+7°
Boom metrics
Политика30 августа 2019 22:00

Почему некогда враги «по языковому признаку» в Молдове оказались в одной лодке, став товарищами по несчастью

Когда-то они стояли на Площади, готовые разорвать друг друга, а теперь обнимаются и целуются на встречах диаспоры за границей
Когда-то они стояли на Площади, готовые разорвать друг друга, а теперь обнимаются и целуются на встречах диаспоры за границей.

Когда-то они стояли на Площади, готовые разорвать друг друга, а теперь обнимаются и целуются на встречах диаспоры за границей.

Борьба за язык в Молдове принесла много бед и жертв. Одним из основных требований многочисленных демонстраций летом 1989 года в Кишиневе было признание молдавского языка на основе латинской графики официальным языком. В итоге 31 августа 1989 года Верховный Совет МССР провозгласил молдавский язык официальным и закрепил его функционирование в «политической, экономической, социальной и культурной сферах». А русский язык получил статус средства межнационального общения.

19 августа 1990 года Комрат объявляет о создании Гагаузской Республики и выходе из состава Молдовы. 2 сентября учреждается Приднестровская Молдавская Республика. В 1992 году в Приднестровье случился вооруженный конфликт.

Конфликты терзали обычных жителей страны, в основном столицы. Соседи перестали здороваться друг с другом из-за языка. Меняли фамилии – с русских на румынские, меняя их окончания. Детей переводили из русских школ и детских садов в молдавские. Ругались, дрались, конфликтовали. Не брали русскоязычных на работу. Отправляли их в известном направлении: «Чемодан, вокзал, Россия».

А потом вдруг покинули страну и те, и другие – в основном, самые активные русофобы и русофоны. Одни в Европу, другие – в Россию. Что самое интересное, немало русофобов, которые требовали на Площади великого национального собрания искоренить русский язык в Молдове и отправить русских на историческую Родину, сами отправились в Россию. Некоторые даже в Сибирь. Ирония судьбы, в общем.

А многие русофоны нашли Европу более подходящей для жизни и остались там жить. Со временем некоторые (например, врачи) стали даже в Румынию уезжать. Язык выучили!

Покинули страну те активные граждане, которые в конце 80-х и начале 90-х стояли на центральной площади Кишинева и рвали на себе рубахи, борясь за новую жизнь в независимой стране. Они были молоды, полны сил, энергии и желания жить по-новому.

Возможность жить по-новому им предоставилась. Да такая, что они и сами не ожидали, тогда, на Площади – точно. Амбициозные, самоуверенные дома, они стали грузчиками, няньками, уборщицами, в лучшем случае водителями за рубежом. С годами амбиций поубавилось. Захотелось спокойствия, стабильности. Они это и получили, по крайней мере, многие из них. Появились диаспоры, где встречаются все те, кто дрался и ругался на Площади 30 лет назад. Говорят на русском, румынском и на языке своей новой Родины. Теперь язык для них – далеко не главное. Устраивают вечеринки с плациндами, фольклором. Помнят и любят Молдову, но на расстоянии. А путешествуют все чаще по Европе и другим странам, все реже навещая Родину. Им больше не за что тут бороться.