Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+12°
Boom metrics
Общество27 марта 2013 13:15

Почему святых изображают с нимбом вокруг головы?

Об этом «КП» рассказал докторант богословия Фрибургского университета в Швейцарии Игорь Петровский

Великий пост это прежде всего очищение души и покаяние. В это время, слушая слова молитв, вникая в содержание древних песнопений, верующие «подключаются» к более чем двухтысячелетней литургической традиции, которая ведет свое начало с апостольских времен. Сегодня в нашем новом проекте «Великий пост в Ростове» мы решили заглянуть вглубь истории. И попросили докторанта богословия Фрибургского университета в Швейцарии, который сейчас живет и работает на Дону, Игоря Петровского рассказать о второй неделе поста и о том, почему святых изображают с нимбом вокруг головы.

На второй неделе поста совершается память греческого епископа, жившего в XIV веке

- Вторая неделя Великого поста на старославянском называется седмица, то есть состоящая из семи дней, - рассказал Игорь Павлович. - Каждая из великопостных седмиц посвящена какому-то образу или размышлению. На второй седмице совершается память греческого епископа, который жил в далеком XIV веке и управлял епархией современного города Салоники. Звали его Григорий Палама. Чем же примечательным запомнился церковной истории этот святой муж, имя которого проходит красной нитью сквозь вторую великопостную седмицу?

Святитель Григорий Палама («святителями» в православной традиции называют святых епископов или патриархов, - прим. авт.) в полной мере разделил горечь своего времени.

XIV век это эпоха окончательного завоевания турками Византии. Семья Григория, как и многие другие в то время, из провинции бежит в столицу, в Константинополь (нынешний Стамбул), стены которого казались непреступными, а военный гарнизон - многочисленным. В столице мальчик получает блестящее образование. Ему даже сулили головокружительную карьеру при дворе, но, к удивлению всех, в 20-летнем возрасте Григорий уходит в монастырь на знаменитую гору Афон - монашескую республику того времени. Там он знакомится с отшельниками, которые практиковали так называемую «умную молитву». Суть этого молитвенного делания заключалась в том, что уединяясь, погружаясь в состояние безмолвия, монах читал молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня грешного». В результате такого внутреннего сосредоточения и внимания к словам молитвы, которая будет позже названа «Иисусовой молитвой», или «умной молитвой», человек приобщался к Божественной Энергии, которая внутренне озаряла его душу. Последователи же этой практики получили название исихасты (от греч. «исихиа» - покой, молчание).

«Учение Григория Паламы о Фаворском свете стало основой мистического богословия Православной Церкви»

- За время пребывания на Афоне Григорий полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни, - говорит собеседник. - В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией монастыря он перебрался в Салоники, где был рукоположен в сан священника. После безмолвной афонской горы, оказавшись в центре общественной жизни, Григорий стал вести активную общественную деятельность: посещал богословские собрания городской образованной молодежи, дискутировал на различные темы с местными философами.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Греческой Церкви назревали события, благодаря которым святой Григорий стал известен как наиболее значительный богослов и учитель Православной Церкви. Все началось с того, что около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам, автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор. Он получил кафедру в столичном университете и стал популярным профессором. Вскоре он знакомится с учением исихастов и объявляет его ересью. Дело в том, что в понимании исихастов тот внутренний свет, который проникает в душу и сердце молящегося человека, был не просто светом душевного романтического состояния, не просто естественным радостным сиянием, исихасты утверждали, что этот свет проистекает из Самой Сущности Бога. Варлаам же доказывал, что человеку невозможно прикоснуться к Божественной Сущности и состояние внутреннего озарения является простым психосоматическим явлением. Последователи исихазма называли этот внутренний свет Фаворским. Именно этот свет увидели апостолы на горе Фавор в день Преображения Господня, о чем свидетельствуют евангелисты. Монахам простецам трудно было спорить с подкованным в логике и риторике Варлаамом, и они попросили Григория изложить суть этого учения с конкретными богословскими доводами. Григорий Палама разъяснил, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются нечувственными и несотворенными. Взгляды Варлаама были осуждены, а учение Григория Паламы о Фаворском свете стало основой мистического богословия Православной Церкви.

Лица святых словно светятся каким-то невыразимым сиянием...

- Именно о тайне этого света, к которому мы должны приобщиться, и повествует нам вторая неделя Поста, - сообщил Игорь Петровский. - Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Ведь это, в конце концов, вопрос о том, в чем смысл христианской жизни. Именно с этим вопросом в XIX веке обратился к преподобному Серафиму Саровскому Николай Мотовилов. Святой Серафим ответил: смысл христианской жизни в стяжании благодати Святого Духа. Наш пост, наши усилия над собой, нравственное поведение, покаяние, молитвы, Причастие Тела и Крови Христовой - все это ступеньки к тайне Фаворского света. В христианском понимании цель жизни заключается не только в том, чтобы быть нравственно здоровой личностью, но в том, чтобы Сам Бог начал жить внутри каждой души. И это далеко не метафора. Бог желает реально, ощутимо войти в жизнь каждого из нас. И происходит это через стяжание нашей душою нетварного света Божественной благодати, которую порою видно невооруженным взглядом. Достаточно посмотреть на святых людей, людей добрых, чтобы увидеть, как их глаза, их лица словно светятся каким-то невыразимым сиянием. Что это за явление? Просто игра добрых морщинок и искрящихся глаз? Очевидно, что нет. Через добро, любовь и молитву Свет Божий проникает так глубоко в человеческую сущность, что она словно свечка начинает сиять и согревать всех вокруг своею любовью и красотой. Наверняка такие лица попадались каждому на жизненном пути. Это и есть отблески Фаворского света.

Кстати, на каждой иконе в православном храме вы можете видеть вокруг головы святого так называемый нимб. Что же значит это светлый кружок, описывающий лик святого? Это и есть сияние Фаворского света, Божественной Благодати, исходящей от святого человека. Недаром в русском языке слова «святой» и «светлый» являются этимологически близкими.