Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+16°
Boom metrics
Общество22 марта 2013 11:30

Почему же пост Великий?

Об этом читателям «КП» рассказал пресс-секретарь Главы Донской митрополии Игорь Петровский

В этом году мы запустили новый проект «Великий пост в Ростове». Дважды в неделю в нем мы будем рассказывать о самых интересных фактах, связанных с этой темой, и отвечать на вопросы, которые волнуют наших читателей. Помогать нам в этом согласился пресс-секретарь Главы Донской митрополии Игорь Петровский. Сегодня он расскажет о том, откуда произошло название самого строгого поста и почему он называется Великий.

Своими корнями он уходит в середину I века

Великий пост называется великим не только потому, что он самый строгий из четырех постов, практикуемых православными, - говорит Игорь Павлович. - И даже не потому, что он самый долгий пост по протяжению дней. Хотя все это, без сомнений, правда. Великий пост занимает такое особенное место в календаре религиозной жизни христиан и имеет такое название еще и потому, что исторически это самый древний из постов. И хотя вопрос о том, когда христиане впервые начали поститься сорокадневным постом, вызывает у историков различные мнения, уже в V веке Римский Папа, святитель Лев Великий, утверждает, что своими корнями этот пост восходит ко временам апостольских общин. А это, как известно, середина I века.

Некоторые христиане постились три дня, некоторые неделю, а иные сорок дней

По словам Игоря Петровского, в первые годы существования Церкви не было единого правила ни по вопросу о том, как строго надо поститься, ни о том, как долго. Тем не менее у нас есть письменные свидетельства, что уже в середине II века христиане практиковали постное поприще перед праздником Святой Пасхи. Как известно каждому историку, не все то, что когда-то было записано на бумаге, появилось одновременно с записью. Практика поста, действительно, могла иметь место и в более ранние годы, о чем свидетельствует Лев Великий. Святой Ириней Лионский в конце II века пишет о том, что некоторые христиане постились три дня, некоторые неделю, а иные сорок дней. Церковь во II веке охватывала довольно большой географический ареал. Телефонов тогда не было, и поэтому христиане, находящиеся в Африке, вполне могли поститься с некоторыми отличиями от христиан, проживающих в Риме.

В первые века верующие отмечали Пасху каждую неделю

- Тем не менее свидетельство о посте перед Пасхой - общее место для всех христиан Древнего мира, - продолжает пресс-секретарь митрополита. - Есть даже теория, что в первые века верующие отмечали Пасху не раз в году, а каждую неделю. Отголоском чего является современное богослужение воскресного дня. Каждое воскресенье во время праздничной литургии мы как бы заново переживаем Пасху Христову. Об этом говорится во всех богослужебных текстах воскресного дня. Когда же Воскресение Христово стало ежегодным праздником, люди поначалу постились одну неделю, но зато очень строго. Именно этому древнейшему периоду сейчас соответствует Страстная седмица, последняя неделя Великого поста, когда мы вспоминаем Страсти Христовы и Распятие. Первый письменный текст, свидетельствующий о практике сорокадневного поста, встречается в посланиях святителя Афанасия Великого, который был в IV веке епископом современного Каира, тогдашней Александрии. Не стоит еще и забывать, что именно Господь Иисус Христос постился сорокадневным постом. Об этом есть четкое свидетельство евангелистов. Таким образом, с древнейших времен сорокадневный пост вошел в жизнь Церкви и имеет не только религиозное, но и историческое право называться Великим.

Вот уже более двух тысяч лет верующие на всех континентах в преддверии главного христианского праздника Воскресения Христова готовят себя Великим постом. Приобщаясь к великопостным богослужениям, слушая слова молитв, вникая в содержание древних песнопений, таким образом мы подключаемся к более чем двухтысячелетней литургической традиции, которая ведет свое начало с апостольских времен, и даже со страниц Евангелия.