Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире30 июня 2017 21:25

Откуда над Сирией взялось облако от зарина

Известный американский журналист провел расследование событий, которые привели к американской атаке сирийской авиабазы 59 “Томагавками”
Авиабаза «Шайрат» после американского авиаудара

Авиабаза «Шайрат» после американского авиаудара

Фото: Александр КОЦ

Легендарный американский журналист Сеймур Херш, лауреат Пулитцеровской премии, опубликовал большое расследование о том, что же на самом произошло в Сирии 4-6 апреля, после чего Трамп ударил “Томагавками” по сирийской авиабазе. Как утверждали на Западе, в те дни сирийская авиация при русской поддержке применила газ зарин в городке Хан Шейхун, находившемся под властью мятежников. Через два дня, 6-го апреля, за ужином с китайским президентом, Трамп приказал дать залп 59 крылатыми ракетами по сирийской авиабазе Шайрат, откуда якобы вылетели сирийские самолеты с химоружием. В Америке и в Европе этот удар был воспринят с ликованием – так всех ужаснули картины погибших от химической атаки.

Начался разбор полетов. Россия и Сирия отрицали химическую атаку, но никакой внятной своей версии не предлагали. Вместо этого, они выдвигали общие соображения – мол, президент Сирии Башар Асад не дурак задействовать химоружие в пяти минутах до победы. Или – у Башара нет химоружия, он все сдал. Или – это все инсценировка мятежников. Этот разнобой версий смущал многих. Я спрашивал в российском МИДе, почему мы не даем своей авторизованной версии инцидента. Мне отвечали: Хан Шейхун в руках мятежников, невозможно проверить, что там точно произошло.

Но американский журналист Сеймур Херш не абы кто. Он разоблачил, как американцы пытают заключенных в иракской тюрьме Абу Грейб в 2004 году, а в 1969 году он сорвал заговор молчания вокруг страшной резни, учиненной американскими солдатами во вьетнамской деревне Милай. На этот раз все американские и английские газеты отказались печатать его материал, и только ведущая немецкая газета Die Welt его опубликовала по-немецки и по-английски. Американская пресса замалчивает эту публикацию, потому что она прямо противоречит официальной версии Белого Дома. В репортаже Херша “многобукв”, поэтому коротко перескажу.

Русская разведка установила, что на севере городка Хан Шейхун в двухэтажном шлакоблочном здании находится штаб мятежников, и в нем - четыре руководителя боевых организаций Джабхат аль-Нусра и Ахрар аш-Шам (террористы, по законам РФ).

Русские решили, что такой шанс грешно упускать. Они дали сирийцам управляемую высокоточную бомбу с 250 кг взрывчатки, а русские весьма прижимисты с такими бомбами, пишет Херш, и редко и поштучно дают их сирийцам.

У американцев есть запись беседы сирийского генерала с командным пунктом сирийской авиабазы, где он приказывает подготовить лучший самолет с лучшим пилотом для специальной миссии со специальной бомбой.

Русские заранее известили американцев по обычному протоколу избежания конфликтов о намерении разбомбить штаб террористов, передали им план полета, место вылета и цель. Сообщили и напрямую американской разведке – если у них есть свой агент в этом штабе, то его нужно срочно отозвать.

Цель была поражена. Но в подвалах дома была взрывчатка, а также необходимые для населения товары, и в частности, удобрения, инсектициды, масло, бытовой газ в баллонах и даже хлорный раствор для омовения покойников. От страшного удара сдетонировала взрывчатка в подвале, произошел вторичный взрыв, и ядовитое облако химикатов, удобрений и хлора двинулось на город. Многие жители пострадали – по некоторым данным, от 60 до 90 человек погибли. Такого результата никто не ожидал.

Американские военные и разведчики знали, что произошло, что химической атаки не было, что была использована обычная высокоточная бомба, что оказавшиеся в больницах пострадавшие от хлора и других отравляющих веществ, которые могли выделиться при взрыве удобрений и инсектицидов. Они сообщили об этом в Белый Дом, но президент Трамп не хотел слушать, он хотел наказать Башара Асада. Хотя военные говорили ему, что сирийцы сбросили обычную бомбу, он настаивал, что это был зарин, и требовал удара.

Военные смогли лишь уговорить президента минимизировать удар: они заранее предупредили русских, а те – сирийцев, и база была пуста, кроме нескольких старых самолетов. Цели были выбраны периферийные, и база вновь была задействована сирийцами через три дня. «Мы устроили дорогой фейерверк», - сказал американский военный конфиденту Херша.

Можно понять, почему русские военные не хотели рассказать об этом даже русским дипломатам. Можно понять, но нельзя одобрить. Хотя это означало бы признание в бомбежке и причастности к гибели людей, но сняло бы тему химической атаки и позволило бы избежать репутационного ущерба, давления в Совбезе ООН и мирового осуждения.

Если, конечно, рассказ Херша правдив, а в этом нет стопроцентной уверенности.