Для того, чтобы развиваться дальше, нам надо понять, где мы сейчас находимся. Честно, без заламывания рук и кликушества
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Праздничная колонка к 12 апреля у меня не получится. В том смысле, что хвалиться достижениями, как положено в праздник, не хочется. Не хочется и ругать нашу космонавтику, как принято в последнее время, начиная глубокомысленный разгром с фразы «А вот Илон Маск…».
Для того, чтобы развиваться дальше, нам надо понять, где мы сейчас находимся. Честно, без заламывания рук и кликушества: «Юра, прости нас!..»
Хорошо помню наш разговор в конце 90-х с тогда готовящимися к полету на Международную космическую станцию Сергеем Крикалевым и Александром Калери. Технари, инженеры, привыкшие анализировать то, чем занимаются, они переживали за отрасль. И мы даже думали куда-то наверх начальству писать письмо: «Космонавтика «доедает» последние запасы, заложенные в 80-е, еще советские годы. Нужно думать про перспективы, готовить смену, разрабатывать новые проекты…». Российский сегмент МКС, который тогда только собирали на орбите, – это доделанные модули для «Мира-2» - те самые запасы из прошлого. Это вчерашний день, не завтрашний!
Прошло почти 20 лет… Идут разговоры, что поизносившуюся МКС скоро пора будет топить. И только сейчас можно – и то очень-очень осторожно – говорить, что что-то меняется. Что наметились понятные перспективы, что мы осторожными шагами выбираемся из ямы. Научились – немного, но все же – зарабатывать на пилотируемой космонавтике. Проектируем новую ракету и новый пилотируемый корабль под нее. Начинаются регулярные пуски с нового гражданского космодрома Восточный. Готовимся вместе с европейцами отравить ровер на Марс. На Луну несколько автоматов планируем (но сроки их пуска, похоже, сдвигаются). Но все же это несравнимо с достижениями советского времени.
Почему? Потому что огромная космическая отрасль СССР во времена новой технической революции оказалась одной из самых отсталых и неповоротливых. Предприятия, которым приходилось конкурировать, волей-неволей вынуждены были модернизировать производство, закупать новые станки, за уши тащить в цеха молодежь. Я видел сборочные цеха SuperJet в Комсомольске-на-Амуре, где ребята в спецовках дирижируют станками с ЧПУ (числовое программное управление. То есть управление станком с помощью компьютера - Ред.).
А космическая отрасль всегда была вне конкуренции. Она привыкла жить на спущенные сверху бюджетные деньги: «Космос – это же наше все!». И не слишком отчитываться за потраченное. У нас до сих пор предприятия являются и заказчиками, и исполнителями работ. Сам себе заказал, сам счета выписал и сам проверил, насколько все получилось.
Если мы хотим сохранить свой статус великой космической державы, нам нужно реформировать отрасль
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
При этом - громадные площади заводов. В них устаревшее оборудование. Быстро стареющие работники. Деньги во многом улетали в трубу – попробуй хотя бы отопить облупленные помещения. Немногочисленным рабочим платили копейки, зато укреплявшийся класс менеджеров выписывал себе неплохие премии (они же сами себя проверяли!).
В результате запуски дорожали. Культура производства, как сказали бы в советские годы, падала. Вспомните фантастическую историю, когда «Протон» упал из-за того, что датчики вколотили вверх ногами! Сборщиков наказали. Но с них-то взятки-гладки. Кого, как вы думаете, могли набрать на столичный космический завод на зарплату чуть больше 20 тысяч рублей?
Или история с заменой припоя в двигателях на воронежском механическом заводе. Десятки ракетных движков пришлось отозвать и перебрать, что не намного дешевле их первоначальной сборки. Можно пожурить кладовщицу тетю Машу, выдавшую не ту банку. Но это систему не меняет. Когда стали разбираться, выяснилось – рабочие на таком ответственном предприятии получали по 15 тысяч рублей. У них не было элементарных раздевалок – вещи бросали у станков. Что уж говорить об отремонтированном туалете или ярком освещении. А мы хотим, чтобы современные ракеты летали и не падали…
Или вот еще один пример – на мои вопросы солидный человек, конструктор целого направления прислал ответы, написанные от руки, и отсканированные для электронной почты помощником. Создатель ракетной техники оказался на «вы» с компьютером.
Вопрос: можно ли в таких условиях выпускать современную, надежную космическую технику?
Поэтому нам сейчас конкурировать с Маском? Ага…
Маск за считанные годы на голом месте построил современное производство. Набрал молодежь, зажег ее своими взбалмошными (в хорошем смысле этого слова) идеями. Я разговаривал с инженерами, которые работают на Space X - они получают не такие уж большие зарплаты, если сравнивать с коллегами на гигантском Boeing. И вкалывают по 6-7 дней в неделю. Но не жалуются. Они работают для того, чтобы проложить человечеству дорогу на Марс! И они верят, что сделают это.
Мы можем приколотить в своих цехах такой же лозунг «Вперед, на Марс!» (его, кстати, придумал еще 100 лет назад наш соотечественник Фридрих Цандер). А дальше? Нам нужны такие же современные цеха. Нужно новое оборудование и «умные» станки, компьютерное проектирование, 3D-моделирование. Я знаю молодых романтиков, которые после МАИ пришли на космический завод. Они хотели создавать новую технику. А носили из кабинета в кабинет толстые папки с документацией. И вслед им скрежетали: «Вот когда мы были молодые, до кульманов допускали только после пяти лет «стажировки» с бумагами»… Растите, говорили им аксакалы и похлопывали по мониторам с электронно-лучевой трубкой. Ребята уволились…
Я видел современное производство на НПО «Энергомаш» - красивые цеха, дома для новых сотрудников. Но это одно из немногих успешных космических предприятий, свои двигатели оно продает для двух американских ракет.
А остальные… На днях глава госкоропорации Роскосмос Игорь Комаров говорил как о большом достижении о том, что производственные мощности космических предприятий загружены на 55 процентов. То есть понимаете – 45 процентов цехов пустуют. (А раньше, выходит, было еще хуже?) Но бюджет (то есть наши с вами деньги) тратится на их отопление, охрану, амортизацию ненужных станков…
Все три предыдущих руководителя Роскосмоса – тогда эта организация еще была в статусе Федерального агентства – старались лодку не раскачивать и систему не менять. Это опасно для карьеры. Потому что пойдут жалобы от увольняемых сотрудников (а в некоторых городах космические предприятия – единственное производство, которое дает людям работу). Потому что поднимется крик – продаются земли, на которых 50 лет назад собрали знаменитый спутник, как мы относимся к своей славной истории?!
В результате вот и доползли. В 90-х, когда у нас была дешевая рабочая сила, мы держали почти весь рынок пусковых услуг. А теперь по цене вывода груза на орбиту проигрываем не только Маску, но и европейцам. Накладные расходы гирями держат цены на наши ракеты, делая пуски одними из самых дорогих в мире.
Ситуация медленно меняется.
Показатели успешности пусков за последние годы
Показатели успешности пусков за последние годы
В этом году было 5 успешных пусков.
Но это очень условная победа. Финансирование Федеральной космической программы (ФКП) на ближайшие три года сокращено. Отрасли нужно потуже затягивать пояс. Бюджет NASA на этот год - 19,5 млрд долларов. А у нас такая сумма предусмотрена на весь период действия нынешней ФКП – то есть до 2025 года.
И при этом, если мы хотим сохранить свой статус великой космической державы, нам нужно реформировать отрасль. Численность работников снизить хотя бы раза в два. В цехах обновить оборудование: средний возраст станков – ну хотя бы не старше 10 лет. Избавиться от лишних площадей и пустующих цехов. Загрузить оставшиеся хотя бы на 80-90 процентов. Тогда мы получим современное эффективное производство. И только тогда можно будет говорить о новых горизонтах космонавтики. О конкурентных со Space X ценах на доставку груза на орбиты.
Но и на такой рывок нужны немаленькие деньги.
Нет, мы можем и сейчас всей страной напрячься, построить за три года крутой марсианский корабль и мощную сверхтяжелую ракету, чтобы запустить его к Красной планете. Можем. Но тогда не только космической отрасли придется затянуть пояс, а и всей стране. Как поинтересовался один мудрый человек: а ваша жена ради победы в космосе согласится на то, что новые сапоги, выстояв в длинной очереди, она сможет себе купить раз в два года?