Общество

В Ростове активисты предложили чиновникам варианты, как избавить город от часовых пробок

Они предлагают перекроить существующую транспортную систему
В Ростове объявились активисты, которые вызвались избавить горожан от бесконечных пробок.

В Ростове объявились активисты, которые вызвались избавить горожан от бесконечных пробок.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

В Ростове объявились активисты, которые вызвались избавить горожан от бесконечных пробок или, на крайний случай, транспортных коллапсов. Вместо того, чтобы критиковать чиновников и транспортников, они изучили карту города и предложили мэрии сразу две реформы на выбор. Одну - более консервативную, а вот вторую - уже прогрессивную, которая потребует ощутимых изменений на городских маршрутах. К слову, как рассказал один из авторов идеи Игорь Негодаев, даже если хотя бы один из вариантов будет одобрен ростовчанами и чиновниками, то его запустят не раньше 2017 года.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

Консервативная концепция

Она предполагает незначительные изменения в существующей транспортной сети. Дублирующие маршруты сокращаются, однако при этом в каждый крупный район остается минимум несколько маршрутов, организованных таким образом, чтобы они «подстраховывали» друг друга.

Сокращение маршрутов предусмотрено на участках и с малым пассажиропотоком (это так называемые отдаленные слабо заселенные микрорайоны, - прим. авт.). Тут будет работать подвозящий транспорт. К слову, несколько примеров подобного подхода есть уже и сейчас, например, маршруты №11 и №14А «Пос. Фрунзе - Сельмаш».

В этом варианте хотят провести и раскольцевание маршрутов, следующих в одну сторону по проспекту Ворошиловскому, а в другую - по проспекту Буденновскому.

Это связано с асимметричными пассажиропотоками по этим проспектам: опыт показывает, что для жителей, скажем, Стойгородка, путь до центра короче и быстрее через Буденновский. И пассажиры, несмотря на существующий «кольцевой» вариант, осознанно не выбирают тот, что дольше, - по Ворошиловскому.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

Прогрессивная концепция

В ее основе модель «магистральных» и «подвозящих» маршрутов. При этом магистральные будут обслуживаться исключительно автобусами большой вместимости, а на подвозящих могут встречаться и маленькие автобусы (это уже будет определяться пассажиропотоком, - прим. авт.).

Предполагается, что основная сеть (она охватит все крупные городские магистрали) будет состоять из плюс-минус 20 магистральных часто ходящих маршрутов. В идеале частота их движения должна быть три-пять минут в пиковые часы, в межпиковые часы - пять-семь минут, а в остальное время - 10-15 минут.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

Ключевой момент здесь - бесплатная или скидочная пересадка. Неудобство же от самого факта пересадки будет компенсироваться существенными плюсами: минимальным временем ожидания на остановке и поездки, а также - широким выбором маршрутов.

К слову, подобным образом уже работают транспортные системы во многих городах мира. В частности, в Москве роль «магистральных» маршрутов выполняют линии метрополитена. А стандартный путь москвича выглядит так: от дома до станции подземки автобусом или другим транспортом, а дальше уже - на метро. Там же действуют и скидочные тарифы на пересадку.

- Идея «магистральных» и «подвозящих» маршрутов универсальна по своей сути и применяется повсеместно, - говорит один из разработчиков концепций Игорь Негодаев.- Начну с отвлеченного примера: есть поезд «Москва - Ростов», но нет поезда «Москва - Таганрог». Почему? Потому что «Москва - Ростов» - это магистральное направление, а «Ростов - Таганрог» - это одно из направлений подвоза. Пускать поезд в Таганрог дорого и бессмысленно с точки зрения эффективности использования подвижного состава. Куда более логично выполнить эту часть маршрута подвозящим транспортом (например, таким как электричка).

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

Вот и в наших городских реалиях тоже достаточно таких «таганрогов»: например, район Лесничество. Сейчас туда ездят автобусы №3, и они на участке от Сельмаша практически всегда полупустые. А ведь могли бы обслуживать более загруженные направления. Поэтому классический «шаттл» (или подвозящий маршрут) - это автобус «Лесничество - Сельмаш», а магистральный - «Сельмаш - ЖД вокзал». Учитывая право на бесплатную или скидочную пересадку, пассажиры из Лесничества смогут продолжить свою поездку не только маршрутом № 3 до вокзала по Большой Садовой, а по целому ряду направлений: и по Ленина, и по Красноармейской, и в Александровку. А остановка «Сельмаш» будет являться просто крупным транспортно-пересадочным узлом.

Определить же факт «пересадки» очень просто: когда пассажир использует транспортную карту для оплаты проезда в первый раз, система запоминает время. Если в течение, условно говоря, часа карта используется еще раз - значит, это считается «пересадкой», и деньги с нее не снимаются (или же взимается скидочный тариф).

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

КОНКРЕТНО Что еще есть в проекте консервативной концепции...

*Все маршруты, кроме №№ 94 и 96 «ГПЗ-10 - Сельмаш - ГПЗ-10», станут «магистральными» и радиальными.

*Автобусы под номерами 4, 22, 26, 34, 42, 45, 47, 49, 54, 58, 65, 71, 78, 83, 99 из-за отмены маршруток будут ездить чаще. Появится маршрут № 85, соединяющий Железнодорожный вокзал - Аэропорт - завод «Алмаз» и курсирующий по Красноармейской. Из пары маршрутных такси №№ 23 и 25 планируют сделать один автобус № 25 «Верхний Темерник – ЦГБ – ГПЗ-10», который свяжет по Текучева проспекты Буденновский и Ворошиловский.

*Длинные «хордовые» маршруты, задача которых - разгрузить в том числе и центральную часть города, - такие как № 18, 25, 30, 54, 56, 94, планируют оставить. Компанию им составят длинные маршруты под номерами 40 и 67, которые проходят по принципу «Микрорайон №1 – центр – микрорайон №2». Еще хотят добавить транспорт на маршруты №№ 1 и 27, которые курсируют до микрорайона Суворовский, а маршрут же №36 продлить до микрорайона «Платовский».

*В качестве подвозящих маршрутов предлагаются, например, № 48 «Ц. Рынок - Эмпилс (по Профсоюзной, некольцевой маршрут)», «Каратаево - ГПЗ-10» (существует и сейчас). Переквалифицируется в аналогичный маршрут № 70 на «пос. Кирпичный – Александровка», став подвозным к № 80 «Александровка - Главный ж/д вокзал». *Центр и север города со строящимся стадионом «Ростов-Арена» соединят маршрутами №65 и 92. А вот из западной и восточной частей донской столицы туда уже нужно будет ехать с пересадкой. И без обид: сейчас, чтобы добраться, к примеру, до Музыкального театра, жители СЖМ тоже вынуждены пользоваться, минимум, двумя транспортами.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

… в прогрессивной концепции

*Продление всех маршрутов с ЗЖМ по Островского-Садовой-Ворошиловскому до Часового завода (обратно - по Московской), кроме № 16. Его предлагается завернуть на ЖД вокзал.

*Магистральные маршруты с ЗЖМ едут по Ленина в Аэропорт и по Текучева на Пригородный автовокзал.

*Будет введено несколько магистральных маршрутов с СЖМ в центр, не только по Космонавтов-Нагибина, но и по Борко-Бодрой с выходом на Шеболдаева и далее по Буденновскому.

*Также СЖМ получает магистральные маршруты по Королева-Вятской-Щербакова на Пригородный автовокзал и через Чкаловский-СИиТО-Сельмаш в Александровку.

*Магистральными маршрутами будут связаны СЖМ и Темерник-Чкаловский через центр города с Левым берегом (стадион «Ростов Арена»).

*По Красноармейской тоже будет проложен часто ходящий магистральный маршрут от ЖД Вокзала до Аэропорта (в перспективе - до ТЦ «Мега»). Маршрут №3 по Б. Садовой уйдет с Щербакова на Курчатова и поедет до Туполева.

*Маршрут №80 из Александровки на ЖД Вокзал по Большой Садовой будет усилен, частота движения на нем, как и на других магистральных маршрутах, вырастет.

*Отдаленные микрорайоны (такие как Суворовский, Платовский и др.) получают подвозные маршруты: «Суворовский - Каменка - РГУПС» с возможностью продления по Ларина до ТЦ «Горизонт», «Суворовский - Королева - пл. Космонавтов» и «Платовский - Сельмаш». С вводом в эксплуатацию новой дороги от Суворовского к Орбитальной микрорайон получает магистральный маршрут в центр.

*Впервые в городе появляется подвозящий транспорт по Нансена, по Мечникова, между площадями Комсомольской и Гагарина и в ряде других мест.

!!!Обе концепции предусматривают сохранение линий существующего электротранспорта и их развитие.

Фото: Иван ТИМОФЕЕВ

К слову, уже совсем скоро каждый может отдать свой голос за понравившийся вариант. А пока горожане скрупулезно отмечают на портале "Ростов-Транспорт" свой привычный маршрут: из пункта А в пункт Б. Кстати, только за первые два дня с начала опроса в нем приняли участие четыре тысячи человек.