Михай Волонтир - лучший Будулай всех времен. Фото: кадр из фильма.
В ночь на вторник, 15 сентября, из Молдовы пришла печальная весть — в Кишиневе на 82-м году жизни скончался замечательный актер советского и молдавского кино и театральный режиссер Михай Ермолаевич Волонтир, сыгравший в более чем тридцати картинах. Он долгое время страдал от диабета с осложнением на глаза и, начиная с конца 90-х прошлого века, перенес ряд операций. Перед смертью актер два с лишним месяца пребывал на постоянном лечении в стационаре горбольнице города Бельцы, затем его перевели в Республиканскую клиническую больницу в Кишиневе. Жителям Тихого Дона он, конечно же, более всего запомнился по роли Будулая в фильме «Цыган», снятом по одноименной книге великого писателя Анатолия Калинина. «Комсомольская правда — Ростов-на-Дону» вспоминает, как снимался на родине автора, в хуторе Пухляковском, а также в станице Раздорской и пос. Усть-Донецком, этот киношедевр. На съемках «Цыгана» Волонтир жил отдельно от съемочной группы и купался с конем в Дону Кандидатура на главную женскую роль была единственной и безоговорочной, ее выбрал сам режиссер будущей четырехсерийной картины Александр Бланк: Клара Лучко. - Во-первых, актриса она хорошая, а во-вторых — казачка, - сказал, как отрезал, Бланк. И писатель Анатолий Калинин не спорил — более того, он сам хотел видеть ее донской казачкой Клавдией Пухляковой, как звали героиню его книги и, соответственно, фильма. А вот по поводу главного героя вышли споры: на эту роль претендовали многие именитые актеры, в том числе и харизматичный Армен Джигарханян. Одного претендента отвергла сама Клара Лучко — не подходит он, объявила она, моя Клава не сможет такого полюбить. А потом вспомнила о молдавском артисте Михае Волонтире, с которым пересекалась на съемках «Корень жизни». - У него такой типаж — ну вылитый наш Будулай! - уверяла она.
Волонтир и Лучко по-настоящему сдружились на съемках "Цыгана". Фото: кадр из фильма.
В Молдавию за Волонтиром в срочном порядке отрядили помощника режиссера, и когда он его привез, писатель Калинин, увидев Михая Ермолаевича, только руками развел и воскликнул: - Ну вот же мой цыган, другого не надо! Примечательно, к слову, что на пробах он практически все время молчал — очень стеснялся своего сильного акцента. На съемках, однако, произношение русского пришлось всерьез подтянуть: он и сам не хотел, чтобы его потом дублировали. И вообще Волонтир оказался довольно принципиальным человеком — узнав, к примеру, что Лучко получает за день съемок что-то около 40 рублей, а ему назначили всего 7, Волонтир заявил, что будет сниматься вообще бесплатно, поскольку подачки ему не нужны. Кстати, и жил он один — в Пухляковском, тогда как вся остальная съемочная группа разместилась в местном райцентре Усть-Донецке. - Просто не компанейский я человек, - объяснял Михай Ермолаевич. - Да и мне так было лучше. Когда после работы все уезжали в районный центр, я гулял со своим конем Громом — мы с ним в Дону купались, разговаривали. Я ведь очень коней люблю...
Актер очень лбил коней - со своим Громом он и на Дон ходил купаться, и разговаривал с ним "по душам". Фото: кадр из фильма.
Но ничего не помешало Лучко и Волонтиру хорошо сдружиться — после выхода фильма многие зрители даже думали, что между ними возник настоящий роман. - Да, мы дружили, но вот этих отношений не было, - отвечала Клара Лучко. - Ходили вдвоем на Дон, загорали, обсуждали цены. Михай, между прочим, научился у местного кузнеца основам его ремесла — он хотел, чтобы Будулай получился «настоящим». А когда снимали первую часть, то сам лично выковал сам подкову. И считал ее своим талисманом. Курень Клавдии Пухляковой стоит до сих пор, а вот кузница Будулая не сохранилась Кстати, дом казачки Клавдии Пухляковой — никакая не декорация, а самый что ни на есть настоящий казачий курень, построенный еще лет за сто, как рассказывала его хозяйка, Лариса Сухарева, до съемок. Но сначала она не хотела его отдавать киношникам, упросил лично Анатолий Калинин, который сам пришел к ней домой и попросил об этом одолжении. И, между прочим, вторую часть «Цыгана», которая называется «Возвращение Будулая», снимали там же — и дом Клавдии, и кузницу Будулая, и цыганскую кибитку, специально сплетенную местными цыганами для первой части. Говорят, что Кларе Лучко хозяйка этого дома, Лариса Сухарева, подарила на память старинное зеркало, стоявшее в нем. Мало кто знает, к слову, что по сценарию Будулай в конце «Цыгана» должен был умереть, но тут уж Волонтир встал на дыбы — и попросил режиссера «не убивать» своего героя. Тогда неожиданно для всех на его стороне выступил и автор романа Анатолий Калинин — после просмотра отснятого материала. И когда фильм вышел на экран и вызвал настоящий восторг у телезрителей, было решено снять его продолжение — так в 1986-м появилось «Возвращение Будулая». Туристы, кстати, очень любят фотографироваться на фоне куреня «Клавдии Пухляковой» и, приезжая, сразу спрашивают и о нем, и о кузнице Будулая. Но та кузница, увы, не сохранилась. Периодически появляется идея восстановить ее, чтобы туристы под руководством кузнеца могли сами, как некогда Будулай, выковать себе подкову на счастье, но пока это остается лишь в виде проектов. А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ Приглашенные на съемки цыгане стащили из гостиницы стаканы и простыни Случилось это в Усть-Донецке, когда снимали свадьбу цыганочки и русского шофера. И, поняв, что без цыган ну никак не обойтись, нашли их на местном базаре, выбрали человек двадцать. А на следующий день в райцентр прибыл весь табор! Им сообщили, что ждали нужны только те, кого отобрали, поскольку лишь на определенное количество человек заказаны номера в гостинице. Но те не стушевались: в крохотные номера поместились каким-то чудом все. Потом табор устроил в ресторане шикарный банкет, в котором приняли участие не только участники съемочной группы, но даже местных руководителей. Только вот наутро, когда они выехали из гостиницы, обнаружилось, что из номеров исчезли стаканы, простыни, полотенца и прочая мелочь. Пришлось, рассказывают, дирекции картины возмещать убытки. ИЗ ПЕРВЫХ УСТ - В Константиновске снимали три эпизода из "Возвращения Будулая", - вспоминает местная жительница Светлана Камашина. - Слухи по городу разносились мгновенно: "Сегодня возле милиции снимают сцену", "Будулай устраивается к нам на рыбзавод". Работа в городе мгновенно останавливалась, все спешили посмотреть на приезжих актеров. Это было продолжение сериала, все уже знали и любили Будулая, считали своим земляком. Я тогда в суде работала, в обед с подругами побежали на улицу Ленина, там, напротив сберкассы, стоял синий казачий домик, готовились снимать эпизод похорон деда. Посреди двора стоял пустой гроб, съемочная группа устанавливала свет, режиссер раздавал указания. Мы покрутились там и подошли к автомату с газировкой. Смотрим - за нами Михай Волонтир. В косоворотке и штанах, среднего роста, с густой копной волос с проседью. Мы молоденькими девчонками были, так что Будулай показался нам стариком, хотя ему было всего 50. Улыбнулся нам, выпил стакан газировки и побежал на съемки.