Премия Рунета-2020
Омск
+11°
Boom metrics
Общество15 марта 2017 11:53

Почему в Омске выросла плата за ОДН и каким должен быть тариф на обслуживание жилья?

В пресс-центре «Комсомольской правды» в Омске» прошел ЖКХ-марафон, который наша газета проводила совместно с ГТРК «Иртыш» («Вести-Омск»)
 

 

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Представители городской администрации, специалисты ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний весь день отвечали на вопросы омичей. Горожане проявили небывалую активность: телефоны горячей линии буквально разрывались от звонков. Всего в этот день нам позвонили около 100 человек. Ответы на некоторые вопросы мы публикуем в этом материале.

Как найти управу на управляющую компанию

На вопросы омичей отвечали представители департамента городского хозяйства г. Омска - заместитель директора Михаил Бут, заместитель директора Дмитрий Зярко, а также начальник отдела экономики Татьяна Дрожняк.

- Звонит Александра Ивановна. Наша управляющая компания работает плохо. Мы устали им звонить и без конца требовать, чтобы нормально работали. Как на них повлиять?

- Обратитесь с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Омской области по адресу: ул. Булатова, 68, тел. 69-37-28. Эта организация контролирует работу управляющих компаний.

- Это Игорь Ильич. Почему стоимость ремонта и содержания жилья с нового года управляющая компания повысила сразу на 300 рублей?

- Жилищным кодексом установлен следующий порядок утверждения платы за содержание жилого помещения: либо собственники на общем собрании раз в год принимают решение и и устанавливают тариф, либо, в том случае если этого не сделано, УК вправе установить этот тариф в соответствии с разработанным органом местного самоуправления. Если вы считаете, что тариф неправильно установлен, - можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию, которая является органом Государственного жилищного надзора и осуществляет надзорную деятельность за управляющими организациями. Она по вашему обращению проведет проверку и установит, правомерно ли установлен тот или иной тариф.

- Беспокоит Александр Владимирович. Может ли УК брать деньги со статьи «Текущий ремонт» в счет погашения будущего долга должников?

- Собирать деньги в счет будущего долга УК явно не имеют права - долга-то ведь нет! Вам нужно обратиться с письменным заявлением в прокуратуру, чтобы она выяснила, на каком основании производилось расходование денежных средств.

- Звонит Ирина Александровна. Мы получили квитанции, где тариф на электроэнергию за ОДН повышен в 4 раза. Почему?

- В Жилищном кодексе приняты нормы в соответствии со статьей 154, где говорится, что с 1 января плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за воду, электро- энергию, тепловую энергию, канализацию, потребляемых при содержании данного имущества. Плата рассчитывается так: норматив, умноженный на тариф. Норматив и тариф устанавливаются РЭК, жилищники - это все перемножили и поставили. В зависимости от дома суммы получились разные, потому что площади у всех разные, а именно они являются определяющими в этих расчетах. До 1 июня должны быть утверждены новые нормативы. Возможно, они будут приближены к потреблению по приборам учета.

Когда принесут квитанции?

На вопросы читателей о водоснабжении отвечала руководитель офиса по обслуживанию клиентов ОАО «ОмскВодоканал» Юлия Неклеса.

- Звонит Иван Григорьевич. Почему квитанции приносят 15-го числа, а пишут, что надо оплатить до 10-го? А пенсию-то я получаю 20-го.

- Омский Водоканал принимает оплату услуг в течение всего месяца, следующего за расчетным. Даже если квитанцию доставили, например 12, 13 или 15-го числа, абонент имеет право оплатить ее до 10-го числа следующего месяца - никаких штрафных санкций не последует. Начисление пени осуществляется только с 31-го дня просрочки. То есть для оплаты квитанции у вас есть 40 дней.

- Беспокоит Ольга Александровна. 2 года назад я переустановила счетчик холодной воды, и он нормально работает. В квитанциях пишут, что поверка должна быть в 2020 году. На днях позвонили из какой-то компании, сказали, что счетчики надо поверять. Что мне делать?

- Мы неоднократно официально заявляли, что сотрудники ОАО «Омск-Водоканал» не приходят к абонентам и не звонят с требованием поверить счетчик. Период поверки прибора учета указан в квитанциях ОАО «ОмскВодоканал». Если срок поверки не подошел - от навязывания этих услуг другими организациями вы смело можете отказаться.

- Звонит Вера Григорьевна. У меня стоит счетчик на холодную воду, а на горячую - нет. Почему мне услугу водо-отведения на холодную воду рассчитывают по нормативу?

- Плата за услуги водоотведения считается суммарно по расходу холодной и горячей воды. В случае отсутствия прибора учета хотя бы на одну услугу в соответствии с действующим законодательством плата будет начисляться по нормативу. Вам необходимо установить прибор учета на горячую воду - и тогда квитанции за водоотведение будут рассчитываться исходя из показаний приборов учета.

По закону собственники обязаны рассчитываться за тепло каждый месяц - даже летом.

По закону собственники обязаны рассчитываться за тепло каждый месяц - даже летом.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Штрафы выросли в 10 раз

Чем могут обернуться махинации со счетчиками и сколько надо платить за тепло и горячую воду, рассказала специалист СП «Теплоэнергосбыт» АО «Омск РТС» Татьяна Меркулова.

- Это Елена Александровна. Мне меняли счетчик горячей воды и поставили на него антимагнитную пломбу. Техник сказал, что теперь штрафы за ее нарушение огромны. Это правда?

- Правда. В соответствии с изменениями, внесенными в Правила предоставления коммунальных услуг, с 1 января при подтверждении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (при нарушении установленной контрольной или антимагнитной пломбы, нарушении целостности счетчика, установке магнита на него) производится перерасчет размера платы за ГВС. При этом исходят из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 10 до даты устранения такого вмешательства. То есть фактически за магниты на счетчиках и нарушение пломб придется платить в 10 раз больше.

- Беспокоит Анна. Моя мама живет в Ростовской области - они там платят за тепло только зимой. Почему мы платим за отопление круглый год?

- Действующим законодательством в 2017 году предусмотрен единственный порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению: равномерно в течение всего календарного года - то есть исходя из 1/12.

При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год. При отсутствии показаний общедомового счетчика за предыдущий год среднемесячный объем потребления определяется исходя из норматива по отоплению. Начисление производится ежемесячно, в том числе и в межотопительный период. При этом ресурсоснабжающая компания один раз в год проводит корректировку размера платы за отопление.

- Это Сергей Витальевич. У меня в квартире стоит счетчик на тепло, но Энергосбыт отказывается учитывать его показания и начисляет плату по тарифу. Сколько это будет продолжаться?

- Согласно законодательству при наличии в квартирах жилого дома индивидуальных приборов учета на отопление их показания не будут учитываться в расчетах, если хотя бы одна квартира дома не оборудована индивидуальным счетчиком на отопление. Чтобы показания учитывались, индивидуальными счетчиками на отопление должны быть оборудованы все жилые и нежилые помещения дома.

Часто в квартире есть счетчик, но из-за истекшего срока поверки начисление идет по нормативу.

Часто в квартире есть счетчик, но из-за истекшего срока поверки начисление идет по нормативу.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Изменится ли сумма за ОДН

С омичами поговорила генеральный директор УК «Левобережье» Олеся Воропаева.

- Звонит председатель совета дома по ул. XX Партсъезда Елена Анатольевна. Нам нравится, как ваша УК обслуживает наш дом, но мы хотим уменьшить тариф на обслуживание. Если вы не согласитесь - будем обращаться в прокуратуру.

- Размер платы УК складывается из тех обязательств, которые возникают в процессе оказания услуги. У нас сформировано штатное расписание, есть обязательства перед нашими работниками по уровню заработной платы, по налогам, заключены договоры с подрядными организациями. То есть наш тариф экономически обоснован. Когда к нам обращаются собственники и просят взять дом на обслуживание - мы говорим им сразу, что тариф сформирован так, чтобы обеспечить должное качество нашей услуги. Если мы упадем в цене, то не сможем обеспечить уровень обслуживания, который был предложен изначально, поэтому тариф мы менять не будем. Тем более что Жилищный кодекс говорит, что тариф принимается с учетом пожеланий УК. Если вас это не устраивает - можете выбрать другую УК.

- Это Елена Владимировна. Меня удивили суммы по ОДН. Почему они с нового года повысились в 6 раз?

- В Жилищный кодекс были внесены изменения, которые обязали плату за ОДН включить в плату за содержания жилого помещения, и выставлять ее должны мы - управляющие компании. Причем определяется она действующим нормативом и размер ее сейчас не устраивает не только вас, но и многих других омичей. Мы как управляющая компания оказались не в лучшей ситуации. Например, получив счета-фактуры от ОмскВодоканала, мы видим, что выставляли людям суммы в 5 раз меньше, чем нужно. Недостающая разница перекрылась большими суммами по электроэнергии, поскольку ОДН - это совокупность платежей по коммунальной услуге для мест общего пользования. Сейчас Региональная энергетическая комиссия Омской области занята расчетом тарифа, который будет применяться с 1 июля. Позиция нашей управляющей компании такова: в апреле, накопив данные от ресурсоснабжающих организаций за 3 месяца, мы будем договариваться с жильцами тех домов, которых не устраивают тарифы на ОДН, и делать перерасчет с тем, чтобы эта услуга для нас была окупаемая, но не более того. Брать сверх окупаемости за нее мы не собираемся.

- Беспокоит Иван Ильич. Меня интересует вопрос, изменится ли когда-нибудь сумма за ОДН?

- Да. Мы надеемся на новые нормативы, которые сейчас разрабатывает РЭК. Их сопоставим с тем, что получаем от ресурсоснабжающих организаций. На домах, где не было отлажено эффективное энергосбережение, не была организована своевременная передача показаний приборов учета, где не была передана информация по числу проживающих, будет действовать этот норматив. А на других мы должны рассчитать среднюю величину и обсудить его с людьми на собрании. В этом заинтересованы и мы, и собственники.

Плату за газ начисляют и по количеству собственников

На вопросы омичей по газоснабжению отвечал начальник отдела по работе с социально значимой категорией потребителей (населением) ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Константин Шваб.

 

 

- Звонит Ольга Ивановна. Почему мне отключили газовую плиту? Вообще-то на улице еще зима и вы не имеете права это делать.

- Наша компания имеет право отключать услугу подачи газа на нужды пищеприготовления круглый год. Это право определено законом и действует в отношении должников. Мы приостанавливаем газо-снабжение людям, которые не платят за газ 2 и более месяцев. Предварительно абонента уведомляют об отключении либо под роспись, либо заказным письмом и в течение 20 дней газоснабжение при-останавливают до полной оплаты долга и услуги специализированной организации за отключение-подключение.

- На проводе Станислав. В моей квартире никто не прописан и не проживает, счетчика газа у меня нет. Почему мне с нового года начали выставлять счета с оплатой по нормативу?

- Мы имеем право это делать по закону. Дело в том, что произошло изменение в законодательстве - в Правилах предоставления коммунальных услуг. Постановление Правительства № 354 в пункте 56.2 определило, что с 1 января 2017 года в случае отсутствия проживающих или прописанных в жилом помещении людей ресурсоснабжающая организация имеет право начислять плату за услугу по числу собственников, что мы и делаем.

- Беспокоит Олег Николаевич. Мне меняли счетчик на газ и поставили какую-то странную пломбу. Техник сказал, что она антимагнитная с особым отслеживающим устройством. Что это значит?

- Установка таких антимагнитных пломб - метод, который предотвращает использование магнитов для воровства газа. Постановление Правительства № 354 вменило нам право устанавливать такие пломбы. Это делается бесплатно для абонента, но в случае срабатывания индикатора (если абонент установит магнит на счетчик) - мы имеем право произвести доначисление по мощности оборудования за 6 предыдущих месяцев. Так, за 2 месяца этого года мы уже выявили около сотни таких случаев, когда абоненты пытались установить магнит, чтобы занижать показания счетчиков.

- Звонит Екатерина Алексеевна. Нам вовремя не принесли квитанцию - что мне делать? Можно ли где-то взять заранее бланки квитанции, чтобы я сама их заполняла и платила?

- Такая возможность есть. Вы можете приехать на абонентный участок и получить квитанцию на квартал вперед (адрес указан в квитанции). Кроме того, нелишним будет позвонить на участок, который обслуживает ваш дом, и уточнить, почему квитанция не доставлена вовремя. Телефон участка указан на предыдущих квитанциях. Доставка квитанций в соответствии с действующим законодательством за текущий месяц осуществляется в период с 14-го по 20-е число каждого месяца «Почтой России». Кроме того, можно заплатить за газ на сайте компании (www.omskregiongaz.ru), через платежные терминалы.

- Это Ирина. На моем счетчике газа потухло табло. Куда обращаться, чтобы его починили?

- В первую очередь нужно обратиться на участок «Газпром межрегионгаз Омск», который обслуживает дом, - чтобы мы зафиксировали этот факт. Если это сделано не будет - мы вправе осуществить доначисление платежей за газ по нормативу за предшествующие 6 месяцев. И только потом обратиться в организацию, которая устанавливала этот счетчик и которая занимается техническим обслуживанием и ремонтом внутридомового газового оборудования (с ней у всех абонентов заключен договор на ТОиР ВДГО).

- Звонит Алла. Скоро подойдет срок поверки счетчика. Скажите, что лучше сделать: поверить или заменить его?

- Есть временной интервал, когда счетчик функционирует в соответствии с гостом. По истечении межповерочного интервала каждый счетчик должен проходить поверку - проверку его работоспособности и исправного технического состояния. Межповерочный интервал варьируется у разных счетчиков от 5 до 12 лет. Поверка осуществляется в Центре стандартизации и метрологии, а монтаж и демонтаж счетчика выполняет организация, с которой у абонента заключен договор на техобслуживание. Рекомендуем определенные марки счетчиков менять на новые, потому что опыт показывает, что они быстро ломаются после поверки.

- Беспокоит Александр. Газовики сказали, что нужно заключить договор на техобслуживание ВДГО, а у меня просто нет времени, чтобы это сделать. Угрожают штрафами. Законно ли это?

- Абсолютно законно. Абонентам в случае уклонения от заключения договора ТО ВДГО предусмотрена ответственность в виде штрафов от 1 000 до 2 000 рублей. В случае отсутствия такого договора мы имеем право отключить от обслуживания тех абонентов, которые таких договоров не имеют.

Сколько нужно платить за тепло и горячую воду

Об этом на ЖКХ-марафоне рассказали специалисты СП «Теплоэнергосбыт» и СП «Тепловая инспекция и энергоаудит» АО «Омск РТС» Татьяна Меркулова и Любовь Токаревская.

- В прошлом году я платил за отопление по тем суммам, которые приходили в квитанции, а в январе пришел перерасчет и вышло, что я должен доплатить. Почему?

Т. М.: Ежегодно АО «Омск РТС» производит перерасчет размера платы за отопление. Корректировка произведена всем потребителям, проживающим в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета. В течение 2016 года специалисты АО «Омск РТС» рассчитывали суммы к оплате исходя из среднемесячного объема потребления в жилом доме за предыдущий отопительный период 2015 года или на основе установленного норматива потребления. На основании показаний ОДПУ за 2016 год, которые предоставлялись в «Омск РТС», был рассчитан фактический объем потребления и произведена корректировка выставленного размера платы, которая отражена в квитанции за январь 2017 года. Ваш дом в 2016 году потребил больший объем тепловой энергии на отопление, чем начислено по среднемесячному потреблению 2015 года, соответственно, сумма платежа стала больше.

- У нас в квартире нет счетчика на горячую воду. Правда ли, что теперь труднее будет получить перерасчет за время отсутствия?

Т. М.: Согласно изменениям в федеральном законодательстве, с 1 января 2017 года перерасчет размера платы за период временного отсутствия осуществляется только при отсутствии технической возможности установки приборов учета в жилом помещении, что должно быть подтверждено актом от управляющей компании. Кроме того, теперь в квартирах, где никто не прописан и нет счетчика, начисление за горячее водоснабжение производится исходя из числа собственников жилого помещения.

- Всю зиму в квартире было тепло, а в начале марта похолодало. Сделайте что-нибудь!

Л. Т.: В соответствии с Правилами № 354 температура воздуха в жилом помещении должна составлять не ниже +20°С (в угловых комнатах +22°С). Если у вас температура ниже - нужно обратиться в свою управляющую компанию с заявкой. Если УК не сможет устранить проблему своими силами, то обратится в «Омск РТС». Наши специалисты выйдут на место, обследуют, выяснят причины, дадут рекомендации по настройке параметров теплоснабжения и проконтролируют ход работ.

Заслуженное лидерство

За ежедневными заботами о том, чтобы обеспечить людям комфортные условия проживания, сотрудникам управляющих компаний некогда думать о похвале. Однако работа, сделанная на совесть, не может остаться незамеченной.

УК «Левобережье» не единожды оказывалась отмеченной в различных рейтингах управляющих компаний. Предприятие признано не только в пределах Омска - едва ли не с первых лет существования оно регулярно включается независимыми экспертами в число лидеров на федеральном уровне. Очередная приятная новость подоспела в марте этого года: «Левобережье» заслужило место во Всероссийском рейтинге качества товаров и услуг «Звезда качества», цель которого - определить надежных производителей товаров и услуг на территории России. Управляющая компания из нашего города оказалась в числе организаций со всей России, удостоенных звания «Лучшее предприятие страны-2016».

 

 

Данный рейтинг определяет те предприятия, которые по итогам года стали лидерами в своей сфере деятельности по финансово-экономическим показателям. Независимое ранжирование предприятий производится на основе официальных данных государственных статистических органов и данных обязательной финансовой отчетности. Такой подход исключает любое проявление необъективности или влияние человеческого фактора, обеспечивая максимально прозрачные и беспристрастные результаты исследования.

Итоги рейтингового исследования за прошлый год вывели «Левобережье» в число компаний-лидеров. Подтверждением завоеванного статуса является экспертное заключение, выданное оргкомитетом рейтинга. Кроме этого, предприятие награждено стелой «Звезда качества», которая займет достойное место в ряду трофеев, заработанных ранее. Столь высокая степень общественного признания является не только заслуженным укреплением имиджа предприятия, но и обязывает соответствовать этому статусу в дальнейшем.

Олеся Воропаева, генеральный директор УК «Левобережье»:

- Безусловно, приятно, когда работа предприятия отмечается в положительном ключе, и к тому же в масштабах всей страны. Считаю: мы заслуженно получили такую оценку. Предприятие заработало ее своей ежедневной, кропотливой, честной работой в интересах собственников жилья. Хочу сказать спасибо за труд каждому члену нашего коллектива!

Сегодняшняя победа «Левобережья» - это именно ваша заслуга!