Ростовский порт имеет статус морского.
Городские власти и собственники Ростовского порта, имеющего статус морского, судя по всему, пришли к окончательному соглашению относительно переезда порта в промзону «Заречная»: эксперты уже приступили к оценке его земель — для последующего обмена на участки, принадлежащие городу, которые находятся на левом берегу.
- Мы с городом пришли к соглашению, что порт надо переносить, и мы не против, - заявил ТАСС председатель совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов. - Есть участки, которые закреплены за муниципалитетом и непосредственно примыкают к нашему четвертому грузовому району — это около 15 гектаров на левом берегу Дона в районе очистных сооружений. Т. е. будем развивать существующий грузовой район, расширять его. По оптимистичным прогнозам, решение о переносе порта будет до конца года.
ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕЕЗДЕ ПОРТА ДЛЯТСЯ УЖЕ 10 ЛЕТ
Переговоры о переносе порта, к слову, длятся уже более десяти лет — начинались они еще при экс-мэре Ростова-на-Дону Михаиле Чернышеве, в 2010-м был даже утвержден проект планировки центральной части города, которым и предусматривалось продление набережной с 2,3 до 5,1 км — от Богатяновского спуска до Кизитериновской балки. Но стороны так и не смогли найти компромисс.
Потом за дело брался первый сити-менеджер южной столицы Сергей Горбань: были планы завершить проект по созданию бульварной зоны вплоть до Театрального спуска к ЧМ-2018, однако вновь не сложилось.
Примерно в то же самое время Олег Грызлов, собственник Ростовского порта, говорил в интервью «КП», что произошли какие-то непонятные вещи, нарушившие изначальные договоренности относительно переезда:
- Предполагалось, что будет произведен обмен той площади, которую порт занимает сегодня на правом берегу (11 га. - прим. ред.) на 37 гектаров в левобережной промзоне — с доплатой, - объяснял Грызлов. - Но нам дали сначала только 6 га, в которые мы инвестировали около 1 млрд рублей и должны были выделить еще 31 гектар, но, как выяснилось, из них свободными сейчас остались только 15 га, остальные распроданы. Но и эту землю теперь нам предлагают не обменять на ту, что имеется в нашей собственности сегодня, а просто передать под нужды города. Безвозмездно. А территория на левобережье будет разыграна по тендеру.
Есть вероятность, что года через три начнется продление набережной до Театрального спуска.
На такие условия собственники порта категорически не согласились: им, по словам Грызлова, пришлось бы не только вложить порядка 1,5 млрд рублей непосредственно в строительство, но еще и заново выкупать землю.
Далее, после того, как Сергей Горбань покинул пост сити-менеджера, в процесс включился уже новый градоначальник Виталий Кушнарев. Но через некоторое время и он как-то обмолвился, что вопрос по переносу порта «буксует».
КАТАЛИЗАТОРОМ ДЛЯ ПРОЕКТА ПРОДЛЕНИЯ НАБЕРЕЖНОЙ СТАЛ ПОЖАР
А в августе прошлого года грянуло несчастье, которое, однако, стало своеобразным катализатором для старта проекта по набережной: ниже Театральной площади произошел крупнейший пожар, фактически уничтоживший целый жилой квартал, примыкавший к Ростовскому порту: сгорели более полутора сотен домов, порядка семисот человек остались без жилья.
Суть, впрочем, не в этом: большинство сгоревших зданий были признаны непригодными к восстановлению, отстраиваться заново погорельцам не разрешили, поскольку строительство именно на этом участке вообще не разрешено действующим Генпланом развития города (многие сооружения, к слову, там действительно были возведены в разные года самовольно).
Отстраивать сгоревшие дома не разрешили. Фото: Антон Строкин.
Но, как бы то ни было, в ноябре на совещании в мэрии твердо прозвучал посыл об «особом статусе территории Театрального спуска»:
- Обустройство этой территории предполагает создание общественных пространств, включая центральную эспланаду (бульвар), который свяжет Театральный спуск и набережную реки Дон, - пояснил тогда главный архитектор Ростова-на-Дону Роман Илюгин.
И как раз в это время — с тех пор, как уже наверняка было принято решение о невозможности восстановления на месте пожарища жилого квартала, утверждают источники «КП», и возобновились уже в конкретном русле переговоры с собственниками порта об его переезде: тогда замкнется контур исторического центра вдоль Дона — от Буденновского проспекта и как минимум до Театрального спуска (вообще в планах продление прогулочной зоны вдоль реки аж до 13-й линии).
Известно также, что в реализации проекта по ростовской набережной заинтересован Газпром. Тем не менее, сегодня ясно, что процесс начнется уже явно после завершения ЧМ-2018, а продлится он не менее трех лет — именно такой срок называл ранее для переезда порта Олег Грызлов. Но после его перемещения городу предстоит еще создать искусственный берег протяженностью в 2 километра, чтобы уже на нем обустраивать набережную.