Общество3 сентября 2014 11:10

Бизнесмен из США установил в Ростовской области памятник деду-священнику, расстрелянному в 1937-м

Настоятель храма святых мучеников Фрола и Лавра Илия Попов не побоялся потребовать у властей отмены на проведение богослужений на Дону
Примерно на этом самом месте, где открыт мемориал, погиб во время репрессий в 37-м священник Илия Попов.

Примерно на этом самом месте, где открыт мемориал, погиб во время репрессий в 37-м священник Илия Попов.

Отец Илия Попов - личность, вне всякого сомнения, легендарная, несмотря на то, что в учебниках по отечественной истории его имя не значится. Во всяком случае, пока. Он происходил из семьи потомственных церковнослужителей: как минимум пять поколений представителей казачьего рода Поповых до него были священниками. И сам он принял мученическую смерть во имя той веры, которой отдал фактически всю жизнь. А правду о том, как он ее прожил, спустя десятилетия сумел выяснить и предать гласности его внук - Алексей Сухарев, блестящий математик, бывший профессор МГУ, в ревущие 90-е уехавший работать в США и сделавший там успешный бизнес. - Все началось с того, что во время одного из своих приездов в Ростов-на-Дону по делам я попробовал разузнать о судьбе своего предка, который, как было известно из семейных преданий, погиб в 30-е, - рассказал «Комсомолке» сам Алексей Сухарев. - Согласно легенде, Илия Попов скончался в поезде во время пересылки его после приговора суда в Сибирь. Но все оказалось совсем не так, благо, сохранились документы, позволившие отследить все перипетии последних лет его жизни. Главное - удалось по запросу в ФСБ выяснить, что он не замерз в столыпинском вагоне по пути в лагерь, а был расстрелян в 1937-м, и случилось это в знаменательный для всех православных, особенно здесь, на Дону, день - 14 октября, то есть на Покров Пресвятой Богородицы.

Алексей Сухарев решил увековечить в этом мемориале память обо всех священниках, погибших за Веру.

Алексей Сухарев решил увековечить в этом мемориале память обо всех священниках, погибших за Веру.

Окончательно заинтересовавшийся таким поворотом потомок начал писать письма с вопросами в архивы, ведомства и организации. В итоге материалов набралось так много, что он засел за написание книги о деде-священнике, которая в конце концов была издана и разошлась весьма приличным для такого жанра тиражом в более чем десять тысяч экземпляров. Она заинтересовала потомков казаков-эмигрантов в Европе, Америке, Австралии и еще бог весть в каких отдаленных уголках земли, ей дал свое благословение митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. - А потом возникла мысль открыть памятник деду - и в его лице всем священникам, замученным за веру и попытки отстоять право паствы на возможность посещать службы в храмах, - продолжает бизнесмен. - Ведь он не только ходил с молитвами по домам своих прихожан, но и открыто выступил против запрета на посещение церкви, устроил крестный ход. Причем место установки мемориала, исполненного скульптором Чернявским, было выбрано неслучайно: именно там, напротив нынешней церкви в Пролетарске, где всего в нескольких десятках метров располагалась тюрьма, он и был, скорее всего, расстрелян вместе с другими «политическими». СПРАВКА «КП» Илия Попов родился в 1871 году в станице Кочетовской Области Войска Донского. Выпускник Донской духовной семинарии, рукоположен в сан священника в 1893 году. Он был первым настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в ст. Гниловской, где сегодня располагается Ростовская духовная семинария. В 1925 году был переведен служить в Александро-Невскую соборную церковь ст. Великокняжеской (нынешний г. Пролетарск), а с 1931-го стал настоятелем Флоро-Лаврской церкви. В 1936 году с казачкой Параскевой Максимовой отец Илия организовал Крестный ход от храма к райисполкому с требованием вернуть храм верующим, за что и подвергся преследованию со стороны властей. Протоиерей был расстрелян в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1937 года, в обвинении значилось: «За систематическое ведение контрреволюционной пораженческой агитации», с припиской: «общественно-полезным трудом не занимается, а средства к существованию добывает с граждан - путем совершения нелегальных религиозных обрядов, как то: крестины, похороны, молебствия».