Cкоростной поезд "Сапсан", курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом.
Фото: Тимур ХАНОВ
Эксперты туристического сервиса Туту.ру составили рейтинг лучших российских поездов 2017 года. Собственно, авторы рейтинга только анализировали и подсчитывали, а выбрали лучшие поезда сами пассажиры.Топ-20 поездов определили на основе 12 тысяч отзывов, оставленных путешественниками на сайте после поездки.
Учитывались отзывы и оценки по 10-балльной шкале, оставленные в первом полугодии 2017 года. Пассажиры на сайте Туту.ру могут поставить оценку за чистоту и новизну вагона, работу проводников, состояние туалетов, наличие и исправность кондиционеров и розеток, беспроводной интернет в вагоне.
"Народный рейтинг" поездов, получивших самые высокие оценки (балл рядом с маршрутом поезда - это средняя оценка пассажиров)
9,88 Санкт-Петербург - Хельсинки, поезд "Аллегро" (785М,783М,788З, 786З,781М,787М).
Что хвалят: поезд быстрый и комфортный, приветливый персонал.
Что ругают: опоздания.
9,87 Москва - Санкт-Петербург, "Гранд Экспресс" (053Ч,054Ч)
Что хвалят: реально работающий wifi, телевизор в купе, вежливый персонал, владеющий английским языком, питание, уют.
Вот несколько отзывов для примера. "Крутой поезд! Отличные проводники, вкусный завтрак волшебное одеяло. Очень порадовали одноразовые тапочки и зубные щетки!", "Отличная идея сделать купе с раковиной!".
9,76 Москва - Санкт-Петербург, "Экспресс" (004А,003А)
Что хвалят: чистые туалеты, вежливый персонал.
Что ругают: место в купе маловато, кондиционер слишком сильный.
9,71 Москва - Хельсинки, "Лев Толстой" (031А,032А)
Что хвалят: поезд комфортный, чистый туалет, есть душ.
Что ругают: не хватает розеток на верхних полках, недостаточная звукоизоляция между купе.
9,71 Ростов-на-Дону - Краснодар, "Ласточка-премиум" (806Э,808С)
Что хвалят: быстрый поезд, удобные сидения, бесшумные и комфортные вагоны.
Что ругают: мало питьевой воды.
9,67 Москва - Новороссийск, "Премиум" (030Й,030С)
Что хвалят: современный поезд, приветливый персонал, чистота, идеальная температура, комфортное купе.
Но не все довольны: "Отдельно хочу высказаться о работниках вагона-ресторана. Еда, которая входит в стоимость билета - не съедобная! Булочки, которые раздают к ужину, две из четырёх были просроченные и с плесенью! С такими бешенными ценами, такое безобразие!!!", - пишет пассажирка Елена.
9,67 Санкт-Петербург -Петрозаводск. "Ласточка-премиум" (803Ч,804Ч)
Что хвалят: вежливый персонал, комфортные кресла.
Что ругают: нет туалета во всех вагонах, очередь.
9,67 Москва - Оренбург, "Оренбуржье" (031У, 032У)
Что хвалят: удобное время отправления и прибытия, современный и уютный вагон, доброжелательный и вежливый персонал, вкусное питание.
9,64 Москва - Белгород (718В,717В)
Что хвалят: нимательный и вежливый персонал, телевизор, новый вагон.
9,6 Москва - Санкт-Петербург, "Красная стрела" (002А,001А)
Что хвалят: туалет чистый, вкусное питание, вкусный кофе.
Что ругают: в купе у туалета плохая звукоизоляция.
9,59 Москва - Санкт-Петербург, двухэтажный состав (005А,007А,006А,008А)
Что хвалят: современный поезд, отзывчивый и вежливый персонал, хорошие туалеты.
Что ругают: слишком сильный кондиционер, неудобная верхняя полка второго этажа, купе второго этажа маловато для 4-х взрослых, полки жесткие, питьевой воды мало, питание – скудное, проблемы с интернетом, неудобно смотреть в окна второго этажа.
9,57 Санкт-Петербург - Адлер, "Северная Пальмира" (036С,035А)
Что хвалят: отличный туалет (современное оборудование, чистота, приятный запах, наличие туалетных принадлежностей), вежливый и внимательный персонал, вкусная еда, наличие дорожного набора (тапочки, зубная паста, щетка), не трясет.
Что ругают: мало места для вещей в купе, тесные купе, нет wifi, кондиционер в купе не регулируется, отсутствие горячей воды в кулере.
9,57 Москва - Владимир, пригородный экспресс (848Х,847Г,892Х,891Г)
Что хвалят: комфортно и быстро, приветливые сотрудницы, удобные сиденья.
Что ругают: температура в вагоне, яркий свет.
9,55 Москва - Ярославль (102Я,101Я)
Что хвалят: очень удобный поезд, отличный персонал, комфортная температура.
Что ругают: расстояние между сиденьями небольшое, хотелось бы больше пространства.
9,53 Москва - Нижний Новгород, "Стриж" (710Н,712Н,705Н, 703Н,701Н,708Н, 707Н,714Н,706Н, 702Н,711Н,713Н, 709Н,704Н)
Что хвалят: плавный ход, вежливый персонал, наличие кулера, удобные кресла, достаточное расстояние между креслами.
Что ругают: места между креслами мало, кресла очень жесткие, wifi платный, розетка далеко, скучная трансляция по телевизору.
9,52 Москва - Кемерово, "Кузбасс" (029Н,030Н)
Что хвалят: наличие розеток, вежливый персонал, чистота.
Что ругают: длина полок, душно на остановках при выключенном кондиционере, двери и полки перемещаются с усилием.
9,52 Москва - Санкт-Петербург, "Сапсан" (760А,751А,771А,770А,763А, 780А,777А,757А,778А,769А, 764А,756А,768А,758А,761А, 753А,767А,776А,754А,762А, 755А,779А,772А,765А,759А, 766А,752А,775А,774А,773А)
Что хвалят: всё хорошо кроме интернета, плавный ход, скорость совсем не ощущается, чистый и тихий поезд, приятное обслуживание, комплект наушников.
Что ругают: wifi не работает или работает плохо.
9,52 Москва - Рязань, пригородный экспресс (842М,843Х,841М,851Г, 840Х,845М,844Х,850М)
Что хвалят: быстро и комфортно, вагоны чисты и тёплые, вежливый персонал.
9,51 Москва - Воркута (042В,041М)
Что хвалят: доброжелательные и очень учтивые проводники, чистота в вагоне.
Что ругают: боковушка для большого роста неудобна.
9,51 Москва - Ульяновск, "Ульяновск" (022Й, 021Й)
Что хвалят: чистота, вежливый персонал, очень чистый туалет.
В целом пассажиры чаще всего хвалят проводников, отмечают сотрудники Туту.ру. Вежливые, внимательные, порядок в вагонах наводят. Почти в каждом отзыве говорится о чистоте в вагоне (речь, конечно, о тех поездах, которые попали в число лучших). Позитивные отклики - также о биотуалетах и кулерах с водой, удобном времени отправления, розетках в достаточном количестве, хорошем свежесваренном кофе, комфортной температуре.
А больше всего негатива связана с доступном к интернету. Путешественники жалуются, что сети wifi нет вообще, к ней сложно подключиться либо доступ платный. Опять же - речь об отзывах о поездах из Топ-20, где других проблем и неудоств практически не осталось.
Еще один повод для недовольства - качество и вкус питания. Насчет температуры в вагоне мнения расходятся: одним пассажирам с кондиционером холодно, а другим – комфортно. Пассажиры рекомендуют делать индивидуальную регулировку кондиционера в каждом купе.
Также туристам не нравится отсутствие горячей воды в кулере и мыла в туалете, состояние биотуалетов к концу поездки, скучные трансляции по телевизору. Некоторые жалуются на отсутствие мест для курения. Пассажиры «Ласточек» и «Стрижей» не всегда довольны комфортностью кресел - расстояние между сидениями очень маленькое.