Авиационная пушка отлично сохранилась. Поисковики уверяют, после реставрации она сможет стрелять.
Фото: Анастасия ВАРДАНЯН
69 лет о судьбе экипажа Пе-2 ничего не было известно. Подбитый и рухнувший прямо в болото глухой орловской деревни Рассыльной, он так и остался бы забытым, если бы не местные старожилы.
Очевидцы страшных событий, которым сейчас самим далеко за 80, рассказали о крушении поисковикам. Сравнив данные с исторической хроникой, в конце сентября они принялись за раскопки.
РАЗГРОМ НЕМЕЦКОГО АЭРОДРОМА
Оказалось, то самое злосчастное болото в советские времена давно осушили и приспособили под колхозные поля. Про самолет вспоминали лишь по весне: металлические осколки фюзеляжа то и дело попадали в механизмы комбайнов. Впервые за раскопки взялись в 58-м году. Но тогда у исследователей просто не хватило сил и технических возможностей.
Сейчас понятно почему: крупные обломки самолета начинают попадаться только на глубине больше шести метров. К тому же делу мешают грунтовые воды, которые за считанные минуты пробираются наружу: видимо, болото дает о себе знать.
Да и само место крушения в поле даже вооруженными современными металлоискателями найти было непросто. На это ушло две недели.
- Из-за удара обломки разбросало по окрестностям. Поэтому приборы показывают наличие металла чуть ли не во всех частях поля, - рассказал «КП» Михаил Крутых, председатель центра поисковых отрядов «Самолет», а в обычной жизни судебный пристав одного из районов города. - Копать начали 24 сентября. Пришлось попотеть, прежде чем найти то самое место - напрасно вырыли шесть ям глубиной 12 метров.
Седьмая попытка оказалась успешной. Сейчас яма представляет собой огромный котлован диаметром примерно шесть метров и глубиной около восьми.
- Мы нашли крупные детали обшивки самолета, прекрасно сохранившийся двигатель, два парашюта, авиационную пушку, рации и самое главное - останки двоих летчиков. У одного из них в кармане отлично сохранилось яблоко, - рассказывает руководитель группы Михаил.
В ОРЛОВСКИХ ЛЕСАХ «СКРЫВАЮТСЯ» ЕЩЕ ДВА БОМБАРДИРОВЩИКА
А вот документов, которые хоть как-то могли помочь в опознании геройски погибшего экипажа, не было. Правда, историков это не напугало. Пока копатели ищут останки третьего летчика, им удалось многое узнать о событиях почти 70-летней давности.
По сохранившемуся номеру двигателя установлены не только имена и звания всех троих, но и обстоятельства крушения.
- 17 июля 1943 года группа советских бомбардировщиков вылетела из Курска в окрестности Орла, где они разбомбили базу немецких истребителей. Но на обратном пути их атаковали и три самолета были подбиты. Обломки одного из них мы и нашли, - объяснил «КП» Николай Андреев, историк авиации.
Среди троих погибших летчиков орловцев нет. После того как все останки будут найдены, героев похоронят с полагающимися почестями. Поисковики просят родственников героев откликнуться. Если вы что-либо знаете о погибшем под Орлом экипаже, звоните по телефону редакции (4862) 43-39-39.
Копатели, среди которых много простых неравнодушных орловцев, обещают, несмотря на непогоду, вести поиски до тех пор, пока не будут найдены все останки.
- Сам по себе самолет никакой ценности - ни материальной, ни исторической - не представляет, а вот летчики должны быть достойно похоронены, - заявил Михаил Крутых.
Возможно, совсем скоро волонтеры возьмутся за поиски и двух других бомбардировщиков, которые, скорее всего, разбились где-то недалеко от орловской деревни.
ЗНАЙ ГЕРОЕВ
По сохранившемуся номеру двигателя историки установили имена экипажа, геройски разбившегося под Орлом.
Малыгин Анатолий Ильич, старший летчик, младший лейтенант. Родился в 1922 году в Нагорском районе Кировской области.
Иванеев Александр Леонтьевич, штурман, младший лейтенант. Родился в 1920 году на хуторе Вертячий Волгоградской области.
Башмаков Григорий Иванович, стрелок-радист, старший сержант. Родился в 1919 году в селе Антипово Курской области.