- А что, у вас тут и правда пять лет совсем поездов не было? – интересуется мужчина, наблюдая за ликующей толпой симферопольцев, которые встречают первый поезд «Таврия» из Москвы.- Совсем никаких, - киваю и рассказываю, как Украина, не признав референдум 2014 года и вхождение Крыма в состав Российской Федерации, прекратила транспортное сообщение с полуостровом.Пять лет назад железная дорога в регион вела одна: поезда из России ходили через Харьков и Запорожье. Железная дорога проходила по Перекопскому перешейку, первыми крымскими городами по пути были Армянск и Джанкой. В 2014 году Украина на территории Херсонской области Украины повредили железную дорогу, ведущую в Крым, так что никакой состав не мог дойти до региона, даже российский.В течение пяти лет, пока крымчане ждали мост через Керченский пролив, по железным дорогам полуострова курсировали только редкие электрички. Поэтому первый поезд с материка, да еще и двухэтажный – историческое событие! Неудивительно, что утром 26 декабря на вокзале Симферополя собралась огромная толпа. Люди размахивают флагами, скандируют: «Ура! Россия» - и обнимают проводников.- «Материковым» (так на полуострове порой называют жителей других регионов РФ. – Ред.) вряд ли можно это в полной мере ощутить и понять. У вас не было блэкаута 2015 года, вам не перекрывали воду и транспорт, - горько усмехаюсь, завершая рассказ.Моим случайным собеседником оказался архитектор из Вологды Александр Асафов. Он тоже приехал в Крым на поезде и был в числе пассажиров, которых на перроне встречали овациями.- Вообще не надеялся купить билеты, ажиотаж огромный! Дня три-четыре назад зашел на сайт к перевозчику – и оказалось, что есть свободное место на нижней полке. Я был в Ростове как раз в командировке, вот и взял билет. В Крым собирался все равно, у меня здесь семья сейчас: жена работает в «Артеке», с ней ребенок грудной, - делится Александр.Необычайно эмоциональная реакция крымчан на первый поезд тронула его до глубины души, вот и решил узнать у местных предысторию.- Когда смотришь на эту радость из окна, происходящее напоминает рассказы Ильфа и Петрова про 1930-е годы, когда были геройские стройки, всеобщее торжество инженеров. Это странное чувство, которое никогда мы не испытывали - чтобы поезду махали вслед, фотографировали. Я такого нигде не видел, хотя был в разных уголках России – глухих, дальних, - с удивлением рассказывает архитектор. - Это такое событие символическое! Я в купе ехал с одним поэтом, он сказал, что журналисты часто сводят все к бытовому комфорту, как мы сможем быстрее приезжать отдыхать, но Крымский мост, поезд - это же о другом! Четыре попытки было мост построить, и никогда не удавалось, только сейчас! Не до конца осознаешь, насколько он нужен, что это не только для нас, но и для будущих поколений.Оказывается, он хорошо знаком с историей Крымского моста еще и потому, что его жена Валерия – тоже архитектор – во время учебы в Московском архитектурном институте в 2013 году подготовила дипломный проект… моста через Керченский пролив!- Футуристический такой проект, но примерно в том же створе, где сейчас и построили. Тогда ей профессора хотели поставить двойку. Сказали, что это невозможно. А когда в российском Крыму строительство началось, они просто не могли в это поверить. Правда, на защите у них присутствовали чиновники из администрации Москвы, которые работали еще при Лужкове. И они возразили профессорам, сказали, что это очень важный проект, и еще Лужков очень хотел в свое время этот мост построить, но Украина не могла допустить этого по политическим причинам, хотя ресурсы были уже тогда.Валерия Асафова рассказала КП-Крым о своем проекте 2013 года. Она придумала не просто транспортный переход, а город-мост, соединяющий Керчь и Тамань.Архитектор и урбанист, девушка хотела сделать его символом интеграции России и Украины (ведь Крым в 2013 году еще входил в состав незалежной), создать контактную зону двух стран, чтобы разрабатывать проекты, которые не может осуществить отдельно взятая страна: решать экологические проблемы, заниматься космическими технологиями.- Мост запроектирован в форме виадука и имеет трехуровневую структуру, где на первом уровне располагаются гостиницы, рекреационная зона. Второй уровень — транспортная инфраструктура: автомобильное и железнодорожное сообщение. Третий уровень — общественные здания, - гласила аннотация к дипломной работе Валерии.Интересно, каково было ее преподавателям, которые заявили, что мост - невозможен, когда его все-таки начали строить?..ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКак крымчане встречали первые поезда с «большой земли»: Лучшие фото«Комсомолка» собрала кадры, сделанные на перронах Симферополя и Севастополя (подробнее)Пассажиры первого поезда из Москвы: «Крымский мост – мечта! Ночь не спали, ждали встречи!»В Симферополь спустя пять лет прибыл первый железнодорожный состав (подробнее)Жительница Севастополя расцеловала первый поезд, который пришел из ПитераВстречали состав всем городом: с оркестром, флагами, песнями (подробнее)Севастополь встретил первый поезд из Санкт-ПетербургаНа железнодорожном вокзале играла музыка и выступали артисты (подробнее)Первый поезд из Питера пересек Крымский мост этой ночьюЦеремония открытия железнодорожной части моста состоялась 23 декабря (подробнее)Владимир Путин открыл железнодорожное движение по Крымскому мостуС 2014 года полуостров не видел поездов с материка, потому что был отрезан от «большой земли» (подробнее)