Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика9 декабря 2016 22:00

Как мы открывали свою кофейню: Вернули лишь половину вложений. Что дальше?

Журналисты «КП» подводят итоги своего бизнес-эксперимента. Часть 6 [инфографика]
Корреспонденты «КП» (Рукобратский - слева, Беляков - справа) за год ведения бизнеса поняли: мечты о богатстве растаяли. Так же, как от горячего кофе может растаять Снегурочка.

Корреспонденты «КП» (Рукобратский - слева, Беляков - справа) за год ведения бизнеса поняли: мечты о богатстве растаяли. Так же, как от горячего кофе может растаять Снегурочка.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Ровно год назад мы начали, как нам казалось, многообещающий проект. Мы открыли собственную кофейню. Цель - понять, реально ли иметь свой маленький доходный бизнес параллельно с постоянной работой. Да и вообще хотелось самим познать, что значит быть предпринимателем по-российски. Кое-чего мы достигли. Но кое в чем познали и разочарование...

ПУСТЫЕ НАДЕЖДЫ?

...Тысячная купюра - к тысячной. Пятисотрублевочка - к такой же. Смотреть, как Беляков по вечерам пересчитывает нашу дневную выручку, можно бесконечно. Больше всего у нас, конечно же, сторублевок - основная купюра при покупке кофе. И если в денежной колоде обнаруживается рыжая пятитысячная - мы ликуем. Бизнес-день прошел не зря!

Временами Рукобратского откровенно раздражало, что приходится либо рано утром, либо поздно вечером тратить личное время на бизнес, который поначалу радовал, но не удовлетворял. Чувствуя это, Беляков по-партнерски старался многие бизнес-невзгоды брать на себя. Документооборот, уплата налогов, заказ продуктов...

- По нашим изначальным прикидкам, за год мы должны были вернуть все, что вложили. Но ведь этого не будет, да? - в последние дни стал печалиться Рукобратский.

- Максимум, что отобьем, - 50 - 60% от стартовых денег, - разводил руками счетовод Беляков.

Но было и много хорошего.

КОФЕЙНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ

Однажды Рукобратский осознал: собственная кофейня - это не только деньги. Заведение давало много разных неожиданных бонусов.

- А давайте обсудим это в моей кофейне, - мимоходом мог он сказать какому-нибудь советнику федерального министра. Чем тут же вызывал небывалый интерес.

- Кофейня? Ваша собственная? О, я тоже всегда мечтал о своем деле! - цеплялся на крючок разговора важный чиновник.

А если еще это была симпатичная девушка, то дело вообще как нельзя кстати клеилось. Посидеть в собственной кофейне с важным человеком, угостить его чашечкой латте вместе с брусничным тортиком. Это было так элегантно, так... буржуазно. Мало кто мог устоять перед этим кофейным обаянием. Итог переговоров всегда оказывался в пользу основной работы Рукобратского.

- Ты открыл кофейню, чтобы заманивать туда красивых девушек! - шутили над ним коллеги.

- Нет, мы стараемся выжать максимум из бизнеса! - защищал Рукобратского Беляков. - Только прибыль, только доход!

ПОДНИМИ ЦЕНЫ И УЙДИ В МИНУС

Но чтобы получать этот самый доход, нужно продавать, продавать и продавать. А у клиента и бизнесмена всегда конфликт интересов. Первый хочет сэкономить, второй - как можно больше заработать. Но вот отличие: у предпринимателя ставка - это жизнь бизнеса. Если не получается убедить покупателя платить больше, то бизнес умирает. Работать в убыток - это какой-то мазохизм. Ну или расчет на более высокие прибыли в будущем. Но это явно не история малого бизнеса. Здесь деньги нужно ощущать каждый месяц. Выход на окупаемость только на третий год жизни - это какая-то фантастика из разряда «я вас умоляю».

Как только у нас появилась первая реальная прибыль (в начале весны), как назло, стали расти в цене главные расходные материалы. Например, молоко. Оно в структуре затрат занимает одно из основных мест. И цены на него за последние несколько месяцев выросли более чем на четверть. А на один из сортов - в полтора раза. Причем по условиям франшизы у нас жестко связаны руки. Чтобы не падало качество и пенка капучино была такой, какой нужно, необходимо покупать только у проверенных поставщиков. Мы один раз попытались сэкономить - качество тут же упало, что немедленно отразилось на выручке.

- Надо поднимать цены, иначе мы разоримся! - кричал Беляков.

- Растеряем всех клиентов, они уйдут к конкурентам! - упорствовал Рукобратский (а конкурентов у нас прибавилось - открылась еще одна кофейня на первом этаже нашего торгово-офисного комплекса).

Эти дискуссии продолжались пару месяцев. В один из дней мы сели и посчитали. Оказалось, что реальная прибыль стала равна... нулю. Дал себя знать еще и сезонный спад. Летом горячий кофе пьют реже. А в июле и августе многие клиенты уезжают в отпуск. Выручка упала примерно на четверть. При этом постоянные расходы (та же аренда, например) никто не отменял. Поэтому мы все-таки приняли решение и подняли цены в среднем на 10 - 15%. И тут же пожалели об этом... Столько негатива мы не слышали о себе давно.

- Все, мы уходим к конкурентам!

- Значит, теперь не будет чаевых!

В первые пару дней складывалось ощущение, что клиенты больше не вернутся. Не помогали даже дополнительные скидки и бонусы в виде шоколадок. Но опустить цены и вернуть, как было, - это тоже не выход. Примерно через неделю негатив сошел на нет. Да, часть клиентов ушла, но за счет роста цен выручка осталась прежней, а расходы упали. В итоге мы снова вышли в небольшой плюс. Пронесло!

БИЗНЕС-РИСКИ И НЕМНОГО АПАТИИ

Здесь нам надо кое в чем покаяться и объясниться. Последний раз мы давали отчет о нашем эксперименте полгода назад. Многие читатели резонно задавали в откликах вопрос: что, сдулись ребята, по миру пошли?

Можно было бы схитрить и ответить, что, мол, деньги любят тишину. Но это не совсем так. Все откровенно превратилось в рутину. Никаких новых эмоций. Кофейные страсти первых дней разбились о монотонность обычного бизнес-процесса. Огонек в глазах сдох! С одной стороны - это нормально. Рабочая колея, все идет, иногда спотыкается, но работает же. А с другой стороны?

Еще год назад мечталось: кофейное королевство, паутина собственных кафешек от Бибирева до Арбата. Миллионная прибыль. И сам ты как бы сверху за всем наблюдаешь, пока денежки щелкают тебе на банковский счет.

Но все оказалось не так...

Сколько стоит бизнес построить

Сколько стоит бизнес построить

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ДИЛЕММА

Оставить или продать?

Мы на распутье. Бизнес отнимает время. Не так много, но все же. Прибыль по столичным меркам мизерная. Чтобы открыть сеть кофеен и зарабатывать по-крупному, нужно бросаться в этот омут с головой, а мы к такому явно не готовы: ни морально, ни денежно. Одну бы точку нормально развить! Так что перед Новым годом мы столкнулись с дилеммой: либо продать точку, либо развиваться дальше.

- Никогда не сдавайтесь! Если бизнес более-менее налажен, его нужно продолжать. Не спать, не есть - работать и решать вопросы. Иначе перестанете себя уважать! - напутствовал Белякова его друг, который давно занимается бизнесом.

А вы что посоветуете? Пишите в комментариях на сайте!