Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+19°
Boom metrics
Общество30 сентября 2011 6:50

Почему "буксует" процесс строительства ростовского метро

Вчера губернатор Василий Голубев собрал специальное совещание, на котором обсуждался вопрос целесообразности этого многострадального проекта

Напомним, что 20 сентября в ходе общения с журналистами губернатор Ростовской области Василий Голубев как бы ненароком произнес несколько фраз, среди которых были и такие: «в том виде метро, проекты которого все видели, скорее всего, не будет построено» и «мы будем искать альтернативные транспортные решения». И все! Этого хватило, чтобы метро вновь стало темой № 1 в обсуждениях на кухнях, в офисах, а еще больше — на остановках.

Именно это, по информации «КП», и стало причиной вчерашнего совещания (изначально оно планировалось на начало октября).

-Все чаще и чаще в своих обращениях люди указывают на пробки, как на одну из главных проблем, существующих в Ростове, - начал заседание Василий Голубев. – Транспортная инфраструктура отстает, и это сдерживает социально-экономическое развитие области. Вы знаете, что в 2007 году была принята концепция развития метрополитенов в РФ до 2020 года. Ростову, в числе других городов, было поручено разработать проект строительства первой линии подземки. И сегодня мы понимаем, что с 2013 года федеральный бюджет может принять участие в транспортных проектах регионов. И наша задача этот шанс не упустить и чтобы поддержка нас не миновала, надо определиться, с какими проектами мы будем претендовать на нее.

С самого начала казалось, что несмотря на эти первые обнадеживающие слова, в конференц-зале будто бы незримо присутствуют две группы: продавцы и покупатели. И первые (в их роли, получатеся, выступили исследователи, проводившие оценку возможности появления подземки в Ростове) во что бы то ни стало пытаются убедить вторых (соответственно — чиновников, заказавших эту оценку; впрочем, и среди них, откровенно говоря, не было единства), что метро в донской столице - это единственно возможный вариант решить те проблемы, которые озвучил глава региона.

-Скоростной транспорт - это основной вид для всех крупных городов, - сообщил в своем докладе Игорь Бахирев, руководитель отдела транспорта и дорог «Научно-исследовательского и проектного института генплана Москвы».

- Мы рассматривали в своих расчетах агломерацию в 1,5 млн человек, и выходит, что уровень автомобилизации сегодня — 260 машин на тысячу жителей, а к 2025 году пропорция будет 470 на тысячу! Метрополитен, монорельс, скоростной трамвай — мы все три возможны варианта рассмотрели!

На этих словах голос выступавшего сорвался на высокой ноте. Сам он, не отрываясь, смотрел в президиум, где расположились (слева направо) вице-губернатор Сергей Горбань, глава региона Василий Голубев, замгубернатора по транспорту Дживан Вартанян и мэр Ростова Михаил Чернышев. Игорь Бахирев кашлянул, перебирая бумаги, лежавишие перед ним, и виновато произнес:

-Что-то я волнуюсь...

-Ничего-ничего, - подбодрил его Василий Голубев, - вопрос-то очень важный. Говорите...

И г-н Бахирев сказал. -Монорельс может быть как подвозящая система к каким-либо объектам, но по объему пассажирских перевозок он уступает другим видам, - сообщил, собравшись с силами, он. - Монорельс проложить практически невозможно! Ведь это потребует сноса исторических объектов. А расходы на строительство скоростного трамвая обойдутся в два раза дороже, чем метро. И перевозить он может 5-10 тысяч человек в час, метрополитен же — 50 тысяч. И длина линий для трамвая в два раза больше (140 против 75 км).

Он, а потом и второй докладчик, Владимир Власюк, главный инженер «Метрогипротранса», нахваливали преимущества подземки изо всех сил. Она и доступность районов Ростова сократит, и народ за нее, да и вообще:

-Другого выхода нет! - заверили они.

Устоять было невозможно: бери, словом, да подписывай соглашение о дальнейших проектно-изыскательских трудах. Но не тут-то было.

-Журналисты подхватили, будто губернатор отказался от строительства ростовского метро... Это не так! Я не собираюсь хоронить эту идею! - ответил, уточнив в очередной раз порядок трат на метрополитен, Василий Голубев. - Наша задача — оценить те возвожности, которые сегодня есть. А у меня нет доводов экспертов о том, что метро станет рентабельным предприятием в будущем. Зато есть мнение специалистов, что возможно не только подземное исполнение (метро), и что скоростной трамвай дороже в два раза, мне говорили, что это не так. А ведь 1 км метро — 5,5 млрд рублей!

Москвичи вновь принялись убеждать, что это не так и что такие же деньги платит за новые километры и столица.

-В Москве деньги другие, бюджет в 10 раз больше всей казны Ростовской области! Мэр Ростова уже не раз обращался ко мне с просьбой выделить деньги на проект. Но меня интересует, чтобы это было дешевле, - наконец озвучил самое главное губернатор. - Необходимо очень рачительно распоряжаться деньгами. Сегодня город уже вложил в это дело 116 млн рублей.

Дживан Вартанян добавил, что, памятуя то, как обосновывали в столице другой мега-проект, «Южный хаб», для Минтраса будет вполне достаточно и тех работ по метрополитену, которые уже сделаны.

-А так - взять и выложить 600-700 млн рублей, чтобы потом это пылилось на полке, - пожал плечами замгубернатора. - Зачем? И вообще — начав строить, мы остановим на какой-то период движение в Ростове. А потому этим вопросом надо озаботиться уже сегодня.

Получалось - «хватит с нас пока и тех затрат, которые уже сделаны». А там — как решит Москва. Будут федеральные деньги — начнутся и работы, ну а на нет... областной бюджет, не говоря уж о городском, такое бремя в 76 млрд рублей на первую ветку не потянет.

-Нет, мы не берем паузу, - внес ясность Василий Голубев, когда корреспондент «КП» попросил уточнений на счет позиции региона. - Сегодня мы говорим о том, что нужно реально оценить наши возможности и необходимость вложений. Сегодня 116 млн затратили на обоснование строительства метро, и уже на этом этапе нужно выходить на федеральные органы власти, на Минтранс России и доказывать необходимость строительства метро в городе. Я всегда говорил, что «за» метро. Больше того, этот вопрос взят мной под личное сопровождение. И я никогда и никому не говорил, что собираюсь остановить этот процесс, наоборот: собираюсь его ускорить и принять дополнительные меры, обеспечивающее решение этой задачи.

step@kprostov.ru

СКАЗАНО! «Говорить нужно не только о метро, говорить нужно о модернизации транспортного обслуживания, транспортной системы Ростова не как просто города, столицы Ростовской области, а как агломерации Большой Ростов. Сюда включены Азов, Батайск и рядом находящиеся города. А если иметь в виду, что мы близки к практическим шагам по началу строительства аэропортового комплекса «Южный хаб», то нужно и это учитывать. Все взаимосвязано и должно развиваться в комплексе. Но начинать нужно не только с метро, но и с решения очень многих мелких, но конкретных вопросов внутри нашего города. Я говорю сегодня и о внутриквартальных территориях, я говорю об улицах не центральных, но важных для транспортного сообщения. И, конечно, о центральных улицах. Это и создание парковочных мест, и расширение мест стоянок, и оптимизация движения в нашем городе. Затем использование не только такого транспорта, как метро, но и других - альтернативных видов. Такие планы у нас сегодня есть, мы их отрабатываем. Это будет учтено и в Стратегии, и в среднесрочных шагах, которые мы планируем предпринять». (Губернатор Василий ГОЛУБЕВ на брифинге с журналистами 29 сентября).