Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика25 октября 2018 17:55

Москва живет не на нефти

Директор Центра исследований постиндустриального общества уверен - столичный бюджет оказался во многом лучше федерального
Вид на жилой дом на Котельнической набережной с `Парящего моста` в природно-ландшафтном парке `Зарядье`.

Вид на жилой дом на Котельнической набережной с `Парящего моста` в природно-ландшафтном парке `Зарядье`.

Фото: Алиса ТИТКО

На следующей неделе Мосгордума рассмотрит бюджет Москвы на 2019-2021 гг., о котором вчера говорил, выступая в региональном парламенте, мэр С.Собянин – бюджет, который, на мой взгляд, заметно (и выгодно) отличается по ряду существенных параметров от федерального.

Показатели достигли уровня США

Прежде всего следует заметить, что за последние годы Москва сумела почти полностью отказаться от «нефтегазовых доходов». Если в начале 2010-х годов более трети налога на прибыль, или 18% всех поступлений в городской бюджет, обеспечивалось энергетическими компаниями, то сейчас эта доля упала ниже 5%. Компенсировать выпавшие доходы смог городской бизнес: сфера услуг, торговые сети, финансовые организации, поставщики информационных и коммуникационных услуг. Кроме того, нужно иметь в виду, что город, в отличие от федерации, в последние годы не повышал налоговых ставок (НДС, который с 2019 г. вырастет с 18 до 20%, является федеральным налогом) и не сокращал социальных расходов (в условиях повышения пенсионного возраста региональное правительство решило со-хранить все существовавшие льготы для пожилых граждан и расширило их число за счёт бесплатного проезда москвичей в областном транспорте). Основной рост доходов в последние годы обеспечивался поступлениями НДФЛ, и сегодня их доля приближается к показателям, характерным для федерального бюджета Соединённых Штатов. При этом Москве – несмотря на сравнимые с американскими показателями стоимости активов (жилья, недвижимого имущества юридических лиц и земли) удаётся удерживать налоги на них на уровне в 6-12 раз ниже, чем в США или ведущих странах ЕС.

Социальные показатели опережают

Важнейшей характеристикой московского бюджета является и то, что его доходы растут медленнее, чем производственные и социальные показатели, характеризующие ситуацию в городской экономике. За январь-август 2018 г. поступления в казну поднялись на 10,7%, в то время как промышленное производство в городе выросло на 15,3%, а номинальная зарплата – на 13,2% (в масштабах России эти цифры 27,5% против 3,0% и 10,9%). При этом власти города, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, даже готовы занимать на рынке средства, сохраняя в бюджете заметный дефицит (запланированный на 2019 г. в сумме 276 млрд. руб., или 11,8% доходной части), но не сокращая социальные расходы (в то время как федеральные власти предпочитают проводить пенсионную реформу в условиях максимального в новейшей российской истории бюджетного профицита).

Использование бюджетных средств ориентировано на развитие современного города с эффективно организованной средой обитания и постоянно растущим человеческим капиталом. Главные приоритеты – социальная поддержка население и реализация программы жилищного строительства (в совокупности 655 млрд. руб. в 2019 г.), развитие транспортной системы (608 млрд. руб.), а также образование и здравоохранение (609 млрд. руб. без учёта поступлений из системы ОМС). Все эти направления финансируются в приоритетном порядке, и рост ассигнований на них в 2019 г. превысит 10%. Городские власти понимают, что социальные программы – гарантия привлекательности Москвы как места для жизни, а инфра-структура – важный притягательный фактор для бизнеса; вложения в оба эти направления выступают основой для роста бюджетных доходов в будущем.

Конечно, можно сказать, что проводимый властями Москвы курс выглядит практически безальтернативным: без строительства метро, МЦД или новых хордовых магистралей город просто захлебнулся бы, а без постоянного увеличения финансирования социальной сферы резко снизил свой статус как единственного в России европейского мегаполиса. Однако на протяжении многих лет городским властям удавалось-таки экономить на самом насущном, при этом подменяя функции городского бюджета «социально ответственным» бизнесом и разного рода непрозрачными схемами. Совершенствование бюджетного процесса в Москве – пожалуй, самое обнадеживающее, что происходит сегодня в российских государственных финансах.

Особый подход

Особо важным основанием для оптимизма является не только то, что московский бюджет выгодно отличается от федерального, но то, что власти города умело защищают его от представителей федеральных ведомств, неоднократно выражавших желание заставить город «поделиться» доходами. Недавнее «примирение» С.Собянина с А. Силуановым, судя по всему, делает перспективы московских финансов намного более безоблачными.

Удастся ли городу не только принять, но и успешно выполнить бюджет на 2019-2021 годы? Конечно, это зависит не только от властей Москвы, но и от курса федерального правительства, а также глобальной экономической и финансовой конъюнктуры, от которой зависит любой глобальный город. Однако не будет преувеличением сказать, что, представляя бюджет в Мосгордуму, мэрия сделала всё от неё зависящее для того, чтобы гарантировать его выполнение.