Специалисты предупреждают: если не учиться фильтровать информационный поток самостоятельно, мышление может остаться на подростковом уровне.
Фото: Олег ЗОЛОТО
Команда ученых СПбГУ во главе в доцентом кафедры общей психологии Ольгой Щербаковой провела любопытное исследование. Человеческий интеллект изучили на основе понимания подопытными многозначных текстов – вербальных шуток, двойственных изображений, притч и мемов.
В роли испытуемых выступили более 300 здоровых или страдающих психическими заболеваниями человек. Механизмы интеллекта изучали сразу на четырех уровнях: феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом.
Как и ожидалось, психически больные испытуемые продемонстрировали сложности с пониманием юмора и других видов переносного смысла. Например, они чрезмерно сочувствовали герою анекдота либо, напротив, воспринимали шутку совершенно механически.
Но авторов исследования удивило другое. Здоровые испытуемые в возрасте от 18 до 29 лет тоже показали несоответствие принятой в психологии интеллекта норме. В частности, у испытуемых возникали трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов.
– Многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего, – поясняет Ольга Щербакова. – Сейчас на планете живет несколько поколений, выросших в принципиально разных информационных условиях и потому использующих различные интеллектуальные практики.
Так, смешные истории, рассказанные устно, молодежь воспринимает как анахронизм, и потому смысл даже простых анекдотов становится многим молодым людям непонятен. Юмор «ушел в интернет»: люди отправляют друг другу смешные картинки с подписями в соцсетях или показывают их на экранах телефонов. Иначе говоря, «мемчики в топчике». Другие черты современных шуток – краткость и ситуативность.
Причина, считают ученые, в многократно увеличившемся потоке информации. За день современный человек перерабатывает столько данных, на «переваривание» которых его предки тратили неделю. При этом большая часть этой информации – заведомый мусор, но организованный настолько ярко и эмоционально, что молодой психике очень сложно ему сопротивляться.
– Информация сама направляет человека: яркий заголовок, выделенные жирным шрифтом главные мысли, – отмечает Щербакова. – В итоге читатель постепенно разучивается самостоятельно просеивать текст, решая, какая мысль заслуживает глубокой проработки, а какая – второстепенная. Если этому не учить специально, мышление может остаться на подростковом уровне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Жизнь замечательных мемов
Это интернет-мемы, которые в бесчисленном многообразии наполняют собой сетевое пространство. Их можно встретить в различных формах и контекстах, медиа-аудиториях и сетевых сообществах. Мемы бывают не только развлекательными, жаргонными по своему характеру, но и вполне серьёзными: экономическими, научными и конечно же политическими (подробности)
"Я тебя люблю. Извини, но это экономически невыгодно": лучшие мемы про пожары в Сибири
Последние пару дней соцсети пестрят мемами на тему лесных пожаров в Сибири и смога. Над некоторыми из них можно посмеяться от души, а над некоторыми хочется плакать. "Комсомолка" собрала самые популярные из них (подробности)