Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Туризм25 октября 2018 9:45

Экологический туризм в России: Вложи рубль, получи десять, или почему фото волка дороже его шкуры

Россия по числу экологических туристов отстает от США в 25 (!) раз. Хотя природные богатства страны позволяют быть впереди планеты всей. Почему так? И что делать?
Каждое десятое путешествие в мире туристы совершают ради природы.

Каждое десятое путешествие в мире туристы совершают ради природы.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В Сочи прошла международная конференция “Экологический туризм: глобальный вызов и открытие России”. Первая, где с участием самых авторитетных российских и западных экспертов обсуждали развитие экологического туризма в стране.

Да, сейчас много говорят о развитии всякого туризма – внутреннего и въездного, детского и гастрономического, паломнического и оздоровительного. Но именно в экологическом туризме, по мнению практически всех экспертов, Россия может стать мировым лидером. Почему – понятно. Кто из нас не хочет увидеть вулканы Камчатки и Байкал, дельту Волги и Ленские столбы? Чего-чего, а природных красот у нас действительно много. И они на самом деле уникальны.

Но... пока Россия по количеству визитов в заповедники и национальные парки отстает от тех же Соединенных Штатов даже на на порядок. В 25 раз.

Почему так? Что делать? Что лучшее из зарубежного опыта может взять Россия по части экологического туризма? И какие ошибки лучше не повторять?

ДОРОГИ, ЗАКОНЫ, ОТЕЛИ...

Олег САФОНОВ, руководитель Ростуризма:

- В 2017 году заповедники России посетили 11,8 милллиона туристов. Еще 544 тысяч побывали в национальных парках. Да, экотуристов стало на 78,5% больше по сравнению с 2014 годом. Однако абсолютная цифра в масштабе страны невелика. На примере национальных парков США, которые посещают 311 миллионов человек в год, мы видим, сколько у нас еще нереализованных возможностей.

Что препятствует развитию экотуризма в России? Недостаточная транспортная доступность. Не очень эффективное нормативно-правовое регулирование. Недостаточно развития инфраструктура. Впрочем, экологический туризм меньше зависит от инфраструктуры, чем другие виды туризма. Для многих мест с нетронутой природой ее отсутствие может быть и плюсом.

ФОТОГРАФИЯ ВОЛКА ДОРОЖЕ ЕГО ШКУРЫ

Энрик САЛА, ведущий исследователь National Geographic Society:

- Вы можете убить волка. Тогда вы продадите его шкуру. Дорого, но всего один раз. А вот если вы того же самого волка сфотографируете, то продадите его туристам много раз. И получите больше денег, чем за шкуру. Поэтому экологический туризм и выгоден. При том, что он помогает сохранить природу и создать рабочие места.

Один пример. Йеллоустоунский национальный парк в США. В 2017 году его посетили 4 миллиона человек, там 7 тысяч рабочих мест, он принес 630 миллионов долларов прибыли. Всего же в США 60 нацпарков и 417 других охраняемых природных территорий. Их посещают 311 миллионов человек в год, это 306 тысяч рабочих мест и 36 миллиарддов долларов прибыли. Так что экологический туризм дает очень осязаемый экономический эффект. В России много уникальных природных мест, и у нее есть все возможности стать мировым лидером экотуризма.

Не наступайте на грабли тех, кто уже разрушил природу и уникальность места в погоне за прибылью. Например? Побережье Коста-дель-Соль на юге Испании. Там уже не осталось природы, только пляж ии бетон. То же самое произошло в Мексике на курорте Канкун. В итоге им приходится продавать туры очень дешево, а иначе никто не едет – сейчас туристам, готовым платить деньги, уже не интересны такие курорты.

Так что огромные нетронутые территории в России – это очень большое ваше богатство. Посмотрите на карту: у вас гигантские леса, горы, реки. В Испании или во Франции ничего такого нет. В Европе все маленькое. Поэтому столько туристов летит в национальные парки США – люди хотят увидеть и почувствовать огромные пространства. И ради этого туристы поедут в Россию. Только надо создать им условия. Сделать проще процесс получения визы, организовать более-менее удобный транспорт и создать инфраструктуру для туризма. Не обязательно такую комфортную, как на Роза Хутор. Что-то аутентичное, чтобы человек чувствовал себя ближе к природе – такой пример я видел здесь рядом, в Кавказском заповеднике.

НЕ ПЛАКАТЬ НА БЮДЖЕТОМ, А ЗАРАБАТЫВАТЬ

Вячеслав ФЕТИСОВ, первый зампредседателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной Думы, посол по туризму Всемирной туристской организации ООН (UNWTO):

- Когда Ростуризм приходит к нам в Госдуму докладывать о своем бюджете, просто плакать хочется. А ведь сколько вложишь, столько и получишь. На конференции несколько раз прозвучала цифра: каждый вложенный в развитие охраняемых природных территорий (к ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы и даже ботанические сады. - Ред.) доллар дает 10 долларов дохода. В какой еще отрасли вы получите такой доход?

У ВАС ТУТ ЦАРСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

Кэрол РИТЧИ, исполнительный директор Europarc Federation – организации, объединяющей заповедники, национальные парки и другие природные территории 39 стран:

- Все приводят в пример национальные парки США, но мне кажется, в Европе понимание экологического и устойчивого туризма глубже, чем в Америке. И у Европы действительно есть чему поучиться. С точки зрения экономики цифры те же: вкладывая 1 евро в развитие охраняемой природой территории, мы получаем 10 евро дохода. Но также для нас очень важны люди, живущие и работающие на этих территориях. И мы хотим, чтобы туристы не только любовались природой, но и узнавали и ценили местную культуру.

Я впервые побывала в Москве, и я всюду слышала слово “царь”. Царь-колокол, царь-пушка!.. Думаю, у вас есть все возможности, чтобы стать царями экологического туризма в мире. Но для этого вы должны реализовать свой поистине царский потенциал.

Что бы я предложила России использовать из опыта, который накоплен в Европе?

В первую очередь – аутентичность. Я не хочу приезжать сюда, в Красную Поляну, и видеть копию Швейцарии. Я хочу видеть Кавказ.

Второе – гордость людей за свою землю. Все начинается с людей. Никто лучше местных жителей не расскажет туристам о своей земле и своей истории.

Третье - взаимодействие местного бизнеса, власти и жителей.

И четвертое – открытость, желание учиться друг у друга. Наша федерация Europark была основана 45 лет назад фактически из любопытства! Людям, работающим в национальных парках разных стран, были интересно узнать, что происходит у соседей. И в Россию мы приехали для того, чтобы учиться.

Кроме тех, кого цитирую, на конференции на курорте “Роза Хутор” были руководители многих российских нциональных парков и заповедников. “Русской Арктики” (это самый северный и самый большой нацпарк: в него входят архипелаг Земля Франца-Иосифа и часть островов Новая Земля в Северном Ледовитом океане) и Кенозерского национального парка, “Заповедников Оренбуржья” и национального парка “Угра”, “Заповедников Таймыра” и нацпарка “Башкирия”, заповедника “Столбы” и Сочинского национального парка, Кавказского и Байкальского заповедников... Честно – про какие из этих мест вы хотя бы слышали? А что они готовы предложить туристам, расскажу отдельно.

Приехали их европейские коллеги из национального парка Сьерра-Невада в Испании (а вы знали, что на самом юге Испании можно кататься на горных лыжах, и даже на территории нацпарка?) и парка Кэйрнгормс в Шотландии.

Всемирный фонд дикой природы хорошо известен. А вот фонд Rewilding Europe – еще нет. Его название можно вольно перевести как “новое одичание Европы”. Фонд занимается тем, что дает новую жизнь сельским районам Старого Света, откуда разъехались жители. Там снова сажают леса, туда возвращаются дикие животные. А вслед за ними и ...люди. Только уже не заниматься сельским хозяйством, от которого предыдущие поколения сбежали в города. А ради туристического бизнеса. Вот такой обратный процесс, о котором в Красной Поляне рассказал представитель фонда Дели Сааведра. Для России пока, наверное, неактуальный. У нас еще много просто дикой природы.