Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+22°
Boom metrics
Общество16 января 2018 13:48

Морской порт Ростова-на-Дону уступает место набережной

Решение об его переезде в промзону на левобережье завершится до конца года: эксперты уже приступили к оценке его земель для обмена с городом
Ростовский порт имеет статус морского.

Ростовский порт имеет статус морского.

Городские власти и собственники Ростовского порта, имеющего статус морского, судя по всему, пришли к окончательному соглашению относительно переезда порта в промзону «Заречная»: эксперты уже приступили к оценке его земель — для последующего обмена на участки, принадлежащие городу, которые находятся на левом берегу.

- Мы с городом пришли к соглашению, что порт надо переносить, и мы не против, - заявил ТАСС председатель совета директоров АО «Ростовский порт» Олег Грызлов. - Есть участки, которые закреплены за муниципалитетом и непосредственно примыкают к нашему четвертому грузовому району — это около 15 гектаров на левом берегу Дона в районе очистных сооружений. Т. е. будем развивать существующий грузовой район, расширять его. По оптимистичным прогнозам, решение о переносе порта будет до конца года.

ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕЕЗДЕ ПОРТА ДЛЯТСЯ УЖЕ 10 ЛЕТ

Переговоры о переносе порта, к слову, длятся уже более десяти лет — начинались они еще при экс-мэре Ростова-на-Дону Михаиле Чернышеве, в 2010-м был даже утвержден проект планировки центральной части города, которым и предусматривалось продление набережной с 2,3 до 5,1 км — от Богатяновского спуска до Кизитериновской балки. Но стороны так и не смогли найти компромисс.

Потом за дело брался первый сити-менеджер южной столицы Сергей Горбань: были планы завершить проект по созданию бульварной зоны вплоть до Театрального спуска к ЧМ-2018, однако вновь не сложилось.

Примерно в то же самое время Олег Грызлов, собственник Ростовского порта, говорил в интервью «КП», что произошли какие-то непонятные вещи, нарушившие изначальные договоренности относительно переезда:

- Предполагалось, что будет произведен обмен той площади, которую порт занимает сегодня на правом берегу (11 га. - прим. ред.) на 37 гектаров в левобережной промзоне — с доплатой, - объяснял Грызлов. - Но нам дали сначала только 6 га, в которые мы инвестировали около 1 млрд рублей и должны были выделить еще 31 гектар, но, как выяснилось, из них свободными сейчас остались только 15 га, остальные распроданы. Но и эту землю теперь нам предлагают не обменять на ту, что имеется в нашей собственности сегодня, а просто передать под нужды города. Безвозмездно. А территория на левобережье будет разыграна по тендеру.

Есть вероятность, что года через три начнется продление набережной до Театрального спуска.

Есть вероятность, что года через три начнется продление набережной до Театрального спуска.

На такие условия собственники порта категорически не согласились: им, по словам Грызлова, пришлось бы не только вложить порядка 1,5 млрд рублей непосредственно в строительство, но еще и заново выкупать землю.

Далее, после того, как Сергей Горбань покинул пост сити-менеджера, в процесс включился уже новый градоначальник Виталий Кушнарев. Но через некоторое время и он как-то обмолвился, что вопрос по переносу порта «буксует».

КАТАЛИЗАТОРОМ ДЛЯ ПРОЕКТА ПРОДЛЕНИЯ НАБЕРЕЖНОЙ СТАЛ ПОЖАР

А в августе прошлого года грянуло несчастье, которое, однако, стало своеобразным катализатором для старта проекта по набережной: ниже Театральной площади произошел крупнейший пожар, фактически уничтоживший целый жилой квартал, примыкавший к Ростовскому порту: сгорели более полутора сотен домов, порядка семисот человек остались без жилья.

Суть, впрочем, не в этом: большинство сгоревших зданий были признаны непригодными к восстановлению, отстраиваться заново погорельцам не разрешили, поскольку строительство именно на этом участке вообще не разрешено действующим Генпланом развития города (многие сооружения, к слову, там действительно были возведены в разные года самовольно).

Отстраивать сгоревшие дома не разрешили. Фото: Антон Строкин.

Отстраивать сгоревшие дома не разрешили. Фото: Антон Строкин.

Но, как бы то ни было, в ноябре на совещании в мэрии твердо прозвучал посыл об «особом статусе территории Театрального спуска»:

- Обустройство этой территории предполагает создание общественных пространств, включая центральную эспланаду (бульвар), который свяжет Театральный спуск и набережную реки Дон, - пояснил тогда главный архитектор Ростова-на-Дону Роман Илюгин.

И как раз в это время — с тех пор, как уже наверняка было принято решение о невозможности восстановления на месте пожарища жилого квартала, утверждают источники «КП», и возобновились уже в конкретном русле переговоры с собственниками порта об его переезде: тогда замкнется контур исторического центра вдоль Дона — от Буденновского проспекта и как минимум до Театрального спуска (вообще в планах продление прогулочной зоны вдоль реки аж до 13-й линии).

Известно также, что в реализации проекта по ростовской набережной заинтересован Газпром. Тем не менее, сегодня ясно, что процесс начнется уже явно после завершения ЧМ-2018, а продлится он не менее трех лет — именно такой срок называл ранее для переезда порта Олег Грызлов. Но после его перемещения городу предстоит еще создать искусственный берег протяженностью в 2 километра, чтобы уже на нем обустраивать набережную.