Премия Рунета-2020
Иркутск
+9°
Boom metrics
Общество5 октября 2014 5:06

День уголовного розыска: Иногда преступление удается раскрывать по телефону

5 октября сыщики отмечают профессиональный праздник [фото, видео]
Источник:kp.ru
День уголовного розыска: Иногда преступление удается раскрывать по телефону

День уголовного розыска: Иногда преступление удается раскрывать по телефону

О боевых буднях тех, чья «служба и опасна, и трудна», рассказывает оперативник с 22-летним стажем, начальник отделения по раскрытию убийств подполковник полиции Сергей Тарасов.

- Сергей Юрьевич, расскажите, как вы пришли работать в органы?

- Это было начало 1990-х. Я окончил Новосибирское высшее командное училище внутренних войск, уехал служить в город-герой Львов. Так получилось, что в это время развалился Союз и, естественно, те, кто не захотел служить на Украине, вернулись в Сибирь.

- Условия были хуже?

- Да нет, наоборот, на тот момент там было даже лучше. Просто Украина уже стала заграницей, а так как все мои родственники в России и сам я иркутянин, то вернулся в родной город и начал искать работу. Хотя, признаюсь, в опера идти не хотел.

- Почему?

- Потому что мы были воспитаны на детективах о Шерлоке Холмсе, романах Джеймса Хэдли Чейза, где сыщик – герой-одиночка, сам расследует дело и всегда находит убийцу. Но оказалось, что литературные Шерлоки не имеют ничего общего с реальным. Оперативники ведь всегда работают группой. Расследование преступления – это работа команды. Бывает, что в одном деле задействовано 20 человек.

- Развал Союза, начало лихих 90-х… трудно было начинать работать?

- А как же. Бывало, в неделю происходило два-три убийства, да не каких-нибудь бытовых по пьянке, а заказных. Были проблемы и с обеспеченьем: один уазик на весь отдел, который вместе со следователем, участковым и экспертом заводили «с толкача» и водитель развозил по местам происшествий. А перевозка преступника на трамвае тогда вообще была нормальной практикой. Появляется, например, новое дело, ты приблизительно знаешь подозреваемых. Утром по дороге на работу забираешь их тепленькими и на трамвае везешь в отдел.

- Но тогда вы были этаким Володей Шараповым, а был ли у вас свой Глеб Жеглов?

- Жегловых было много – это люди старой закалки. Когда я пришел в угро, средний возраст оперов был лет 35 – 40 и они очень хорошо знали свое дело. Науку сыска перенимал у них, и поучиться было чему.

- Чему, например?

- Хотя бы тому, что в каждом деле нужно копать, копать и еще раз копать и тогда ружье, образно говоря, в нужный момент выстрелит. Например, недавно бизнесмена расстреляли в подъезде. Хотели ограбить, а он оказался не робкого десятка и полез в драку. У него вырвали барсетку и убежали. Мы начали копать и выяснили, что молодчиков навела тетка, работавшая у предпринимателя на складе. Она знала, что у него с собой будет довольно крупная сумма, и рассказала об этом родственнику - одному из налетчиков.

- Помимо работы у вас есть какие-нибудь увлечения, хобби?

- Занимаюсь стрельбой из пистолета. Увлекся еще в армии и до сих пор продолжаю практиковаться. В основном, конечно, в тире. Честно скажу, за 22 года применять оружие приходилось только дважды, имею в виду стрелять на поражение. Были ситуации, угрожающие жизни, когда либо ты, либо тебя… А вообще настоящий сыщик обходится без оружия. Верите, но иногда удавалось раскрыть преступление по телефону.

- Как это?

- Порою люди сами звонят и дают информацию о каком-либо преступлении. Ты примерно понимаешь, кто его совершил, перезваниваешь этому человеку и доходчиво объясняешь, что лучше сдаться.

В этот момент раздался звонок телефона. Сергей Юрьевич около пяти минут с кем-то разговаривает, затем кладет трубку и продолжает.

- Вот сейчас как раз такой случай. Поговорил по телефону и, возможно, убийца придет с повинной.

- Скажите, а у настоящих полицейских есть что-то общее с киношными?

- Пожалуй, в первый сериях «Улиц разбитых фонарей» довольно точно передана атмосфера 90-х: и на задания выезжали на одной машине, которая постоянно глохла, и работали, грубо говоря, за пирожки, ведь зарплату тогда по полгода не платили…

- И почему люди оставались?

- Многие, конечно, уходили: кому за сорок - благополучно на пенсию, кто помоложе – в разные сферы, но и многие оставались, просто потому, что и эту работу нужно было кому-то делать.

- То есть идейные были?

- Да, хотя мало кто поверит в альтруизм, но такие люди действительно было. И мне повезло работать с ними.