Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире19 июля 2016 11:59

Итог подавленного путча: Турция превратится в исламский халифат?

Наш корреспондент передает из Стамбула [видео, обновляется]
Турция взяла курс на исламизацию государства.

Турция взяла курс на исламизацию государства.

Фото: REUTERS

Пока силовики ловят, судят и сажают участников переворота, рядовые турки выходят на улицы, чтобы устроить митинги в поддержку действующей власти.

Митинги в поддержку Эрдогана прошли по всей Турции. Самые массовые - в Анкаре и Стамбуле. Так сторонники президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана праздновали провал переворота. Напомним, в ночь с 15 на 16 июля военные, недовольные постепенной исламизацией страны, попытались взять в Турции власть в свои руки. Но путч провалися. Во время беспорядков погибло 290 челоевк, 1440 ранены.

- Я от всей души благодарю вас, вы защитили свою страну! - взывал к митингующим на стамбульской площаде экс-премьер министр страны Ахмет Давутоглу. Еще полгода назад у него был конфликт с Эрдогнаном. Властному президенту показалось, что Давутоглу ведет слишком самостоятельную политику, за что тот поплатился премьерским креслом. Но сейчас былые обиды забыты. Главное - те, кто выступал за сохранение светской в Турции - проиграли.

Обернутые в национальные флаги, и от того похожие на конфеты, митингующие без конца выкрикивали: «Даешь смертную казнь!», «Аллах Акбар!», «Эрдоган наш президент!» «Повесить предателя Гюлена!».

Гюлен - известный в Турции проповедник, который прячется в Америке из-за разногласий с Эрдоганом. Президент Турции уже объявил его идеологом путча и потребовал, чтобы США его выдали.

Митинг у посольства США. Собравшиеся требуют выдачи "организатора" военного переворота Фетхуллаха Гюлена,

Митинг у посольства США. Собравшиеся требуют выдачи "организатора" военного переворота Фетхуллаха Гюлена,

Фото: REUTERS

Жажда крови путчистов сдружила самых разных людей. Вот стоит группа бородатых исламистов с семьями, рядом - турчанки в миниюбках с сигаретами в зубах. Тут же кемалисты, целующие портрет Ататюрка - основателя светской Турции, а за ними националисты - поклонники боевиков из группировки «Серые волки» (это они расстреливали наших летчиков сбитого Су-24).

- Не нравится мне все это, - говорит пожилой мужчина, который смотрел на беснующихся митингующих со стороны. - Все это какие-то игры Эрдогана. Не удивлюсь, если выяснится, что это он сам все подстроил, чтобы поднять рейтинги и отвлечь народ от текущих проблем. Из-за Сирии, из-за того, что мы разругались с вами - россиянами - все это очень ударило по нашей экономике.

- Но теперь все изменится! - вклинивается в разговор другой прохожий. - Вот вы же из России? Так вот - наши народы очень похожи. Какими бы разными наши люди небыли, какие бы политические взгляды не исповедовали, перед лицом общей угрозы мы всегда сплочаемся. Самый отъявленный фанат Ататюрка будет сегодня обниматься с самым отмороженным ваххабитом. Держись Эрдоган!

И вот же совпадение - на большом рекламном экране на площаде вдруг начинают показывать выступление президента Турции.

- Вертолеты и танки врага оказались бессильны! - срывающимся голосом кричит Эрдоган.

- Еще как бессильны! Аллах Акбар! - одобряще отвечает президенту толпа мужчин с бородами и четками, многие держат в руках Коран.

- Теперь-то у вас будет больше порядка? - отрываю я от чтения Священного писания одного из пришедших на митинг.

- Конечно. Аллах с нами, - нехотя отвечает мужчина. Тут вообще к любопытным вроде меня все относятся с большой настороженностью. - Во всем виновыты США и их пес Гюлен, - мрачно сказал бородач и показал пальцем куда-то в сторону шоссе.

Разбитое пулей окно в Анкаре.

Разбитое пулей окно в Анкаре.

Фото: REUTERS

Оттуда в нашу сторону вырулил грузовичок, обвешанный турецкими флагами. В кузове стояла виселица с повешенным человеком. На минуту даже поплохело. Но присмотревшись - выдохнул, это было чучело беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена.

- Смерть предателю! Смерть Америке! На нож их всех! - кричала беснующаяся молодежь.

- Если бы не решимость этих молодых людей в ночь переворота, мы бы с тобой тут не гуляли, - уловив мой недоуменный взгляд, сказал сопровождающий меня турецкий журналист Сасланбек. - Мятежники начали бы ходить по домам, меня бы арестовали.

А между тем, на часах уже час ночи. Через пятнадцать минут нас встретит активист, религиозный деятель и участник сопротивления путчистам Мурат Шафак.

- Пошли в кафе присядем, - улыбаясь обращается к нам мужчина лет 40, в национальном костюме и с фотографией Эрдогана в руке.

- Глупости, ни в какую Германию наш президент не летел, ни к какой Меркель не просился, - говорит Мурат. - Я знаю людей из окружения Эрдогана. Говорю вам со всей уверенностью, он бы не покинул страну.

Участники многотысячного митинга на площади Таксим в Стамбуле.

Участники многотысячного митинга на площади Таксим в Стамбуле.

Фото: REUTERS

- Говорят, если бы не айфон, по которму Эрдоган смог обратиться к людям - победили бы путчисты?

- Когда все случилось, мне позвонили его близкие помощники и друзья, говорят, мол, помолись за нашего брата Эрдогана, сегодня и его, и нас может не стать. Понимаете? - возмущенно сказал активист. - Он был в шаге от смерти. Молитва была единственной надеждой. Она спасла нас, а вы говорите - «айфон и немного везения». Мы любим и уважаем президента. Выйдем на улицы с оружием в руках отстаивать свой выбор.

И что это за выбор - мне становилось все более понятным. Это выбор радикальной, исламизированной новой Турции. И это только начало большого дрейфа страны в сторону «Аллах Акбара», в сторону нового исламского халифата на месте светской страны...