Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука18 сентября 2017 10:06

Грозит ли человечеству «цифровое слабоумие»

Разбираемся вместе с экспертом, какие опасности таит в себе компьютерная революция [фото, видео]
Одни ученые считают, что компьютерные технологии дают человеку новые фантастические возможности. Другие полагают, что они отучат человечество думать...

Одни ученые считают, что компьютерные технологии дают человеку новые фантастические возможности. Другие полагают, что они отучат человечество думать...

Фото: EAST NEWS

Сторонники милой сердцу святой старины бьют в набат: с наступлением компьютерной эры человечество поразил вирус «цифрового слабоумия»! Мир для детей сузился до размеров экрана планшета! Электронные помощники отучат людей думать!.. Насколько обоснованы такие опасения? Об этом мы решили расспросить доктора наук, заведующего лабораторией когнитивных исследований факультета психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Спиридонова.

СТАНЬ ЦЕЗАРЕМ!

- Владимир Феликсович, раньше люди тренировали мозг, переваривая большие тексты - вроде романов Тургенева или Достоевского. Сейчас на нас обрушивается поток в виде нарезки теле-радионовостей, музыкальных и рекламных клипов, куча небольших статей и постов в соцсетях. Мы почти не заглядываем в тексты, где «много букв», скачем по верхам. Такой способ получения информации формирует клиповое мышление. Это снижает концентрацию внимания, аналитические способности?

- На самом деле ничего принципиально нового не происходит. Да, объем и скорость переработки информации увеличивается. Но есть много способов дозировать и фильтровать бешеный поток новостей. Скакать по заголовкам – это один из них, так проще понять, что находится внутри сообщения, не читая его. Заодно люди развивают умение переключаться между разными задачами...

- Это та самая многозадачность, которой славился Цезарь, умевший делать несколько дел одновременно?

- Многозадачность - это хороший компьютерный термин. О себе мы говорим в других словах: способность достигать многих целей одновременно, умение параллельно держать несколько контекстов общения. Примеры? Такими качествами обладали основатель Apple Стив Джобс или Аркадий Волож – человек, придумавший и создавший «Яндекс». Если люди хотят зарабатывать, строить свои карьерные лестницы, у них сегодня нет другого выхода. Можно, конечно, «сидеть» на одной задаче, но это не очень сытая жизнь.

- Апокалипсиса от наступления цифровой эпохи ждать не стоит?

- Мир меняется, но мы недооцениваем пластичность нашего мозга. Возьмем, например, вождение автомобиля. Человеческое зрение возникло в ситуациях, когда наши предки двигались со скоростью не более 20-30 километров в час. Поэтому, когда вы ведете машину на скорости 120 км/час, ваше зрение вообще не должно работать. В ходе эволюции у него не было возможности к этому адаптироваться. Тем не менее, каким-то образом зрение у водителей работает. Да, при этом есть издержки: зрение становится «тоннельным», и вы видите значительно меньше объектов! Кроме того, вы хуже оцениваете расстояния до объектов. Например, можете выехать на встречку и лоб в лоб столкнуться с человеком, который так же не рассчитал дистанцию. Одна из причин, почему люди могут сделать такую ошибку, сидя за рулем, тривиально проста. Homo sapiens привыкли определять расстояние до объекта в положении стоя. Зрение автоматически высчитывает дистанцию, взяв за точку отсчета линию горизонта. Когда вы сидите – горизонт ниже. Отсюда ошибки. Плохо ли, что люди погибают в лобовых столкновениях? Да! Нужно ли запрещать автомобили? Наверное, нет. У каждого вида деятельности есть обратная сторона. В случае с возникновением цифровой культуры издержки также есть, но они не фатальны. Человеческая природа очень восприимчива к новому. Например, поколение наших родителей почти всю свою жизнь представляло телефон в виде громоздкой штуки с проводом и с наборным диском. Но сегодня они, пусть медленно, но освоили мобильную связь, интернет и компьютер.

ЕСЛИ ЯЙЦА УЧАТ КУРИЦУ, ОБЩЕСТВО РАЗВИВАЕТСЯ

- Но зато сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда впервые не родители учат детей, а наоборот дети – родителей. Опыт старшего поколения оказался не востребован!

- Сам этот способ передачи информации - когда яйца учат курицу - впервые был описан великим антропологом, которую звали Маргарет Мид. Знаете, когда был издан этот ее труд? Вы не поверите - в середине 1930-х годов! Она работала с аборигенами на островах Тихого океана и обратила внимание, что в разных обществах есть разные механизмы передачи опыта. В «примитивных» культурах, в отличие от Европы и США, практически нет передачи опыта в обратную сторону: от молодых к старым. А в западных культурах в эти годы он уже существовал. Напомним, что 20-30-е годы - это время быстрого промышленного развития, когда появилось много новых профессий, в которых европейская и американская молодежь преуспела куда больше, чем их умудренные опытом отцы. Сейчас, конечно, это явление приобрело куда больший размах. Но, как показывает 80-летний опыт, страшного здесь ничего нет. Когда яйца учат курицу - это признак того, что общество развивается.

- В популярных изданиях регулярно встречается такое понятие, как «цифровое слабоумие». Действительно ли дети компьютерной эпохи не способны долго сосредотачивать внимание на какой-то одной теме? Станет ли человечество глупее?

- Научные исследования показывают, что интеллект людей растет. Это называется эффект Флинна, по имени ученого, который это дело открыл. Он изучал данные тестов IQ (так называется коэффициент интеллекта) по многим странам за много лет. И обратил внимание, что IQ растет по всему миру. С одной стороны, это связано с самим тестом, вероятно, в нем есть какая-то погрешность. Но с другой, мы видим очевидные факторы, которые дают этот интеллектуальный прирост.

Научные исследования показывают, что интеллект людей растет.

Научные исследования показывают, что интеллект людей растет.

Фото: EAST NEWS

- Образование стало лучше?

- Вероятно, да. Но принципиально важно, что мамочки стали лучше кушать во время беременности. Во всяком случае в странах, где проводилось исследование. Это положительно влияет на ребенка в период внутриутробного развития. Все сказки о том, что нужно ограничивать себя в питании во время беременности - это зло. Медицина стала лучше, имеется в виду акушерство и гинекология. А еще научились с детьми в дошкольном возрасте работать.

- То есть, раньше читать и писать?

- Ни в коем случае! Развивать ребенка это значит учить рисовать, танцевать, заниматься спортом, руками что-то мастерить из пластилина или глины, языки учить...

СМОТРИМ В КНИГУ - ВИДИМ ФИГУ

- Представители старшего поколения паникуют: дети не в состоянии усваивать длинные и сложные тексты вроде «Войны и мира». Замена «священных текстов» конспектами и комиксами невозможна. Означает ли это, что человечество утрачивает культурный код?

- Боюсь, что - да! Книжная культура умирает. Это не значит, что вы на экране гаджета не можете читать того же Толстого. Но вне всяких сомнений люди меньше стали читать книги. Если произойдет поколенческий и культурный разрыв, это очень неприятно. Потому что в текстах лежит огромное количество культурных и поведенческих кодов, без которых нам будет трудно друг друга понимать. Например, вместо того, чтобы долго и нудно описывать какого-то человека, проще сослаться на известного литературного персонажа. Вы называете фамилию Хлестаков, и все становится на свои места. Но с другой стороны, в эпоху интернета стало гораздо понятнее, что культурная традиция передается не всем массивом населения, которое живет в стране, а очень локальными образованными группами людей. Скажем, того же Толстого в школе изучают в обязательном порядке. Но кому-то он нужен, а для многих Лев Николаевич прошел «мимо кассы». Не все люди поддерживают эту традицию, что досадно. В XIX веке Пушкина и Толстого тоже читала только небольшая прослойка образованных людей, но это не помешало создать великую культуру, наследниками которой мы с вами являемся.

ПРОБЛЕМА НЕ В ЖЕЛЕЗКАХ, А В ЛЮДЯХ

- Интернет заменяет людям реальное общение. В результате мы утрачиваем умение читать мимику, интонации, язык жестов. В повседневной жизни людям станет все сложнее находить общий язык?

- Во-первых, в сетях тоже появляются способы кодирования эмоций. Эмодзи, например. Во-вторых, тут трудно понять, где причина, а где следствие. Возможно, Сеть действительно не дает сформироваться навыкам живого общения. Но вполне вероятно, что в сетевое общение активно погружаются как раз те люди, которым сложно наладить контакт с окружающими в обычной жизни. Соцсети оказывается для них хорошей нишей, поскольку дает другой уровень защищенности и анонимности.

- Люди в сети гораздо более раскованы, агрессивны и конфликтны. Перейдет ли эта модель общения из социальных сетей в реальную жизнь?

- Проблема в следующем: в Сети вы можете сколько угодно глумиться над собеседником, но попасть вам по лицу он никак не может. Однако, как только вы эту модель поведения попытаетесь вытащить в реальную жизнь, вас начнут бить. Это очень сильно отрезвляет.

- Одни ученые считают, что компьютерные технологии дают человеку новые фантастические возможности. Другие полагают, что они отучат человечество думать...

- Ответ лежит не в железках, а в нас с вами. Сами по себе компьютерные технологии не добро и не зло. Это инструмент. Известно, что чаще всего оружием убийства в России становится кухонный нож. Но запрещать ножи – нелепо. Если вы хотите жить, не напрягаясь, – компьютеры отучат вас думать. Если вы будете эти технологии использовать, чтобы расширить свои возможности – гаджеты сыграют роль волшебной палочки. Какая мотивация возобладает, так мы и будем использовать эти железки.