что он делал 21 февраля и 22 февраля, то есть накануне и в день покушения на атамана Николая Нестеренко.

- Итак, 22 февраля утром я начал обход своих объектов. После обеда ко мне пришел Амар Сулоев, который вечером накануне попросил в аренду кафе «Полет», принадлежащее нашей семье, - начал рассказ Сергей Зиринов. - Я вынужден был сказать «нет», так как мама уже заключила с кем-то арендные отношения, но пообещал на следующий год решить вопрос. Уже уходя, Амар сказал о том, что едет в стоматологическую клинику (в ней, по версии следствия, пять дней прятали автомат, который был использован во время покушения на Нестеренко), мол, не хочу ли я составить ему компанию.

Сергей Зиринов согласился по двум причинам – доктор лечил его семью, и было время, чтобы лично поблагодарить хорошего специалиста. Он попросил секретаря компании подобрать подарок для доктора, и взяв коробку с часами, поехал на своей машине с охраной, а Амар Сулоев – на своей. Перед клиникой ему позвонили. Это был брат атамана - Игорь Нестеренко, попросивший о встрече.

- Я удивился этому звонку. До этого я никогда ни с кем из членов семьи Нестеренко не встречался, - продолжил Зиринов. - Подумал, что Николай Нестеренко после покушения хочет воспользоваться моим положением, сделать какие-то запросы, чтобы быстрее расследовать это преступление. О том, что было покушение, я уже знал, сообщили.

В клинике были короткое время - около 20 минут, после чего Зиринов уехал на прием граждан в Новороссийск.

- Обвинение говорит, что я приходил в клинику, чтобы спрятать автомат. На секундочку - я приехал с водителями, охраной, средь бела дня, не скрываясь. Это абсурд! Зачем прятать автомат в незнакомом месте у незнакомого человека. И мне самому интересно, где в клинике можно было спрятать оружие, чтобы его не нашли посторонние люди, - добавил Зиринов, тут же получив традиционное замечание от судьи.

Второй звонок от брата Нестеренко был уже вечером, когда Сергей Зиринов вернулся в Анапу. В назначенное место - ресторан «Калхида» он поехал вместе с Львом Адамяном (глава армянской диаспоры Анапы, который и дал номер сотового телефона Зиринова брату Нестеренко - автр). По дороге Сергей Зиринов, отвечая на вопрос собеседника, признался, что не знает о цели будущей встречи. На входе в ресторан их уже ждали. Сергея Зиринова проводили в отдельную комнату, где его уже ждал выживший после покушения атаман Нестеренко.

- Дословно не передам общение, но атаман очень долго рассказывал мне происшествии, о том, что чудом остался жив, потом вовсе заявил, что «наша встреча - судьбоносная и мы должны дружить», - продолжал подсудимый. - Он предложил так сказать совместный проект, что под эгидой казачества будет мешать бизнесменам, а я буду играть другую роль. Меня это удивило. Неужели для этого он позвал? Потом он начал говорить о том, что планирует сделать мэром Анапы своего человека, радовался, что убрали предыдущего главу - Татьяну Евсикову. Я опять же с большим терпением все это выслушал. В итоге выяснилось, что Нестеренко считает, что я должен помочь ему, использовав свое влияние и финансы, а если будет отказ, то он заявит о моем причастности к покушению. Честно, я обалдел от этого.

Сергей Зиринов признался в суде, что не мог принять такие условия, но промолчал, а вскоре был шокировал последующим заявлением. Атаман Нестеренко, пригласив за стол казаков, сказал им, что подозревает в этом покушении именно его.

- Вот так прошла наша встреча с Николаем Дмитриевичем, – подытожил подсудимый. Вторая их встреча произошла во время похорон погибшего водителя атамана - Виктора Жука. Николай Нестеренко подошел к Сергею Зиринову, обнял его и спросил, готов ли тот принять его предложение. Зиринов отказался обсуждать тогда этот вопрос.

- Третья встреча состоялась через несколько дней, - цитирует подсудимого информационное агентство «Радар Кубани» - Он предложил мне пройти проверку на честность на полиграфе. Я согласился. Потом он спросил, правда ли, что я собираюсь строить парк. Я принес эскиз парка, показал ему, объяснил, он обалдел от такого размаха. На выходе Николай Дмитриевич опять спросил, готов ли я поддержать его. Я не стал его томить, сказав, что поддерживать и выполнять его условия не буду. В ответ он сказал: «Очень зря», а через некоторое время, как вы знаете, дал подробные показания в полиции, заявив о моей причастности к преступлению.

Потом Сергей Зиринов подробно рассказал, что 22 февраля не встречался в кинотеатре с исполнителем Шолоховым, чтобы обсудить проблему утилизации оружия. Ни в тот день, ни за неделю. Последний раз он видел его в январе 2013 года, когда Шолохов попросил решить проблему с ребенком, которого усыновили родители его супруги.

- Поднимите материалы, наверняка найдете данные о том, что этот ребенок нарушил так называемый комендантский час, гуляя на улице, за это приемных родителей хотели лишить опекунства, - пояснил бизнесмен, добавив, что слова подтверждаются данными детализации звонков.

Не созванивался Зиринов и с другим исполнителем - Мирошниковым, на чем настаивает обвинение. Это также подтверждается данными сотового оператора.

- Уважаемые присяжные! Я опираюсь на данные, которые есть в деле, в том числе и мою детализацию моих звонков. Это достоверные данные, - подчеркнул главный фигурант. - Я не заказывал убийство Нестеренко, очень искренне жаль, что погиб водитель Виктор Жук, но я не имею к этому никакого отношения. Также не заказывал убийство Садовничьего. Мне бы хотелось что-то дополнить по эпизоду Набиева, но нечего дополнить.

Далее Сергей Зиринов стал отвечать на вопросы адвокатов других подсудимых, ведь его защитника Анну Ставицкую так и не вернули в процесс.