Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды18 августа 2017 22:00

Как парень из сибирской глуши смог стать великим драматургом

19 августа замечательному русскому писателю Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет
Авторы (2):
Портрет Александра Вампилова (Художник Юрий Квасов).

Портрет Александра Вампилова (Художник Юрий Квасов).

Из всех парадоксов Вампилова больше всего интересовал один: Почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, не достигнув вершины своей судьбы, ломаются и погибают.

Он задавал эти вопросы в своих пьесах, а жизнь, как хорошая литература, вместо решений предлагала новые парадоксальные "почему".

С момента рождения Вампилова прошло 80 лет, но до сих пор живо удивление. Как гениальный парень из Иркутской глубинки, так мало проживший, сумел создать пьесы, ставшие флагманом новой российской драматургии?

Он родился в Кутулике. Играл на мандолине, защищал честь школы на бурятском празднике Сурхарбон. Фраза о том, что гении рождаются в провинции, а умирают в Париже - известна. Правда, соприкоснувшись с Вампиловым и она обрела характер парадокса. Гений родился в провинции и умер в провинции, был передан земле в день рождения, таким образом, не погрешив против драматургического закона единства времени и места.

Драматург Александр Вампилов в 1967 году. Фото М. Минеева /Фотохроника ТАСС/.

Драматург Александр Вампилов в 1967 году. Фото М. Минеева /Фотохроника ТАСС/.

По этим стародавним законам развивались его новаторские пьесы. Так в "Старшем сыне" действие начинается и заканчивается тем, что главный герой опаздывает на поезд. Но между этими двумя событиями происходит волшебное преображение и очищение реальности. И у обманщика нет оснований не верить, что он не сын Сарафанова, святого чудика, на которых держится русская земля.

Гибель его и усилила метафору абсурда. Почему молодые и здоровые не доплывают до берега? А почему молодой и здоровый, доплывший до берега, погибает на берегу? Но гибель же и стала рождением гения. Реальность просветлела. Драматурга заметили. Пьесы, "находящиеся не на периферии общественных интересов" ставят сразу 44 театра.

К пятидесятилетию рождения Вампилова Иркутск снимал фильм о нем. Черно-белые кадры, на которых - сгоревшая школа, мама писателя, друзья и сам Вампилов вниз головой. Кто не знает этой истории, что во время путешествия по Байкалу, за год до того, как перевернется лодка, его снимали на перевернутую камеру.

- Наверно, он был талантлив. И наверное писал отличные сочинения. Но мне не нравилось. Они были слишком короткие, - говорит смущенно его учительница.

Раньше, чем холодная вода, его захлестнула грусть без объяснения предела. Как писал один великий писатель о другом великом писателе, "его ранняя печаль проистекала от того, что он рано стал монголом".

Вампилов монголом родился. Странная фамилия не имеет отношения к вампирам. С тибетского "вампил" означает «умножающий могущество». Еще один парадокс - со стороны бурята-отца предки Вампилова были ламами, а со стороны матери - православными священниками. Отсюда - не только вечная писательская тоска, но и христианское осознание того, что все мы - братья друг другу. Неслучайно пьесу "Старший сын" не хотели ставить еще и из-за слишком явной аллюзии на притчу о блудном сыне.

Герой, не знающий отца - прототип самого Вампилова. Его отца - Бадму Будихаловича расстреляли за панмонголизм, за пропаганду идеи воссоединения Бурятии и Монголии...

Ни друзья, ни мать, ни учителя при жизни не разглядели в нем того, что очевидно нам. Вампилов опередил время. Короткие диалоги - непривычные шестидесятникам - привычны нашему клиповому сознанию. Эстетика случайностей сегодня в центре, а не на периферии интересов. И ложь естественна, как воздух, а правда вновь кажется парадоксальной и остроумной. И вопрос как победить нравственную эрозию - актуален как никогда. И мы уже сами не верим, что он не сын нашего времени.

Но - снова парадокс. Появись драматург Вампилов сегодня - заметили бы его наши обновленные модерновые театры?

ДОСЛОВНО

Цитаты из записных книжек

«Не могу переносить женских слез. Когда плачет, я готов на все, даже могу жениться».

«Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить - времени не надо».

«Таким взглядом можно напугать ребенка или заморозить воду».

«Он чувствовал себя там, как дома, а дома он чувствовал себя скверно».

«Женщина захватанная, как дверная ручка».

«Вокзал - место ничего не значащих безнаказанных поцелуев».

«Талантливо - это когда так, как не должно быть, но когда это здорово».

«Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир».

«Виноватыми всегда бывают нелюбимые».

Подготовила Алена ЧИЧИГИНА («КП» - Иркутск»).