Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Общество7 декабря 2017 11:20

Как пассажиры такси могут получить компенсацию при ДТП?

Корреспондент «КП» выяснял, как пассажиры такси могут получить компенсацию в случае ДТП [видео, радиопередача]
Одна поездка на такси может перевернуть всю вашу жизнь. Фото: личный архив Никиты Муллина

Одна поездка на такси может перевернуть всю вашу жизнь. Фото: личный архив Никиты Муллина

После того, как на рынке такси произошла революция, жить столичным пассажирам стало лучше и веселее. Во-первых, с появлением мобильных приложений машины приезжают по адресу за считанные минуты. Не надо, как раньше, искать телефон диспетчера или голосовать на обочине. Во-вторых, цена за поездку теперь строго фиксирована и никаких накруток водитель делать не может (всю информацию клиент видит на экране своего телефона). В-третьих, агрегаторы такси с каждым днем расширяют сферу своих услуг. Дошло до того, что некоторые водители за отдельную плату готовы поработать в вашей квартире сантехником или сборщиком мебели.

Но есть у этого медали и обратная сторона. Таксисты берут автомобили в аренду и, чтобы ее отбить (2500-3000 рублей в сутки), работают по 20 часов. Спички в глаза вставляют. Энергетики пьют. Умываются холодной водой. Но все равно - рано или поздно - заряженное ружье выстреливает.

Место аварии. Фото: личный архив Никиты Муллина

Место аварии. Фото: личный архив Никиты Муллина

«ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ УЧУСЬ ХОДИТЬ ЗАНОВО»

30-летний житель Москвы Никита Муллин привык вызывать такси через мобильное приложение «Uber». Это крупный агрегатор, распределяющий заказы между клиентами (80% оплаты переходят водителю, а 20% «Uber» забирает себе). В июле этого года глубокой ночью Никита в очередной раз вызвал машину. В салоне «Volkswagen Рolo» сидел водитель по имени Муслим и, уставившись в навигатор, вяло изучал предстоящий путь. А доехать нужно было из центра города в Строгино (на улицу Кулакова).

- Ничего подозрительного я в нем не заметил, - рассказывает Никита. - Запаха спиртного не было. Ехал он строго по карте. Было очень поздно - и я задремал. И вдруг чувствую, что машина резко уходит влево. Открываю глаза и вижу, что мы едем в столб. Это было на Кутузовском. Таксист отрубился и навалился телом на руль. Потом сильнейший удар!.. Боль во всем теле... Скорая... Глаза открыл уже в больнице.

Несмотря на то, что сработали подушки безопасности и на то, что скорость машины была сравнительно невысокой (60 км/ч), Муллин получил переломы обеих ног, черепно-мозговую травму, резаные раны. От удара у него свернулось одно легкое. Не говоря уже о ссадинах и синяках.

- Операцию делали восемь часов, - вспоминает пострадавший. - Врачи сцепили кости в ногах металлическими болтами и вынут их теперь года через полтора. А я потерял хорошую работу и учусь ходить заново.

Самое интересное, что Муслим после столкновения со столбом выскочил из салона. Его дружки приходили к Муллину в больницу - хотели договориться. Но потом исчезли. А Никита начал думать, как получить компенсацию (в его случае могут выплатить до 500 тысяч рублей). И выяснил, что «Uber» ничего выплачивать не собирается. Сотрудники компании пообещали предоставить госавтоинспекции все данные о водителе и машине, в которой они ехали. И все.

Фото: личный архив Никиты Муллина

Фото: личный архив Никиты Муллина

КАК КАТАТЬСЯ - ТАК ВМЕСТЕ, А КАК ПЛАТИТЬ - ТО ВРОЗЬ

Координатор движения «Стоп нелегал» Евгений Грэк уверен, что в данном случае выплачивать компенсацию пострадавшему должен «Uber».

- Потому что сразу после того, как пассажир нажимает кнопку в приложении, агрегатор заключает с ним договор фрахтования, - говорит активист. - И несет ответственность за безопасность пассажира. Это прописано в 259-м Федеральном законе. И не важно, в какой форме этот договор заключается. Даже если устно. При этом агрегаторы («Uber» - американская компания) упорно пишут в своих соглашениях, что они ни за что не отвечают. Только за сбор денег.

По словам автоюриста Дмитрия Славнова, практика таких дел в России сложилась таким образом, что за косяки водителей отвечают их таксомоторные парки, а не агрегаторы.

- У компании «Uber» нет своих машин и водителей, - объясняет Дмитрий. - У них только приложение, с помощью которого они генерируют заказы. И передают их таксопаркам. И уже они несут ответственность.

По словам Славнова, иски против «Яндекс.Такси», «Gett», «Uber» и других крупных агрегаторов чаще всего подают на удачу. Потому что с таксопарка порой просто нечего взять (всего десять разбитых машин и офисная комнатушка, аренда которой давно просрочена).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ

Напомним, что по закону каждая машина (в том числе такси) должна быть застрахована - полис ОСАГО позволяет всем пострадавшим участникам ДТП получить возмещение ущерба. Как получить компенсацию при ДТП и пассажирам такси, пострадавшим от нерадивых "бомбил". Для этого нужно предоставить:

- акт об аварии, составленный сотрудниками ГИБДД (в нем пассажир должен быть указан как пострадавший);

- медицинское заключение о степени повреждений в результате ДТП.

- Потерпевший обязан уведомить страховую компанию, заключившую договор с автовладельцем, о наступлении страхового случая не позднее, чем через 15 суток после происшествия, - объяснил «КП» адвокат Владимир Постанюк. - Но если водитель такси работал без лицензии (нелегально) или у него отсутствовал полис ОСАГО, вопрос о денежной компенсации можно решить только через суд. В этом случае платить будет виновник ДТП.

КОММЕНТАРИЙ КОМПАНИИ «UBER»

- Мы искренне сочувствуем Никите Муллину и сожалеем, что он попал в такую ситуацию, - сообщила «КП» директор по коммуникациям «Uber» в России и СНГ Ирина Гущина. - Сразу после того, как нашей службе поддержки стало известно об инциденте, мы отключили водителя от платформы. И готовы оказать максимальное содействие правоохранительным органам в проведении расследования при запросе с их стороны.

По словам Гущиной, в России они работают только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то есть с компаниями-перевозчиками. В случае ДТП и ущерба здоровью возмещение ущерба происходит по страховке.

- Наши партнеры обязаны ее иметь по закону, - добавили в компании. - Всем пользователям «Uber» в случае ДТП мы рекомендуем связаться с нашей службой поддержки через раздел «Помощь» в приложении. Специалисты могут проконсультировать и порекомендовать алгоритм действий. Ежемесячно в России совершается несколько миллионов поездок с Uber, количество ДТП крайне мало.

P.S. Никита Муллин уже пятый месяц ждет документы из столичного управления ГИБДД, среди которых будет экспертиза по полученным травмам во время ДТП (сейчас его дело направили в ЗАО - в 3 отдел следствия). С ней пострадавший пассажир сможет обратиться в страховую компанию перевозчика (в ней о ситуации Никиты уже знают), а затем подать исковое заявление против компании «Uber».

- Будет ли от этого толк, пока не знаю, - говорит Никита. - Но считаю, что агрегаторы просто обязаны нести ответственность за машины, которые на них работают.