2017-04-21T16:27:51+03:00

Виталий Кушнарев: Нового транспортного коллапса из-за масштабного ремонта дорог в этом году не будет

Сити-менеджер Ростова-на-Дону ответил на вопросы журналистов «КП»
На встречу Виталия Кушнарева с редакцией "КП" изначально отводился час, но когда время вышло, сити-менеджер махнул рукой - давайте продолжать беседу... Фото: пресс-служба горадминистрации.На встречу Виталия Кушнарева с редакцией "КП" изначально отводился час, но когда время вышло, сити-менеджер махнул рукой - давайте продолжать беседу... Фото: пресс-служба горадминистрации.
Изменить размер текста:

Встречу с главой горадминистрации южной столицы с коллективом ростовской «Комсомолки», которая состоялась в нашем пресс-центре на этой неделе, было запланировано провести в течение часа — у Виталия Кушнарева, как он сам объяснил, очень плотный график: с семи утра и до позднего вечера — планерки, встречи, объезды, снова совещания. Однако когда обозначенное время вышло, сити-менеджер, посмотрев на часы, махнул рукой — давайте продолжать разговор.

А беседа, надо сказать, получилась очень интересной и содержательной.

«СВОЙ НОРМАТИВ «ПО ДЕРЕВЬЯМ» ЕЩЕ НЕ ВЫПОЛНИЛ»

- Виталий Васильевич, начнем со свежей, что называется, темы: Дня древонасаждения — в контексте того, что мы часто слышим критику от ростовчан: город, который всегда славился своей «зеленостью», этой самой зелени мало. Так ведь еще и срубают деревья...

- И это нормально, что народ так реагирует. Когда самолет заходит на посадку, видно с высоты — зеленый город. Хотя — выйдешь на некоторые улицы, кажется — мало деревьев. Но давайте все-таки будем объективны: это не совсем так, если сравнивать, скажем, и со многими европейскими городами, и с российскими, включая такие мегаполисы, как Москва и Питер. Ну вот в День древонасаждения мы в городе высадили более десяти тысяч саженцев. А за рамками праздника, этой весной, задача еще две тысячи деревьев посадить за счет бюджета, все что сверх того — мы только за, поможем техникой, грунтом — всем, чем можем.

Городские власти готовы поддерживать всех, кто готов выйти на посадку новых деревьев. Фото: пресс-служба горадминистрации.

Городские власти готовы поддерживать всех, кто готов выйти на посадку новых деревьев. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- Но все равно спиливают ведь, так?

- Да, приходится. Потому что они представляют угрозу: и несчастные случаи, и с гибелью людей были. И ураганы происходят. Но иногда ведь и в не экстремальных условиях валятся деревья — до 18 м/с, потому что пустотелые. У нас куча исков по возмещению ущерба — когда на машины падают стволы. А если, не дай Бог, человека придавят?

- Особенно много критики по Б. Садовой, она ведь и в песне упоминается «Улица Садовая, скамеечка кленовая»...

- ...В гимне — это теперь гимн нашего города!

- Да, точно, в гимне...

- В прошлом году там 125 деревьев новых появилось, в этом — еще 106, причем минимум 5-летнего возраста. Нас критикуют, люди говорят: вы сокращаете из-за этого пешеходные зоны, высаживаете деревья посреди тротуара, но концепция благоустройства Б. Садовой предполагает расширение пешеходных зон — мы их будем сокращать за счет проезжей части. Проводим конкурс на проекты малых архитектурных форм, потом разместим на сайте — пусть сами ростовчане выбирают.

- А вы лично в своей жизни сколько деревьев посадили?

- Ой, много! Я ведь из села — все детство, юность, молодость там провел: с отцом сажали деревья в саду — яблони, вишни, груши, они давно выросли. А крайний раз — как раз в День древонасаждения на Сельмаше, посадили 7-летние клены. Так что, следуя поговорке о том, что каждый в жизни должен посадить одно дерево и сына вырастить, программа как бы уже выполнена, но — рано успокаиваться. Мы традиционно выходим в парки, скверы, в этот раз я попросил: выберите мне самую загрязненную посадку — были на ул. Можайской в Первомайском районе, мы вычистили там — грузовиков десять мусора: скаты, покрышки, строительные отходы. Зашли туда таким фронтом: утром почувствовал, мышцы болят.

«ОТ ЛАРЬКОВ В СТИЛЕ 90-х НАДО УХОДИТЬ»

- Вы вообще как к критике относитесь?

- Нормально. Главное, чтобы это было конструктивно — и приятно, что «Комсомолка», всегда будучи на острие всех событий, тем не менее, работает объективно.

- Спасибо за такую оценку. Но вопрос-то не ради комплимента: идет подготовка к ЧМ, поднимаются вопросы благоустройства, а вот, скажем, много и ветхого жилья, и ларьков разных — прежде всего в центре...

- Да, есть такое. По первой части вопроса так: вы знаете мою позицию по точечной застройке — мы пытаемся эту тему если не ликвидировать, то минимизировать — до приемлемого уровня. Это значит, что нужно, по возможности, ветхое жилье снести и на его месте построить современное, но — соответствующее всем требованиям и требованиям застройки в историческом центре: с площадками детскими, парковками, зелеными насаждениями, т. е. комплексно. Но на это нужно время, и немалое.

- А по раздражающих многих ларькам что скажете?

-Действительно много претензий. Начинаешь разбираться — за каждым павильоном, оказывается, стоят какие-то силы. Но я всем говорю: моя задача — не кошмарить бизнес, а помогать ему. Вместе с тем мы поставили задачу привести центр в порядок, в том числе за счет сноса нестационарных торговых объектов.

- Да, и на Пушкинской, к примеру, получилось ведь.

- Это была, кстати, моя инициатива: после очередной прогулки с ребенком пришло вот ощущение — ну ведь невозможно же! На каждом углу — ларьки, павильончики, кофейники. Причем, в этой же зоне — десятки кафе. А выглядит как в 90-е! От этого надо уходить.

ПЕРВАЯ ПЕРЕХВАТЫВАЮЩАЯ ПАРКОВКА МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В РАЙОНЕ «ТАЧАНКИ»

- Нельзя обойти в нашей беседе и другую наболевшую тему — платных парковок. Проект запущен, но разве он, объективно, готов?

- Знаете, когда я только вышел на работу в новой должности, как сразу эта тема меня захлестнула — я ведь получил на руки уже готовое соглашение, и имел неосторожность высказаться, пытаясь подсветить имеющиеся проблемы. Тогда многие начали цитировать — причем, некорректно, будто я сказал: не платите за парковку. Это не так. Платить надо — я сам, например, плачу, когда приходится ездить на собственном автомобиле. Но, признаю, не все проблемы с внедрением проекта решены.

Главная проблема с внедрением проекта по платным парковкам - отсутствие перехватывающих стоянок, где бы народ мог оставлять свои машины, а уж потом пересаживаться на общественный транспорт. Фото: РПП.

Главная проблема с внедрением проекта по платным парковкам - отсутствие перехватывающих стоянок, где бы народ мог оставлять свои машины, а уж потом пересаживаться на общественный транспорт. Фото: РПП.

- Что именно?

- Цель проекта, напомню, разгрузить центр от пробок — за счет того, что не будет «лишнего» частного транспорта. А для этого нужны перехватывающие парковки, чтобы люди, приезжающие в Ростов на работу в том числе из других городов, могли оставлять там свои машины. Их нет. И мы как раз сейчас над этим активно работаем. Буквально недавно выезжал на Гребной канал, и вот там возле развязки у «Тачанки» есть место, где ее можно сделать. И она должна быть бесплатной. Плюс еще одно место определено: в районе будущего конноспортивного комплекса в Левобережной зоне (деньги на него уже выделены). А вообще задача стоит со всех въездов в город организовать перехватывающие парковки.

- Вы-то испытали лично платные парковки?

- И пользуюсь, и честно плачу — когда выезжаю на личном автомобиле. У меня вот на мобильном телефоне есть программа (демонстрирует). И опять же — стоит задача максимально пересадить народ на общественный транспорт, а для этого опять надо создать условия: ну не хотят люди ездить на разбитых автобусах с рваными сиденьями, грязных и дырявых. И на планерках я каждый раз поднимаю этот вопрос перед ответственными лицами: ходите по АТП, проверяйте, наказывайте, чтобы приводили общественный транспорт в порядок.

ПРОЕЗД ПО ПЛАСТИКОВЫМ КАРТАМ В АВТОБУСАХ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ЗА НАЛИЧКУ

- Горожане советуют: пусть, мол, мэр лично прокатится, увидит, что там происходит

- А я езжу — правда, по вечерам. Не потому, конечно, что у меня нет водителя или своей машины, или ради пиара. Просто интересно знать лично, без посредников — и что народ реально волнует, и на чем ему приходится передвигаться.

- И?..

В нынешнем году город получит двести новых автобусов и четырнадцать современных трамваев. Фото: пресс-служба горадминистрации.

В нынешнем году город получит двести новых автобусов и четырнадцать современных трамваев. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- И все вижу, знаю. Мы планируем серьезное обновление парка общественного транспорта: в этом году покупаем еще 14 трамваев — полностью все новые будут, плюс еще двести автобусов. Поймите, ну никак не получится разом все взять и поменять. Это огромные деньги — спасибо губернатору, он нас поддерживает в этом вопросе, помогает.

- Кстати, Виталий Васильевич, в продолжение темы о популяризации общественного транспорта: долго-долго обсуждался вопрос о внедрении безнала. На первых порах, чтобы привлечь людей, даже сделали проезд по картам на рубль дешевле. А потом эта разница куда-то делась.

- Я хочу вновь вернуться к этому — дифференцировать стоимость проезда в транспорте: например, за безнал — 20 рублей, наличными — 25 рублей (в Москве, для сравнения, 50 и 35 рублей). Сделать эту разницу в пять рублей, чтобы была мотивация платить с помощью карты. И сделать возможность оплаты доступной — в том числе с помощью мобильных.

- Как вы сегодня оцениваете проект городской электрички?

- Цифры по пассажиропотоку свидетельствуют: она становится все более популярной. Но, опять же, многое надо менять. Прежде всего — инфраструктуру. Надо завязывать все остановки электропоезда с общественным транспортом, чтобы это работало как единый узел и был единый проездной: купил билет — сел в электричку, вышел, пересел в автобус. Вот сейчас строится новый микрорайон на месте бывшего завода «Красный Аксай», и вот там есть мысль сделать полноценную станцию. Только ведь еще один важный момент есть: то, что люди видят из окна — причем, не только пассажиры городской электрички, а все проезжающие ж/д транспортом по городу.

- Да уж, приглядного мало.

- Это пока. Действительно — мне вот становится стыдно, когда гости наблюдают все это. Не так давно проехали по городскому маршруту, составили протокол — утвердили срок исполнения. Через некоторое время повторно проинспектировал: все, начался процесс, так что там все будет зелено и приглядно.

- А как вам идея по скоростному трамваю?

- У нас этот проект прорабатывался со словаками еще два года назад, была создана рабочая группа по созданию «Ц. Рынок — Северный». Потом начались санкции, европейцы отказались. Мы намерены вернуться к этой теме после 2018-го. Нам крайне необходимо найти подходящий вариант. Потому что смысл сегодня говорить о подземке? — все понимают, насколько это дорого. Нам ведь только 1 млрд, по оценкам экспертов, нужен был на проектирование первой ветки, — и это без гарантии реализации проекта!

Сити-менеджер спокойно относится к критике - в том числе, той, что публикуется в "КП": главное, по его, мнению, чтобы она была конструктивной. Фото: пресс-служба горадминистрации.

Сити-менеджер спокойно относится к критике - в том числе, той, что публикуется в "КП": главное, по его, мнению, чтобы она была конструктивной. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- То есть выбросить миллиард, и...

- И, вполне возможно, просто положить проект на полку. А на строительство еще нужно еще порядка 70 млрд. И — смысл загонять этот миллиард в никуда? Но вопрос-то сам по созданию какой-то выделенной линии, пусть не подземной, а надземной, скоростного трамвая, на опорах, к этому нужно будет возвращаться.

ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ ДОРОГ УЖЕ ВЫДЕЛЕНЫ

- В начале года, Виталий Васильевич, мы написали о том, что Ростов-на-Дону вновь получит гигантские деньги на дороги. Казалось бы — всем бы тут взять и обрадоваться, но ведь народ помнит, что было в прошлом году, и в позапрошлом, когда город стоят в десятибалльных пробках. Столько комментариев было не очень приятных, мягко говоря!

- Вот ведь в чем дело: это была всегда была проблема — позднее получение денег. Она нас всегда отбрасывала в реализации на осень. Это был коллапс. Но меня радует, что есть определенный прогресс. У нас действительно приличный объем: 2 млрд рублей на ремонт и обустройство объектов дорожной инфраструктуры — половина из федерального бюджета, вторая — областной дорожный фонд. И вам скажу так: мы все время идем по пути сокращения сроков по выделению субсидий. Раньше было такое, что мы получили деньги... в декабре — на реализацию годовой программы. Естественно, ни копейки мы не могли освоить, они уходили обратно и возвращались уже в мае-июне.

- Что в этом году?

- В этом году мы деньги уже получили, провели торги и заключаем контракты. Поэтому хочу заверить через «Комсомолку» всех горожан, что старт начинается уже со следующей недели, а основной массив работ придется на лето, в период отпусков, когда люди разъезжаются. Тогда получится и поручение губернатора выполнить — по срокам (до 1 ноября. - прим. ред.), и с нормальным качеством. Ведь понятно всем, что когда ведутся работы в снег, в минусовые температуры, о качестве говорить и не приходится.

- И начинается спешка.

- Да. С одной стороны — понятно, что надо делать, чтобы освоить деньги, исполнить контракты, с другой — потом они все начинают сыпаться, потому что мы не достигаем показателей качества, нет уплотнения (а асфальт уплотняется только при определенных температурах), плюс еще ростовские перепады температур с переходами через 0 градусов. Тот же мост на пр. Стачки — лично мой вопрос. Каждый раз еду и думаю: почему так происходит. Там действительно есть проблемы, связанные с технической частью. Ведь тот же асфальт и тем же подрядчиком, той же техникой уложен на подходах к мосту, а на самом переходе он высыпается, т. к. нет основания, изоляции и других вещей. Говорю: значит, надо спиливать и укладывать новый.

- Объем большой, да?

Монополию по ремонту дорог в южной столице, заявил Кушнарев, убрали: теперь к процессе допущены многие, а не единицы, как прежде. Фото: пресс-служба горадминистрации.

Монополию по ремонту дорог в южной столице, заявил Кушнарев, убрали: теперь к процессе допущены многие, а не единицы, как прежде. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- Ну судите сами: эти 2 млрд — 80 улиц протяженностью 111 км, примерно столько же, сколько и в прошлом году. Плюс еще 900 млн — на следующий год, 26 улиц и 40 км. Но это — пока, сумма наверняка вырастет.

- А Большая Садовая, Станиславского?

- Это — отдельная тема. По Садовой концепцию разрабатывает КБ «Стрелка», они занимаются этим вопросом по всем городам-миллионников. Думаю, будет все сделано хорошо и качественно. Капремонт на Станиславского тоже особняком стоит, контракт в прошлом году заключен. Сегодня демонтируем рельсы, плитку, брусчатку старую — чтобы посмотреть, можно ли ее использовать.

- Она в каком, кстати, состоянии?

- Если честно — в очень плохом. Но все равно — достанем, посмотрим, что можно ею вымостить — часть площади, чтобы интегрировать ее в современную обстановку, сделать кусочек истории. Увидим, сколько получится.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ЛАТАНИЕ ЯМ ПОСЛЕ СВЕЖЕГО РЕМОНТА?

- Вы уже упомянули об этом, но хотелось бы услышать более развернутый ответ вот по какому поводу: много критики от ростовчан не только по самому факту дорожных работ, но и по их качеству по итогам — в одном месте яма, в другом. Потом это приходится переделывать. За чей счет «банкет»? Получается ли заставить подрядчиков устранять их же собственные недостатки?

- Да, получается. Тем более, что нам помогает в этом и законодательство, и практика судебная. Все что сейчас делается — это как раз за счет гарантий по контрактам. Конечно, они все протестуют, подрядчики, когда мы прописываем гарантийные сроки длительные — от трех и больше лет: невозможно в городе при такой интенсивности движения, нагрузках, дороги сохранить. И то, что в Москве или еще где-то, как говорят, хорошие — не потому что там суперкачество, а тоже поскольку делается ремонт.

- Но они, это тоже известно, часто работают по ночам...

Исправлять недостатки работ подрядчикам очень не нравится, но - приходится это делать. Фото: пресс-служба горадминистрации.

Исправлять недостатки работ подрядчикам очень не нравится, но - приходится это делать. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- И мы тоже будем это внедрять, проблема в том, что народ зачастую против, пишет жалобы — такое было, к примеру, на Ворошиловском мосту в прошлом году. Понятно, что все делается для них, однако ясно, что это может мешать. Только что делать?

- Многие говорили, что главная проблема по ремонту дорог в Ростове в целом была в том, что этим занимались «избранные» подрядчики. Что-то изменилось теперь?

- Я ушел от монополии, когда работали две-три организации, теперь их много: имеются заводы, мощности которых простаивают (и их участие сократит сроки выполнения контрактов), и компании, готовые выполнять свои обязательства хорошо. Тогда можно и спрашивать по-нормальному: одно дело с пары-тройки требовать, другое — когда их двадцать, у каждого по несколько объектов. Активно сейчас обращаемся в суды, чтобы взыскивать неустойки по срокам и исполнения обязательств. Есть, конечно, ловкачи-учредители, которые имеют по несколько фирм, и если одна зарекомендовала себя с плохой стороны, они выдвигают на следующие конкурс другую. Но и эти уловки теперь не проходят. Главное, что исправляют они все за свой счет.

«ОТНОШЕНИЯ С БИЗНЕСОМ СЕГОДНЯ РОВНЫЕ»

- Мы вот мягко подошли к очередной сложной теме — взаимоотношения городской власти и бизнеса. Сейчас как вы оцениваете их?

- Я бы сказал, что что нас сегодня — нормальные, ровные отношения. Губернатор, когда я шел на конкурс (на замещение должности главы горадминистрации), поставил задачу: если выбирают меня, нужно найти коммуникации, компромиссы и выстроить взаимоотношения с бизнес-сообществом. На его взгляд, они были напряжены. Установить статус-кво, найти точки соприкосновения. Сегодня мы общаемся. У нас успешно действует совет по инвестициями, находим решения. В портфеле бизнес-проектов у нас более сотни инвестпроектов на сумму более 300 млрд рублей. Часть из них — в «губернаторской сотне», их 19, и они на особом счету.

Сити-менеджер раз в месяц проводит личный прием предпринимателей с участием регионального бизнес-омбудсмена. Фото: пресс-служба горадминистрации.

Сити-менеджер раз в месяц проводит личный прием предпринимателей с участием регионального бизнес-омбудсмена. Фото: пресс-служба горадминистрации.

- А непосредственно к вам, к руководителю города, насколько сложно предпринимателю попасть со своей проблемой?

- Знаете, вряд ли найдется тот, кто скажет, что его не слышат, не принимают, не хотят общаться. Ежемесячно проходят мои приемы предпринимателей — с участием регионального бизнес-омбудсмена, слушаю людей, общаюсь с ними. Плюс есть приемы по личным вопросам, туда тоже приходят представители бизнеса, задают свои вопросы.

- И, конечно, на одном из первых мест — вопросы поддержки, так?

- В Ростове создана нормальная, жизнеспособная, как мне кажется, и эффективная система поддержки. Это и льготы по налогу на имущество и прибыль на пятилетний срок, и субсидирование процентной ставки по кредитам, и микрозаймы, и снижение административных барьеров — включая развитие сети МФЦ, которые оказывают услуги в том числе и для предпринимателей. Так что работа есть, понимание тоже.

«РОСТОВ ЖДЕТ ПЕРЕМЕН»

- С другой стороны — понятно ведь, что вам, как главе администрации города-миллионника, столицы Южного федерального округа, надо опираться на свою команду. Сейчас вы ей довольны?

- Василий Юрьевич (Голубев, губернатор Ростовской области) ставит перед нами задачу строить «Новый Ростов». А значит, нужна новая команда управленцев, и вопрос кадровой политики всегда один из основных. Потому что, какая бы хорошая и интересная задумка ни была – без команды единомышленников она никогда не реализуется. Да, я принял серьезные кадровые шаги, и считаю, что управлять городом должна команда молодых и активных людей: для меня в первую очередь важна их гражданская позиция, патриотизм и искреннее стремление принести пользу городу и людям, которые в нем живут. Плюс гибкое мышление и умение работать в системе многозадачности. В наступившем году нам предстоит работать намного быстрее и при этом максимально точно. И все-таки оценку давать еще рано — пока, по моим ощущениям, все получается. Но в процессе работы будет видно, кто справляется с заданным темпом, а кто нет. Многие приходят на работу в 7.30, а уходят после 23.00.

- Да, но можно ведь и ночевать, а толку — никакого. Разве нет?

Один из основных приоритетов в работе новой команды - подготовка к ЧМ-2018. фото: пресс-служба горадминистрации.

Один из основных приоритетов в работе новой команды - подготовка к ЧМ-2018. фото: пресс-служба горадминистрации.

- Естественно, мы стараемся выбрать определенные тактические и стратегические направления. И все направлено на результат. С позиции, как говорит губернатор, сделать все, чтобы решить вопрос, а не обойти его. Ростов, конечно, ждет перемен, и наша задача — не подвести горожан, не обмануть их ожидания. Тем более сейчас самый сложный период — подготовка к ЧМ, и весь этот год и половина следующего пройдут именно под этим флагом.

- Но жизнь-то на чемпионате не останавливается.

- Верно, поэтому все механизмы работают так, как положено: образование, здравоохранение, транспорт и так далее. Но вместе с тем, поставлена задача — вывести все на новый, более высокий уровень. Благоустройство, гостиничный комплекс, дороги, транспорт. Так что — жизнь идет вперед, и нам надо успевать все сделать.

 
Читайте также