Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+14°
Boom metrics
Общество3 февраля 2014 17:56

Пять наивных вопросов о снегопаде в Ростове-на-Дону

«Комсомолка» пытается понять, какие же условия «непреодолимой силы» вновь почти на неделю погрузили миллионный город в коллапс
Лето в Ростове / Зима в Ростове

Лето в Ростове / Зима в Ростове

1.Была ли непогода действительно столь неожиданной? Точно нет. Потому что о неблагоприятном прогнозе предупреждали спасатели — причем о том, что на донской регион обрушится снегопад, было известно еще за неделю до всех этих событий:

- В ближайшие несколько часов местами по южной половине Ростовской области, в т. ч. и в Ростове-на-Дону, с дальнейшим распространением по территории области, ожидается сильный гололед, - сообщили в ГУ МЧС по Ростовской области 22 января. - Сохранится до конца суток. Затем было объявлено штормовое предупреждение: "В ближайшие 3 - 6 часов по северной половине Ростовской области ожидается очень сильный снег. Сохранится до конца суток 22 января и ночью 23 января". То есть время на подготовку было. Более того - уже накануне злосчастного вторника, 28 января, когда все случилось, губернатор региона Василий Голубев написал в своем Твиттере (27 января): - Впереди сильные морозы. Потребовал от глав жестко контролировать обеспечение бесперебойной работы систем ЖКХ, транспорта, дорожного комплекса.

И что? Все случилось - как обычно. Ведь то же самое примерно было и год назад, и два, и три. С той разницей лишь, что в этот раз масштабы оказались другими: за сутки, согласно официальным данным, выпала месячная норма снега.

Подготовка к народной ростовской забаве "откопай свою машину"

Подготовка к народной ростовской забаве "откопай свою машину"

Фото: Ирина ПОТЕРЯ

2. Где работала снегоуборочная техника?

Вот, пожалуй, главный вопрос, который задавали ростовчане все эти дни. С самого начала снегопада поступали привычные в таких ситуациях сообщения-«молнии» от мэрии: на улицах Ростова-на-Дону работает 80 единиц снегоуборочной техники, затем - 190, потом - еще сколько-то. Вместе с ними на расчистку тротуаров остановок «привлечены 732 уборщика территории». А народ интересовался, где же именно все это работает. Тот же самый вопрос, к слову, возник у прокуратуры:

- Именно отсутствие должных результатов вынудило нас проверить, как ведется работа по его уборке, - заявил на одном из оперативных совещаний, проходивших на исходе третьего дня снежного кошмара городской прокурор Петр Треглазов. - Так вот - полученные нами цифры настораживают: примерно половина заявленного количества машин, работающих на улицах Ростова-на-Дону, объективно не подтверждена.

На следующий день, правда, муниципальные чиновники опровергали это заявление, объясняя, что часть техники просто не оборудована маячками ГЛОНАСС, поэтому ее и не могли отследить. Однако результаты «расчистки», которые мы все смогли ощутить, говорят сами за себя. Впрочем, когда снегопад наконец завершился, проблем добавил мороз, превративший снег на дорогах в ледяной пласт.

- Нам явно не хватает тяжелой техники, которая способна работать на самых сложных участках, - признал на заседании комиссии по ЧС губернатор Василий Голубев, отвечая на прямой вопрос «КП» о бардаке с уборкой города. - В прошлом году по итогам коллапса, который был в Ростове 28 - 29 декабря, под давлением облправительства мэрия приобрела 32 единицы техники, так называемые КДМ-ки, но они работают на менее сложных участках. А когда образуются наледь и неровности на дороге, их эффективность значительно снижается. Я считаю, что мы должны сейчас принять дополнительные меры по обеспечению областной группировки техникой, работающей в труднодоступных местах и при возникновении вот таких ситуаций.

Снегоуборочная техника встречалась. Иногда.

Снегоуборочная техника встречалась. Иногда.

Фото: Ольга ГОПАЛО

Посмотрим, возымеет ли это результат. Ранее, комментируя коллапс, один из городских руководителей заявил «Комсомолке», что закупать тяжелую технику для Ростова, мол, нет смысла, поскольку она будет простаивать бессмысленно одиннадцать месяцев в году.

3. Почему общественный транспорт не вышел на маршруты?

На следующий день после начала снегопада, то есть в среду, 29 января, народ часами бессмысленно мерз на остановках в ожидании автобусов и маршруток. А их не было. Потом был разбор полетов и выяснилось: в рейсы вышло меньше половины общественного транспорта. Транспортники объяснили это тем, что, мол, были завалены дороги на выезде из предприятий, оттого выбраться автобусы и не смогли. В итоге в срыве движения общественного транспорта обвинили частных перевозчиков, было объявлено даже о разрыве договоров с двумя из них.

Однако на другой день все повторилось вновь. В четверг снег уже перестал идти, зато температура упала до -25, ветер усилился, а автобусов - не было (точнее, по официальным данным, их вышло 45 процентов от нормы). Все из-за тех же заносов, пояснили в департаменте транспорта.

4. Из-за чего возникли перебои с хлебом и молоком?

Перебои с продуктами питания начались уже на второй день снегопада. И в среду вечером практически нигде ни хлеба, ни молока, ни кефира уже нельзя было купить. Там, где все это было, даже в дорогих магазинах, люди выстраивались в гигантские очереди. А примерно на третий день в супермаркетах опустели лотки с овощами - там, где раньше горами лежал картофель, морковь, лук, зияла пустота.

На четвертый день, как всегда, официальные структуры выступили с обнадеживающими заявлениями: мощности крупнейшего хлебозавода в Ростове-на-Дону увеличены, хлеба производится в полтора раза больше, чем составляют потребности города.

Но все это оказалось как минимум наполовину «не соответствующим действительности», в чем убедился лично вице-губернатор Сергей Горбань, проехавшийся с инспекцией в субботу по популярным гипермаркетам: хлеба на заводе действительно было много, а вот лотки пустовали. Молока, кстати, тоже не было.

Полки пустовали несколько дней

Полки пустовали несколько дней

Причины банальны: во-первых, многие сетевые магазины не имели договоров на поставку хлеба именно от ростовского хлебозавода, во-вторых, значительная часть из них забирает продукцию своим транспортом. И его то ли не пустили, чтобы поберечь от поездок по плохим дорогам, то ли просто решили подождать, пока погода не наладится.

Был разбор полетов на уровне руководства области с приглашением сетевиков, однако еще в воскресенье вечером, по сообщениям горожан и корреспондентов «КП», в разных районах Ростова молока и овощей по-прежнему не наблюдалось.

5. Кто ответит за коллапс?

Сразу скажем: мы не знаем точно, но догадываемся. Совершенно же очевидно - кто-то должен ответить за то, что миллионный город оказался совершенно не готов к погодным катаклизмам и погрузился в транспортный и бытовой хаос. Причем это происходит из года в год. Доколе?